Губернский инженер

               

              (фрагмент из книги Л.Т.Лутановой «Воспоминания»)



Мой отец, Беляев Константин Иванович, родился 16 августа 1884 г. в г. Вологде, в семье коллежского регистратора Вологодского Губернского Правления. У него было две сестры: Люба (1882-1962) и Соня (1886-1934). Мать его, Апполинария Ивановна, занималась воспитанием детей. В 8 лет его определили в Вологодское Александровское реальное Училище. Когда ему исполнилось 9 лет, умирает отец - Помощник Архивариуса Вологодского Губернского Правления коллежский секретарь Беляев Иван Константинович (1853-1893). Заботой и содержанием семьи занялся родной брат отца Александр Константинович Беляев (1850-1925), который служил в Вологодской Почтово-Телеграфной конторе первого класса.
Проучившись несколько классов в Реальном училище, отец продолжает учёбу в Вологодской мужской гимназии. Окончив её, едет поступать в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров императора Николая I. По-видимому, сказалось влияние деда по отцовской линии, который служил 1840-1850 гг. в Вологодской Губернской Строительной и Дорожной Комиссии. Сдав все экзамены на «отлично», кроме экзамена по рисунку, по которому получил «хорошо», не был зачислен.
Вернувшись в Вологду, целый год работал репетитором и совершенствовал своё мастерство в рисунке. На следующий год, сдав все вступительные экзамены на «отлично», был принят на архитектурное отделение этого института. Из-за революционных событий 1905-1906 гг. занятия студентов в институте прерывались. И только в 1912 г. пишет дипломную работу (проект собора и церковного здания) и получает «отлично».
После окончания института гражданский инженер К.И. Беляев был определён с правом на чин X класса младшим инженером Строительного Отделения Вологодского Губернского Правления, где когда-то служил его дед. Строительное отделение в те годы возглавлял губернский инженер, заместителем его был губернский архитектор. В отделении было два специалиста: младший инженер и младший архитектор. Основную работу выполняли внештатные специалисты или сверхштатные техники.
Обычно выпускники этого института, которые оставались в С-Петербурге, Москве и в других крупных городах России, сначала назначались сверхштатными техниками, а уж потом, через несколько лет, младшими инженерами. Они были отлично подготовлены как инженеры-строители, а в архитектурно-художественном отношении не уступали питомцам Петербургской Академии Художеств и составляли основные кадры архитекторов в губернских строительных учреждениях.
Надо учитывать, что в конце XIX и начале XX вв. звание гражданского инженера в России давали всего пять учебных заведений. Ведь гражданские инженеры были одновременно и архитекторами. Они были разносторонними людьми, интересы которых распространялись далеко от их профессиональной деятельности, а рисунок и живопись для многих были второй профессией.
В 1912 году, сразу вступив в должность, он также занимается общественной работой, становится членом Северного кружка любителей изящных искусств (СКЛИИ). Да и сама тема его дипломного проекта говорит о его пристрастии к древнерусскому зодчеству и русскому народному искусству. Членами этих организаций были в большинстве молодые люди, полные энергии и энтузиазма. Они собирали материалы по истории вологодских соборов и церквей и на основе собранного материала читали лекции.
В марте 1913 года в Вологде была организована членами СКЛИИ IV Художественная выставка, в которой участвовали художники-передвижники, члены «Мира искусства» и другие художники со своими работами и лекциями. Одним из них был художник, писатель Г.К. Лукомский (1884-1952), который по просьбе членов кружка решил взяться за написание и опубликование материалов, собранных ими. Сразу же была создана Историческая комиссия, задачей которой был сбор текстовых и иллюстрированных материалов (лекции, фото, рисунки достопримечательностей древней вологодской земли). Работа для написания книги, в которой участвовал и мой отец, шла так скоро, что уже к приезду писателя в Вологду в марте 1914 г. материал для книги был собран. В октябре 1914 г. в Петербургском издательстве была выпущена книга «Вологда в её старине».
Одновременно с работой в СКЛИИ, он состоял в ВОЙСК (Вологодское Общество Изучения Северного Края): его географии, истории, экономики, культуры, быта. Был избран секретарём одной из пяти комиссий общества - Историко-Археологической, а в 1918 г. - членом Правления ВОЙСК.
Надо полагать, что Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, гражданская война сильно повлияли на творческую деятельность этих организации. Так, например, СКЛИИ в 1920 году вообще прекратила свою деятельность, а жизнь в ВОЙСК затухала. Определённую роль здесь сыграло вмешательство новых органов власти в деятельность общества, стремясь подчинить его своим пропагандистским интересам.
В конце 1915 г. младший архитектор Строительного Отделения Вологодского губернского Правления, гражданский инженер, титулярный советник К.И. Беляев увольняется со службы в Правлении и по настоянию А.А. Можайского - Председателя Вологодской Губернской Земской Управы, переходит заведовать Дорожно-Строительным Бюро этой управы. Для Управы, где велась основная исполнительная работа, нужны были молодые, образованные, энергичные люди, которые обладали хорошей профессиональной подготовкой.
У него сложились хорошие отношения с губернатором, с вице-губернатором В.Э. Фуксом. По-отечески относился к нему А.А. Можайский. Часто приглашали на семейные обеды, ведь он был молодым, образованным, приятной наружности человеком, с энциклопедическими знаниями, замечательным оратором по рассказам его друзей. Предки его, истинные вологжане, трудились на благо родного края с начала XIX века, а сам он с 1912- 1930 гг. работал в Вологде и был высококвалифицированным специалистом того времени.
