2.10.1990 года.
Вчера официально начался отопительный сезон. Я снова работаю в парке отопления вагонов. На этот раз напросился сам: надоело ездить. Назначили бригадиром смены. В бригаде пока всего два человека - две девчонки. Из них одна - новичок, вторая - опытная истопница, не первый год работающая на отоплении. Девушка в роли кочегара смотрится, конечно, смешно и неожиданно, но в нашем резерве это вполне обычное явление.
Вагонов пока немного, на улице плюсовая температура - напрягаться не приходится. Сегодня вместе с новенькой обошёл все вагоны, объяснил некоторые нюансы нашей работы. Весь день девчушка бегала с кочергой и вёдрами, в конце смены плюхнулась на полку в штабном вагоне и мгновенно уснула. Когда пришло время идти домой, я еле разбудил её. Она шла по перрону, еле передвигая ноги: чёрная от угля, пьяная от усталости. Люди шарахались от неё как от привидения...
Даа, тяжелая работа... Интересно, а как же другие девчонки эту работу выдерживали годами? Как я понимаю, именно эта девушка вскоре уволилась? Но были другие девушки-истопницы, которые работали и не увольнялись. Как же они справлялись с такой нагрузкой?
Эта девушка устраивалась работать проводником пассажирских вагонов. В те годы, от проводников требовалось умение отапливать вагоны углём, чтобы пассажиры не замерзали в пути. Далеко не все новички с этим справлялись. Эта девушка тоже не справилась с трудностями и вскоре уволилась. Многие девчонки-истопницы всё-таки справлялись с такой нагрузкой и работали довольно продолжительное время...
Большинство из них - да. Никто не устраивался работать истопником или истопницей на постоянной основе. 1 октября каждого года начинался отопительный сезон на железной дороге. Набирались четыре бригады истопников из числа проводников либо из числа устраивающихся на работу. Некоторые через месяц - два - переводились в проводники, некоторые оставались на весь отопительный сезон (то есть до 1 мая), а некоторые, не выдержав нагрузки, просто увольнялись по собственному желанию.
Понятно. И насколько я поняла, девушка из этого рассказа не успела побыть проводницей, и не ездила в рейсы? Потому что, сначала был испытательный срок чисто в роли кочегара, и она его не прошла?
А вот интересно, если девушка устраивалась проводницей летом или в мае, когда до отопительного сезона далеко - как с ней поступали? Её зачисляли сразу в проводницы, она сначала всё лето ездила в рейсы, а потом осенью её временно переводили в истопницы - осваивать новое дело? Или нет?
Если девушка устраивается проводницей в весенний или летний период, её оформляют ученицей проводника на один месяц, после окончания которого бригадир поездной бригады (он же - начальник поезда)пишет заключение по итогам стажировки. Девушка сдаёт экзамены инструкторам, получает удостоверение проводника и отправляется в первый самостоятельный рейс. Если со своими обязанностями новоявленная проводница справляется не очень хорошо, её могут с началом отопительного сезона "по производственной необходимости" перевести на отопление вагонов.
Униформа была синего цвета, но многие девушки отказывались от такой формы. Как выразилась одна из истопниц, "в этой одежде я выгляжу уродливо". Девчонки одевались по своему вкусу.
Ну конечно, девчонки всегда думают о своей красоте! Но при этом, вы написали, что девушка была чёрная от угля. То есть, её одежда была чёрной? После первого же дня работы? Одежда настолько сильно пачкалась?
Лицо девушки было тёмного цвета от угольной пыли, а одежда на ней чёрного цвета. Конечно, от угля одежда темнела. Мы после смены обязательно шли в душ при вагонном депо, а одежду раз в неделю сдавали в прачечную...
А я помню еще маленькое продолжение про эту девушку. Вы писали, что она уволилась, и правильно сделала, что такое юное и нежное создание не предназначено для этой работы, ради чего убивать цветущую юность на такой работе? Но ведь это была временная работа! Потом она стала бы проводницей. То есть, быть кочегаром ей предстояло недолго. А у проводниц уже не такой тяжёлый и грязный труд. Но вы пишете - правильно, что она уволилась...
В обязанности проводницы входит обслуживание пассажиров, содержание вагона в чистоте, мокрая уборка в пути следования не реже двух раз в сутки, уборка туалетов, умение общаться с людьми, знание правил перевозки пассажиров и технического состояния вагонов... Далеко не всем девушкам это нравится, некоторым из них лучше вообще не соваться на такую работу.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.