Синельников Андрей. С. Мирное. 1937 г. Расстрел

СИНЕЛЬНИКОВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
- СТАРШИНА СЕЛА МИРНОГО БЛАГОДАРНЕНСКОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

1937 г.
РАССТРЕЛ

Синельникова Андрея Алексеевича, жителя села Мирного,  семидесятилетнего старика и его старшего сына – Синельникова Мирона Андреевича, 1889 года рождения, сотрудники Благодарненского райотдела НКВД арестовали в ночь с 27 на 28 июля 1937 года. Мирон жил отдельно от отца, своей семьей. У него было четыре сына: Лаврентий, Василий, Иван и Георгий.

В эту же ночь были арестованы колхозники Мирненской сельхозартели «Гигант» Афанасенко Петр Григорьевич, Крикунов Абрам Фалалеевич, Логвинов Петр Григорьевич, Новиков Василий Сидорович, Проскурин Александр Матвеевич и Смашко Даниил Гаврилович.

В пути из села Мирного в районный центр – село Благодарное Синельников недоумевал, что он и его сын плохого сделали, какой проступок совершили, кому стали угрозой? Что вот так, ночью, когда после трудового летнего дня он и семья отдыхали, ворваться в дом, всех перепугать, все переворошить, еще и без особых оснований арестовать.

Да, он не местный, иногородний. Родился 30 ноября 1867 года в селе Полатово Бирючинского уезда Воронежской губернии. С 1891 по 1894 годы служил фельдфебелем в Грозненском резервном батальоне. После службы женился, решил поискать лучшей доли. Переехал в Ладовскую Балку Медвеженского уезда Ставропольской губернии. Но земельные наделы там иногородним поселенцам не нарезали. Поэтому, когда в 1906 году губернские власти объявили о заселении Верхне-Чограйской и Маджарских дач, не раздумывая, отправился в Благодарненский уезд, стал одним из первых поселенцев села Мирного. Всю жизнь трудился, занимался хлеборобством, до Октябрьского переворота имел в хозяйстве четыре лошади, две дойных коровы с приплодом, двенадцать десятин посева. Нанимал постоянного батрака и сезонных рабочих. Показал себя рачительным хозяином, не случайно на сходе жителей села его выбрали старостой Мирненской волости. Он и общественную работу вел исправно, при нем в селе был порядок. Конечно, он виноват перед Советской властью, в 1918 году не избежал мобилизации в Добровольческую армию. Но ведь, при первой возможности перебежал с земляками к красным. Так было: занимали село белые – проводили мобилизацию, занимали красные – тоже проводили мобилизацию. Твоего желания никто не спрашивал! Не пойдешь под ружье, поставят к стенке. После гражданской войны вернулся к крестьянскому труду. Годы были крайне тяжелые, особенно голод 1921-1922 годов. Да и в 1924 году был неурожай. Расширил посевы до 40 десятин. Держал две лошади, две пары быков, десяток овец с приплодом. Батраков не нанимал, добро наживал, как говорится, своим горбом! В 1929 году, во время массовой коллективизации, вступил в колхоз «Гигант». Отвел на колхозный двор быков и лошадей, сдал в общественный гурт. Оставил дома лишь дойную корову и десяток кур.

Думал Андрей Алексеевич и о семье. В Мирном остались: жена – Вера Михайловна, ей тоже семьдесят лет; сын Александр Андреевич и сноха Елена Захаровна, им по 24 года; любимый внучек, двухлетний Иван Александрович.

Доставили отца и сына Синельниковых в КПЗ Благодарненского районного отдела НКВД. Две недели на допросы не вызывали. Видимо, сотрудники были перегружены, до всех арестованных руки не доходили. И вот, 17 августа 1937 года первый допрос. Проводил его помощник оперуполномоченного УГБ Благодарненского РО НКВД Бельский. Он заполнил анкетные данные арестованного, а затем начал напористо задавать вопросы:
- Следствию известно, что Вы среди колхозников систематически проводили антисоветскую агитацию, направленную против колхозов и советской власти. Подтверждаете это?
- Нет, не подтверждаю, - ответил Синельников.

- Вы говорите не правду! Следствие имеет достаточно материалов о том, что Вы среди колхозников проводили антисоветскую агитацию. Подтверждаете это?
- Нет, не подтверждаю.

