Вот такие вот гастроли - 7 окончание

Девяностые... Тяжёлое время. Рождённые в девяностые даже представления не имеют, какие трудности испытали их родители и родители их родителей, когда "на смену стабильному социальному государству пришла эпоха развала и хаоса". "Лихие девяностые"... От слова "лихо". А на Руси слово "лихо" что означало? Вот именно - зло, горе, смуту, вражду. Отсюда и "лихие люди" - преступники, бандиты.

Девяностые... Девальвация рубля... Сколько же народу потеряли свои сбережения и остались ни с чем... А приватизация? Сколько государственных учреждений быстренько перешли в руки собственников, а людей, которые по ряду причин оказались ненужными со своим опытом и знаниями, "выкинуты" на улицу. Появились фирмы, фирмочки и ещё что-то в этом роде. И у всех была одна цель - "хапнуть" побольше и побыстрее.

Было ощущение, что мир перевернулся. Всё, что считалось плохим, стало хорошим. Что считалось дурным вкусом, стало модным. И это выпячивалось напоказ. Что стоят одни массивные золотые цепи и малиновые пиджаки... А выражение "Новые русские"? В голове не укладывалось.

Страшные годы. Всё продавалось и покупалось. Целые заводы, фабрики, научно-исследовательские институты стояли пустыми с закрытыми дверями. Но... Постепенно разоряемыми ночными воришками, коих в те времена появилось великое множество.

Страшная безработица. Люди не только ездили на общественном транспорте по всему городу в поисках работы, но и пешком... район за районом... обходили ещё работающие предприятия. Но, их на работу не брали. Потому что сами не знали, что их ждёт в ближайшее будущее.

А сколько появилось беспризорников? После войны не было столько беспризорников, сколько их появилось в девяностые годы.

Человеческая жизнь превратилась в "ничто". Каждый выживал, как мог. У многих началась затяжная депрессия. А кто-то, не выдерживал и сводил счёты со своей жизнью.

Как вспомню вещевые рынки и китайский ширпотреб... А ведь за прилавками, в большинстве своём, кто стоял? Артисты, музыканты, доктора наук, главные инженеры, юристы, врачи, учителя... Можно перечислять и перечислять... А эти огромные полосатые сумки, набитые до отказа? Тогда слово "челноки" было у всех на устах. Кто-то мог этим заниматься, а кто-то не мог. Но все знали, что это хороший способ "держаться на плаву" в такое трудное время.

Вот и для нас наступили очень трудные времена.

Мне повезло - сокращение меня не коснулось. А вот Лена с мужем и наши ребята со своими жёнами остались без работы. Их предприятия закрылись. Завидовали ли они мне? Нет. Во всяком случае, я этого не чувствовала. Конечно, я как могла, помогала им. Потому что они остались совсем без денег. Но это не могло долго продолжаться. Потому что зарплата моя была небольшой. Здесь, как говорят "Самой бы продержаться".

Встал вопрос - "Где и как можно заработать?"

Мы долго думали, долго решали, спорили и даже ссорились. Но, всё-таки, каждый этот вопрос решил для себя самостоятельно. Ударник Саша стал "челноком" и каждую неделю стал ездить в Польшу за очередной партией женской косметики. Клавишник Женя устроился по-знакомству в ресторан в музыкальную группу. Ритм-гитарист Алексей пошёл работать дворником. Бас-гитарист Сергей стал зарабатывать частным извозом. А Лена с мужем устроились на вещевой рынок продавцами.

И всё бы ничего. Но, денег катастрофически не хватало. Потому что всё дорожало... А ведь у всех были дети. А их надо было обуть, одеть, накормить... Не говоря уже о школах.Именно в девяностые стало процветать "подношение учителям". Конечно, это и раньше было. Но, не в таких масштабах. Аппетиты учителей росли. А если не удовлетворишь их аппетит... Отражалось на успеваемости твоего ребёнка.

А тут ещё случилась беда с Сашей. У него украли всё, что он вёз из Польши. Хозяину, на кого работал Саша, было всё-равно - где и как Саша будет доставать деньги за украденный товар. Хорошо ещё, что не поставил Сашу "на счётчик". Вот тогда мы и решили подрабатывать уличными музыкантами, чтобы помочь Саше расплатиться с Хозяином.

Подрабатывали мы в подземных переходах в вечернее время, когда народу было много, так как люди ехали с работы. А ещё в субботние и воскресные дни. Потихоньку собрали Саше нужную сумму и он расплатился с Хозяином, после чего сразу же уволился. Мы все его поддержали в этом. Потому что быть "Челноком" очень опасно. Здесь не только можно было потерять товар, но и жизнь. В девяностые  это было не редкостью.

На работе, где я работала, никто не знал, что я подрабатываю. Не важно каким способом. Нельзя было об этом говорить. Потому что в те годы за это могли и уволить. А ещё, чтобы не завидовали, решив, что у человека много денег, раз он помимо работы ещё и подрабатывает. А как достаются эти деньги, никого не интересовало.

Так мы и работали в подземных переходах почти все девяностые. Конечно, конкуренция была огромная. Нас таких в те годы было много. Иногда за места в этих переходах приходилось бороться "в прямом и переносном смысле". А уж о поборах милиции и тех, на кого работали профессиональные нищие... и говорить не приходится. Но, мы держались. И наше умение, как музыкантов, нас очень выручало.

Постепенно жизнь налаживалась. Появилась работа, рабочие места и необходимость подрабатывать отпала сама собой.

Мы уже не выступаем в общественных местах, как прежде. Но... иногда..., когда собираемся вместе... вспоминаем наш старый репертуар. Такой, вроде бы далёкий, но такой родной.



Окончание.


Рецензии
Да, так и было в 90-е. Любовь, Вы же знаете, что эта тема мне близка. Вы замечательно написали подробности того времени. Спасибо.

Игорь Струйский   05.10.2021 12:48     Заявить о нарушении
Игорь, Огромное Вам Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Григорьева Любовь Григорьевна   05.10.2021 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.