Во время экспедиции по заданию ВОЙСК в г. Тотьму отец познакомился с моей мамой. Моя мать - Беляева (Шушкова) Надежда Ивановна (20.02.1902 - 28.11.1964) родилась в г. Сувалки (Польша) в семье служащего городского суда. В те времена все государственные органы города были под российской юрисдикцией. Училась в Сувалкской Губернской женской гимназии.
После Октябрьского переворота её семья переехала в Москву. Так как в эти годы в городе не хватало продовольствия, они вернулись в г. Тотьму, на родину родителей, где она стала работать делопроизводителем в уездной управе. В 1921 году они поженились.
Отец сдержанно встретил новый государственный строй, который стал рушить основы царской власти и Февральской революции. В 1923-1924 гг. началось уничтожение церквей и соборов. Из трех церквей на Сенной площади две были полностью уничтожены — это церковь Николы Чудотворца Святителя и церковь Афанасия Александрийского, а Спасо-Всеградский собор хотели переделать под культурное учреждение.
По рассказу матери, руководители города с большой настойчивостью убеждали отца, чтобы он, как архитектор и специалист по церковным зданиям, переделал этот собор. Несколько раз вызывали в Губисполком, но он не соглашался. Тогда к нему на дом прислали двух молодых чекистов с «револьверами», чтобы привести силой, но он наотрез отказался им подчиняться, и те ушли. Он считал, что Спасо-Всеградский собор является самым лучшим в Вологде и любое вмешательство в его конструкцию могло привести к уничтожению не только церковного памятника, но и самого здания. Писал письма в Москву в защиту его спасения.
Результат известен. Сначала в 1924 г. собор был переделан во Дворец Искусств нелепой формы, потом в 1932 г. в кинотеатр, а в 1972 г. здание кинотеатра было полностью разрушено и сравнено с землёй. В 1987 г. на этом месте поставили памятный крест. Так был уничтожен один из лучших храмов г Вологды.
Новая власть очень настороженно и подозрительно относилась к представителям старой интеллигенции (учёным, инженерам, художникам, архитекторам, писателям ), видя в них явных и скрытых контрреволюционеров. В таких северных провинциальных городах, как Вологда, эти отношения носили относительно либеральный характер, т.к. для строительства не хватало профессиональных кадров.
Привожу некоторые данные деятельности отца в 20-е годы из его трудовой книжки (дословно):
22.11.1922 - 25.9.1928 - Губернский архитектор.
16.10.1925 - Народный дом железнодорожников: руководство и наблюдение за постройкой (сейчас это Дворец культуры железнодорожников).
1926-1928 - Губернский инженер.
Начались 30-е годы. Машина репрессий специалистов дореволюционной школы набирала обороты. Дело «Промпартии», «Союза инженерных организаций», Новые власти вспомнили его «непослушание», тем более он служил в Вологодском Губернском Правлении, как отец и дед, а также в Вологодской Губернской Земской Управе.
Чтобы не попасть в жернова репрессий НКВД, ему пришлось с 1930 по 1937 гг. переезжать со всей семьёй (5 человек) из города в город: Серпухов, Златоуст,... Южный Сахалин (г. Александровск). Так как он был специалистом в строительном деле, часто вороватые начальники, которые в большинстве своём назначались не по знанию и профессионализму, а по политической благонадёжности, все свои грехи стремились списать на «буржуазного специалиста». Только его честность и порядочность позволяла ему не быть привлечённым к «тёмным» делам.
И как истинный вологжанин в 3-м поколении он вернулся в 1937 г в Вологду и сказал моей матери: «Я им больше не нужен». Некоторое время работал учителем рисования, потом по состоянию здоровья получил инвалидность и 14 мая 1942 г. умер от сердечного приступа, оставив неработающую мать с 5-ю детьми.
Много ещё было отцовских проектов в архивах - это чертежи церквей, Соборов, церковных зданий, эскизы крытых рынков - это во времена до 1942 года. Его статьи в Вологодских газетах, переписка с важными людьми и т.д. Отец был сильным специалистом в своём деле, деятельным, справедливым. По рассказу матери его близкие товарищи, друзья, часто просили его выступить на собраниях, т.к. он обладал красноречием и твёрдостью характера.
Его поколение попало в суровый жизненный период: Революция 1905-1907 гг., Мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, Гражданская война, Репрессии 1930-1937 гг., когда очень большой пласт народа, особенно дореволюционной интеллигенции, был вычеркнут из жизни общества. Одни эмигрировали, другие репрессированы, а те, кто выжил, поплатились тяжёлыми годами своей короткой жизни.
Дети Константина Ивановича Беляева и Надежды Ивановны Беляевой:
1. Вера Константиновна Беляева (Дружинина) - год рождения 1923 - работала преподавателем немецкого языка в школах г. Вологды до пенсии.
2. Лидия Константиновна Беляева (Хромова) - год рождения 1925 - закончила Вологодское медицинское училище, работала лаборантом в г. Санкт-Петербурге.
3. Галина Константиновна Беляева (Гудкова) - год рождения 1932 - преподаватель немецкого, английского языков, работала в Ленинградской обл., г. Подпорожье.
4. Людмила Константиновна Беляева (Лутанова) - год рождения 1937 - училась в музыкальном училище г. Вологды. Закончила Ленинградский институт культуры им, Крупской (Музыкальное народное отделение). Работала в муз. школе г. Череповца, и в муз. училище одновременно 4 года. Стаж работы на одном месте 56 лет. Руководила русским народным оркестром - 28 лет.
5. Младший брат Георгий Константинович Беляев - 1941 года рождения - окончил Ленинградский институт точной механики и оптики. Работал в г. Арзамас-16. Сейчас это Российский Федеральный Ядерный Центр г. Саров Нижегородской области. Стаж работы 30 лет.