- Вы говорите не правду, - повысил голос Бельский. – Следствие требует от Вас правдивых показаний по этому вопросу.
Синельников стоял на своем:
- Я говорю правду. Антисоветской агитацией я не занимался.

Бельский остался недоволен ответом и еще раз повторил вопрос:
- Вы обвиняетесь в том, что среди колхозников систематически проводили антисоветскую агитацию, направленную против колхозов и советской власти. Признаете себя в этом виновным?
- Виновным себя не признаю, - ответил Синельников.

Не добившись признания подследственного на первом допросе, следователь дал ему протокол допроса на подпись, а потом приказал конвоиру увести Синельникова в камеру.

К следующему допросу Бельский хорошо подготовился. На его столе лежало несколько следственных дел с закладками на нужных страницах, на тех где арестованные и свидетели дали показания против Синельникова.

Когда Бельский начал зачитывать подследственному показания свидетелей, Синельникову стало ясно, почему он в заключении. Жители села, колхозники, среди которых были соседи и его хорошие товарищи, то ли по недомыслию, то ли по злому умыслу сообщили следствию его разговоры, суждения о ситуации в стране, районе и колхозе, которые следователи посчитали контрреволюционными, антисоветскими.

Бельский:
- Вы говорили колхозникам у правления колхоза такие слова: «…Когда я был старшиной и руководил Мирненским обществом, то был порядок. А теперь порядка нет, ни в колхозах, ни в Советах. Все идет безалаберно».
- Да, говорил! Так оно и есть, при старой власти порядка было больше, – подтвердил подследственный.

- Хорошо! А вот что против Вас показывает гражданин Афанасенко: «…Синельников говорил, что землю пахать не нужно. А если пахать, то пахать мелко, чтобы ничего не уродилось. Тогда и колхозы распадутся». И еще, Ваши слова: «…Сколько не работай в колхозе, толку мало. В прошлом году работали-работали, шиш получили. То будет и в этом году, хлеб уберем, а кушать не будем, все заберут, мы останемся голодными. Нас советская власть обманывает». Подтверждаете, что это Ваши слова?
Синельников стал отвечать уклончиво:
- Говорил или не говорил? Точно не помню…

Бельский продолжал:
- На странице тринадцатой: «…Синельников говорил, что колхозники добились якобы свободы, а теперь ходят телешом, обуть-одеть нечего. Нужно из села уходить на заработки на Кубань». На странице четырнадцатой, ваши речи: «…Колхозник не успевает платить, то заем, то самообложение. И все это с нас, колхозников. Когда этому придет конец?» Будете отпираться, или признаете свою вину.
- Разве это не правда. В 1936 году был неурожай. Работали от зари до зари, а ничего из колхоза не получили. Всю зиму голодали. Снабжения нет, детей в школу не в чем отправить, ни обуть, ни одеть…

- Вы меня тут гражданин Синельников не агитируйте, это Вам не колхозный базар, - прервал Синельникова помощник оперуполномоченного. - Так и записываю в протокол, что Вы вели агитацию против колхозного строя и это подтверждаете.
Синельников молчал.

- А еще на вас показал свидетель Новиков, который слышал Вашу агитацию против технического прогресса, дискредитацию машинно-тракторных станций. Вы говорили: «…Хлеб в этом году уродился хороший, но только комбайнами мы его не уберем. Раньше больше сеяли, и лобогрейками все вовремя убирали. И теперь надо косить лобогрейками, меньше будет потерь и не надо платить в МТС за работу комбайнов». Полагаю, что достаточно я Вам прочитал показаний против Вас. Вы обличаетесь в антисоветских и антиколхозных выступлениях. Согласны? Подписывайте протокол допроса!
Синельников протокол допроса подписал.
20 августа начальник оперативной группы Благодарненского РО НКВД, лейтенант госбезопасности Крылов утвердил обвинительное заключение по следственному делу № 505 Синельникова Андрея Алексеевича.

29 августа начальник Благодарненского РО НКВД Емельянов Иван Иванович в городе Ставрополе докладывал на заседании Тройки при УНКВД СССР по Орджоникидзевскому краю дело А. А. Синельникова, обвиняемого в том, что «…он вел активную антисоветскую и антиколхозную агитацию среди колхозников». Тройка постановила: Синельникова Андрея Алексеевича расстрелять. Приговор в исполнение приведен 5 сентября 1937 года.

