Жесткость и жестокость

История человечества есть история войн. Швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за всю историю  с 3500 года до н.э. и до  наших дней человечество мирно прожило лишь 292 года.

Надеюсь, вы понимаете, что я вовсе не намерен сейчас рассуждать о жесткости воды, жесткости конструкции - я о той жесткости, которая является чертой и мерой характера, мерой требовательности, характеристикой поведения, особенно в военное время. Также, надеюсь, что вы и не заподозрите меня в том, что я хочу вникнуть в суть и причины детской жестокости, когда дети уродуют игрушки, уродуют свою жизнь, так тяжело давшуюся их родителям. Я - о ЖЕСТКОСТИ и ЖЕСТОКОСТИ взрослых.
Некоторое время назад, я сформулировал "афоризм":

"ЖЕСТКОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАНА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ, А ЖЕСТОКОСТЬ ИСТИННОСТЬЮ"

Отчего я закавычил слово "афоризм"? Оттого, что афоризм - своего рода постулат, он не требует доказательств, оправданий и объяснений, он не требует проверки и подтверждений. Свой "афоризм" я не считаю правильным на "5" и годным для всех, и на все времена. Но если бы я не счел его актуальным, особенно сейчас - я бы не вспомнил о нем. Наступило время, когда жесткость и жестокость стали витриной дня, ЖЕСТКОСТЬ и ЖЕСТОКОСТЬ смакуют вовсю, не особенно пытаясь найти им оправдания и уместность.

Всегда ли мы можем быть уверены, что чье-либо жесткое поведение, жесткие требования вполне обоснованы правильностью, необходимостью и знанием ситуации, точным знанием, что надо ИМЕННО ТАК! Ещё серьезнее обстоит с жестокостью. Жестокость костров инквизиции, жестокость концентрационных лагерей, жестокость атомных бомбардировок мирных городов - сколько их. этих примеров! Неужели, все они служили Истине, были оправданы стремлением к ней?! Как тогда все это соразмерить со словами Ф.М.Достоевского: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка» Так ли, уж, был не прав Великий Ум! Не слишком ли далеко мы ушли по пути ведущему прочь от Истины! Я всегда считал, что путь Истины тем и отличается, что даже один шаг по нему, незамедлительно приносит благо для всех, а не только для одной стороны. Любое благо, приобретенное за счет лишений кого бы то ни было (даже будь это зверь, памятник, растение, мораль и пр.) - не есть, на самом деле , благо, а творящий это - не на пути к истине. И действия его нельзя ничем оправдать.

И как же быть со всеми этими обстрелами мирных городов, терактами, бомбардировками, захватами заложников и пр.? Можно ли быть истинным во время войны, можно ли следить за полетом бабочки, когда падают самолеты и бомбы? Одного только желается - чтобы песня В.Высоцкого была не про нас

Бросьте скуку, как корку арбузную.
Небо ясное, легкие сны.
Парень лошадь имел и судьбу свою
Интересную - до войны.

Да, на войне, как на войне,
А до войны, как до войны,
Везде, по всей вселенной
Он лихо ездил на коне,
В конце весны, в конце весны,
Последней, довоенной.

Но туманы уже по росе плелись,
Град прошел по полям и мечтам.
Для того, чтобы тучи рассеялись,
Парень нужен именно там.

Да, на войне, как на войне,
А до войны, как до войны,
Везде, по всей вселенной,
Он лихо ездил на коне,
В конце весны, в конце весны,
Последней, довоенной.

Ну, если уж, случилось, можно ли, сойдя с истинного пути, не впасть в неоправданную ЖЕСТКОСТЬ и ЖЕСТОКОСТЬ? Вопрос риторический - можно и нужно! Если нет возможности идти по пути Истины, то надо хотя бы не терять этот путь из вида. А то, ведь, потом можно его долго не отыскать, потому как Истина бесконечно далеко за горизонтом жизни и чтобы её узреть, мало встать на плечи истории, надо еще и самим будет вырасти до её понимания и желания. Желаю вам не сходить с пути Истины, а если и сойти, то не уйти далеко в сторону, чтобы не впасть в неоправданную и чрезмерную ЖЕСТКОСТЬ и ЖЕСТОКОСТЬ,


Рецензии