Болонья куртка и топор

                Осенью, когда я учился в шестом классе,  где и каким образом, по каким связям или представился удачный случай, моя матушка купила, а точнее купила по блату, достала как тогда говорили, дефицитную и моднейшую болонью куртку.

            Болонья куртка самого простейшего фасона, сшитая на фабрике одного из местных городов.

          В отличие от длиннополого пиджака отличалась несколькими параметрами, не продувалась, не промокала под дождём и с более тёплой искусственной подкладкой.

            Вечером в присутствии отца произошла примерка, куртка оказалась слегка великовата, что было не плохо по оценке родителей, проносится не один сезон.

          Тем более если под куртку надеть плотный свитер, можно носить её и зимой в небольшие морозы.

           Куртку как у нас всегда водилось, повесили в шифоньер, отвисится определённое время, а уже потом можно будет ходить в ней в школу.

         Когда погода совсем испортилась, прошли дожди, стало сыро и довольно прохладно, мне матушка выдала куртку с напутствием:
                -  Куртка новая, куплена не на один год, смотри, носи её аккуратно.

         Не любил я новых вещей по одной причине, не умел я их бережно носить, если не прислонился к чему - либо грязному, то обязательно зацеплюсь, не обязательно за торчащий единственный гвоздь, тут вариантов может быть множество или неудачное падение, приводящее к порче новой вещи.

              Результат мой не аккуратности довольно прост, большинство вещей мне доставались по наследству от старшего брата, а так как вещи были ношенными, то и спроса за их порчу большого от родителей не было.

             В болоньевых куртках уже щеголяли несколько моих одноклассников, куртки были из одной партии, похожи как родные братья, различались только на один размер.

         Ну и моя куртка впервые дни выглядела новее.

          С наступлением похолодания в классах топились печки, для розжига угля в них требовались дрова, которые по пиленными чурбаками были свалены перед кучами угля.

          Это если смотреть с ступеней школы по - прямой линий с протоптанной дорожкой, в метрах сорока на восток, от входа в здание школы. 

           Сразу за территорией не огороженного двора в небольшой низине. 

        На уроках труда ученики кололи дрова, принесёнными с собой из дома топорами.

          Вот и нашему классу объявили:
                - Принести завтра на урок труда топоры.

          Всё ясно и понятно, дрова будем рубить для себя.

         По - утру, выпив на скорую руку молока с хлебом, а больше ничего и не хотелось поесть, сходил за хоздвор, где на огромном полене рубили не только дрова, но и головы гусям, курам и уткам, взял большой топор.

             Портфель я нёс в левой руке, а сам топор уложил на правое плечо, придерживая его за ручку правой рукой, и вот в таком виде собрался покинуть свой двор и отправится в школу.

          У крыльца дома повстречался с отцом, который спросил у меня:
                - А топор тебе для чего?

                - Так нам на труды сказали принести.

            Отец в свой выходной собирался заняться заготовкой дров, несколько печек, а это одна в доме, вторая в новой кухне и ещё русская печка для выпечки хлеба, плюс баня, дрова пожирались печками с завидным аппетитом.

             Менять свои планы на день очень неприятная ситуация, тем более, когда поленья дров на исходе.

          Пришлось выслушать очень познавательную короткую лекцию.
                -  Я чего - то не пойму, Рудыч (это наш учитель труда) столько лет преподаёт труды,  мог бы организовать  уроки так, чтобы ученики сами изготовили ручки и черенки для тех же топоров, лопат и тяпок.
                Вон из каждой семьи там учились по несколько человек.

           На повышенный тон в голосе отца выглянула из кухни матушка, немного послушала, вставила свои домыслы:
                - Так тяпки, топоры лопаты, где взять?

            -  Да сложились и купили, не так дорого стоят.
              Вот от Вовки перешли бы инструменты к Сашке, в чём проблема!

          -  Так сходи на родительское собрание и предложи, я посмотрю, что у тебя получится!
                распаляла матушка отца.

                -  И схожу! Делов то, раз высморкаться. Рудыч учитель толковый, всё поймёт.

       -   После обеда нарубишь дров, хватить митинговать, пусть Сашка идёт в школу, а то от твоих умных речей опоздает в школу.

              Я вышел на улицу и вдоль дворов побрёл в школу, ведь мне шагать дальше всех из учеников по нашей улице, не считая, Кольки из младшего класса, живущего в крайнем дворе.

            Я уходил от двора всё дальше, но ещё слышал, как матушка с отцом продолжали начатую с утра беседу на школьную тему.

             А отцова идея мне очень понравилась и действительно, удобно было бы иметь в школе набор инструментов, которые в любое время всегда были бы под рукой.

           Мой юный ум ещё не забитый различными проблемами, запомнил, о чём говорил мне отец.

                И где - то в следующем учебном  году, когда на урок труда Владимир Николаевич объявил принести тяпки, я возьми и скажи:
                -    Да чё их из дома таскать, они у нас в школе должны быть.

            Учитель так  пронзительно посмотрел на меня, что в его взгляде прочитал:
                - Тебе что больше всех нужно. По умничать захотел.

            Я сразу пожалел о своём высказанном мнении, в глазах своих одноклассников не увидел поддержки, и словно побитая собака, поджавши хвост, ретировался в сторону.

          Но вернёмся в тот день, когда я и мои одноклассники с топорами пришли в школу, урок труда прошёл активно, ребята кололи чурбаки на поленья, девчонки складывали их в высокую поленницу.

          Вначале второго дня я пришёл из школы, когда понёс топор на его изначальное место, матушка выглянула из кухни:
               -  Скажи отцу, что топор принёс, а это что за нитка прилипла к спине, постой сниму.

              Я остановился, подошла сзади матушка и ахнула:
                - Да что это такое!
                - Новую куртку загубил!
                - За гвоздь зацепился?
                - А может завистники порезали?
                -  Отец! Иди, полюбуйся!
                -  Как после этого хорошие вещи ему покупать!

               На крики матушки пришёл отец, матушка резко развернула меня спиной к нему:
                - Вот полюбуйся! Только выдала новую куртку и на тебе результат! 

             Отец внимательно посмотрел и оценил, параллельный относительно земли разрез у правой лопатки сантиметра три с половиной четыре.

                Сразу все доводы матушки на счёт появившегося разреза отмёл, попросил меня, положит топор на плечо, нижняя острая часть топора, бородка, точно соответствовала порезу, всё ясно, это я сам топором прорезал куртку.

            И снова слово за слово началось.

         - Острие топора, лопаты, тяпки  обвязывают тряпкой при транспортировке,
                объяснял отец.

          - Так что же ты?
                Техник безопасности труда!
                Утром не подсказал сыну, как нужно сделать.

         - А ты куда смотрела, не хуже меня знаешь, как поступают в таких случаях!

           -  Да я в это время на кухне возилась и не видела, когда он взял топор!

           - А мне не до этого было!
                Сама все уши прожужжала на счёт дров.

           Родители ещё немного поговорили  на повышенных тонах, а затем пришли к мнению, что нужно узнать у сведущих людей, как лучше поступить с курткой: Зашить порез или заклеить.

           А потом наступило время обедать, после чего матушке нужно собираться на вечернюю дойку, на совхозную ферму «Дружного».
            
             20 нояб 2015 г.


Рецензии