Его старшего сына – Синельникова Мирона Андреевича Тройка пощадила, приговорив к трем годам исправительных лагерей. В декабре 1989 года он был реабилитирован.

По приговору Тройки были расстреляны: Крикунов Абрам Фалалеевич, Логвинов Петр Григорьевич, Новиков Василий Сидорович, Проскурин Александр Матвеевич и Смашко Даниил Гаврилович. Из всей группы колхозников, арестованных 28 июля 1937 года, лишь Афанасенко Петр Григорьевич был приговорен на 10 лет исправительных лагерей.

Младший сын Синельникова Андрея Алексеевича – Синельников Александр Андреевич, 1912 года рождения, уроженец села Мирного Благодарненского уезда, в 1941 году Благодарненским райвоенкоматом был призван в РККА. Пропал без вести в апреле 1943 года. Его жена Синельникова Елена проживала в селе Мирном.

Воевали с фашистами четыре сына Синельникова Мирона Андреевича.

Синельников Лаврентий Миронович, 1908 года рождения, уроженец села Мирного Благодарненского уезда, служил в 90-м артиллерийском полку 19-й стрелковой дивизии. Повозочный штабной артиллерии, ефрейтор Л. М. Синельников 3 марта 1944 года при прорыве обороны в районе Котовка Кировоградской области, несмотря на шквальный пулеметный огонь противника, своевременно доставлял боеприпасы на огневую позицию 1-й батареи, стоявшей на прямой наводке. Был ранен, но не прекратил исполнять служебные обязанности до завершения контратаки противника. Командиром 90-го артполка, майором Игнатьевым награжден медалями: в марте 1944 года – «За боевые заслуги», в июле 1944 года – «За отвагу».

Синельников Василий Миронович родился в 1912 году в селе Мирном Благодарненского уезда Ставропольской губернии, в РККА призван Благодарненским ОРВК 14 августа 1941 года. Попал в плен, освобожден. Служил рядовым в 661 стрелковом полку. По сведениям Благодарненского ОРВК пропал без вести в декабре 1943 года. Его жена Синельникова Ел. Ел. проживала в селе Мирном.

Синельников Иван Миронович родился в селе Мирном в 1914 году. 3 ноября 1941 года Благодарненским РВК призван в Красную Армию. Служил рядовым в 1638 рабочем батальоне. Попал в плен, освобожден. Его жена Синельникова Мария Сергеевна проживала в селе Мирном. ЦАМО 58/18001/1583.

Синельников Георгий Миронович, 1924 года рождения, уроженец села Мирного Благодарненского района. Призван в РККА Благодарненским РВК 3 августа 1942 года, попал в плен, освобожден.

Нам не удалось установить, имя-отчество Синельникова, который с августа 1942 по январь 1943 года сотрудничал с немецкими оккупационными войсками, был назначен начальником полиции села Мирного, эвакуировался вместе с отступающими из района фашистами.

ИСТОЧНИКИ:
1. Книга памяти жертв политических репрессий Ставропольского края. Том 1. Ставрополь, 1995 г.
2. Книга памяти жертв политических репрессий Ставропольского края. Том 3. Ставрополь, 1996 г.
3. Книга памяти жертв политических репрессий Ставропольского края. Том 4. Ставрополь, 1997 г.
4. Книга памяти жертв политических репрессий Ставропольского края. Том 9. Ставрополь, 1999 г.
5. Синельников Александр Андреевич. ОБД Мемориал. ЦАМО 58/18004/585. Донесение послевоенного периода № 77752 от 18.09.1946 года Благодарненского ОРВК Ставропольского края.
6. Синельников Лаврентий Миронович. Наградные листы. Сайт «Подвиг народа».
7. Синельников Василий Миронович. Сайт «ОБД Мемориал». ЦАМО 58/18001/1583. Донесение об освобождении из плена № 16550 от 29 апреля 1943 года Ставропольского КВК. ЦАМО 58/18004/585.
8. Синельников Иван Миронович. Сайт «ОБД Мемориал». ЦАМО 58/18001/1583.
9. Синельников Георгий Миронович. Сайт «ОБД Мемориал». ЦАМО 58/18001/1583.


Владимир Пузиков
Г. Благодарный
20 ноября 2015 г.


Рецензии
Интересно познакомиться с документами прошлого.

Игорь Леванов   26.11.2015 22:29     Заявить о нарушении
Доброе утро!
Спасибо!

Владимир Пузиков   27.11.2015 06:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.