Увидеть прошлое как явь

Петербургское издательство «Амфора» решилось на переиздание монументальной семитомной эпопеи Марселя Пруста  «В поисках утраченного времени». Подобно тому, как архитектор всю жизнь посвящает строительству готического собора, так и этот писатель воздвиг огромный храм собственных воспоминаний.
В 1907 году в газете «Фигаро» появляется статья, в которой Пруст пытается проанализировать два ключевые для его позднего творчества понятия – память и чувство вины. Примерно в это же время он начинает писать главный труд своей жизни, цикл романов, получивший позднее название «В поисках утраченного времени» (опубликован 1913-1927). В нём  Пруст усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям непроизвольной памяти) воссоздаёт ушедшее время, людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир. Опыт Пруста – изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» – имеет большое значение для многих писателей XX века. Вот что писал по этому поводу знаток французской литературы и замечательный писатель Андре Моруа.
«Профессиональные писатели были склонны питать недоверие к тому, что исходило от этого дилетанта, ибо он был богат и имел репутацию сноба. Он предложил свою рукопись издательству «Нувель ревю франсез». Ему отказали. Наконец в 1913 году ему удалось опубликовать первый том, «В сторону Свана», у Бернара Грассе, правда, за свой счет. Успех книги был невелик. К тому же очень скоро война прервала публикацию, так что второй том появился лишь в 1919 году, на сей раз в «Нувель ревю франсез». Честь «открытия» Марселя Пруста принадлежит Леону Доде. Благодаря ему Пруст получил в 1919 году премию Гонкуров, которая принесла известность множеству талантливых писателей. Теперь он стал знаменит, и не только во Франции, но и в Англии, Америке и Германии, где его произведение сразу же нашло аудиторию, которую заслуживало.
 Как прекрасно заметил испанский критик Ортега-и-Гассет, это то же  самое,  как если бы вас попросили объяснить живопись Моне и вы ответили  бы:  "Моне  - это тот, кто писал соборы, виды Сены и водяные лилии". Что-то вы при  этом  объяснили бы, но отнюдь не природу искусства Моне. Сислей тоже писал  виды Сены; Коро тоже писал соборы. Моне отличается  не  своими  сюжетами  -  он находил их волею случая, - но определенной манерой видения природы. И если Моне - это определенное видение природы, Пруст это, прежде  всего, определенная манера воскрешения прошлого.
Перечитав еще раз произведение Пруста, испытываешь изумление при  мысли о том, что некоторые критики обвиняли  его  в  отсутствии  плана.  Но  это совсем не так: весь этот огромный роман построен как  симфония.  Искусство Вагнера, несомненно, оказало значительное влияние на всех  художников  той эпохи. Быть может, "В поисках утраченного времени" построен,  скорее,  как опера Вагнера, нежели как симфония».
18 ноября 1922 – Марсель Пруст умер от пневмонии. Три тома главного труда его жизни, лишь частично им выверенные, были опубликованы посмертно: «Пленница»; «Беглянка» и «Обретённое время» – эстетическое завещание Пруста, замыкающее ту эпическую картину работы человеческого сознания и памяти, какой является цикл романов «В поисках утраченного времени».


Рецензии