Примечания и ссылки:

  1."Осенью 1930г. в прессе появилось сообщение о раскрытии органами ОГПУ...Промышленной партии...группа инженеров...обвинялась в попытке срыва индустриализации страны путем создания искусственной диспропорции между отраслями народного хозяйства,омертвлении капиталовложений...диверсии на предприятиях и др...
Сталин, направлявший усилия ОГПУ, рассчитывал не только переложить на "спецов" вину за все провалы политики индустриализации, но и избавиться от убежденных сторонников нэпа, т.к.  к тому времени начинают сбываться прогнозы "правых", предсказывающих нарастание экономических трудностей в случае продолжения ускоренной индустриализации...Огромный дефицит бюджета власти латали за счет эмиссии, повышения цен , принудительной подписки на займы...Одной из целей сфабрикованного дела была дискредитация председателя Совнаркома  А.И.Рыкова  с целью его замены на В.М.Молотова"(2).

2. "Промпартия", "Союз инженерных организаций", "Совет союза инженерных организаций"- разные названия одной и той же мифической организации инженеров, осужденных в 1930году(2).


Источники:

1.Л.К.Лутанова. Воспоминания.Череповец. «Окраина». 2014
2.История Росии с древнейших времен до начала XXI века. Ред. А.Н.Сахаров,М.,Астрель, 2005г.


Рецензии