Дюны

               
              Вряд ли мой рассказ-наблюдение заинтересует кого-либо кроме, может быть, нескольких человек, проживающих в том же районе, что и я. Живу я в Самаре, на левом берегу Волги, и место это называется Сокольими горами. В этом месте река намыла за долгие (хотя как знать) годы несколько песчаных островов и продолжает это делать и теперь. Я был свидетелем рождения трёх небольших. Сначала островки проявляются при низком уровне воды, но через несколько лет, зарастая растительностью, они видны и в половодье. Попадая на новый остров, поражаешься чистоте песка и его качеству. Во-первых, в нём ещё нет примесей, и он скрипит под ногами. Во-вторых, в нём можно найти много интересного, хотя и неценного: разнообразные мелкие чистые ракушки, разноцветные (мельче спичечной головки) голыши и такой же мелкий непрозрачный янтарь. В будние дни создаётся ощущение, что ты один в целом свете. Множество мелких тёплых заливчиков и сквозных проливчиков, кишащих мальками. Затем появляется растительность – вначале очень маленькая и хилая, но постепенно захватывающая всё. Разлагаясь, она забивает песок, а тут ещё и ветер приносит пыль.

       Наблюдая за эволюцией острова, заметил, что дюны, создаваемые ветром и волнами, разнятся. Если ветер и создаёт что-то, то незначительное, и оно вскоре скрывается растительностью. А вот течение намывает под водой приличные барханы с крутыми берегами, и вершины их показаться над поверхностью вовсе не стремятся. Причём по форме обрыва, даже не заходя в воду, можно точно сказать о направлении течения.

       Зачем я всё это рассказываю? Как то занесло меня в Прибрежный – это посёлок между Самарой и Тольятти. Место тоже очень живописное и потому чуть ли не полностью разобранное на турбазы и детские лагеря. Берег достаточно обширный, низинный и весь изрезан заросшими протоками и только много позже начинает вздыматься и забирать круто вверх.  Справа от посёлка есть несколько турбаз и даже заброшенный пионерлагерь советских времён, расположенные на большом и высоком песчаном языке.

       Я стоял у самой кручи и любовался видом Волги и её берегов. Высота языка составляла, на мой взгляд, метров пятьдесят над уровнем воды. И вдруг меня пронзила мысль: «Да я же стою на дюне, наверняка намытой когда-то водой». Остриё языка направлено на Тольятти, что указывает на то, что течение воды было с юга, т.е. противоположное современному. Эта гипотеза, конечно, требует доказательств и пусть этим занимаются учёные, если сочтут нужным. Но…

       Высота то намыва говорит о том, что уровень поверхности воды когда-то был выше как минимум на пятьдесят метров. Что это? Результат вселенского потопа или река постепенно промыла русло и опустилась так низко?

       Возможно, мои выводы яйца выеденного не стоят, но пофантазировать на эту тему было так приятно.


Рецензии