Говорящие статуи Рима

     ПАСКВИНО.
 
     Сюжет статуи был идентифицирован в XVIII веке антикваром Э. К. Висконти: он предположил, что это торс статуи «Менелай, несущий тело Патрокла». Статуя, скорее всего, относится к эллинистическому периоду III в. до н. э. или является римской копией подобного произведения
         
      Заинтересовалась  материалом  о говорящих римских статуях.Они не представляют собой никакой особенной ценности,как скульптурные монументы,но играли в своё время определённую роль в истории Рима.

           Это форма анонимного выражения мнения народа о политической ситуации в Риме. Критика строя и глав государства (в основном папства) в форме анонимных стихов и пасквилей приклеивалась к подножьям нескольких знаменитых римских статуй. Традиция ведет свое начало с XVI века и продолжалась до наших дней.
Самая знаменитая из них статуя ПАСКВИНО.

           Точное происхождение названия статуи Пасквино, которую нашли при перестройке дороги к Палаццо Орсини в 1501 году, теряется в веках. Приблизительная версия звучит так:

      Исследователи пишут: «На одной из римских улиц издавна стоял античный обломок — безрукий торс. Изображал он, по всей вероятности, какого-нибудь бога, или героя, или мудреца. Никто не знал точно кого.
           Против него помещалась школа одного скромного учителя, носившего скромное имя — maestro Pasquino. Другие думают, что исторический Пасквино был трактирщик или цирюльник. За неимением точного названия для статуи ее стали называть по имени учителя.

      В 1501 году кардинал Оливьеро Караффа велел снять статую и поставить её на пьедестал у самого угла своего роскошного палаццо в Парионе. Статуя и до сих пор стоит там на углу  с западной стороны от Пьяца Навона.

           Статуя утратила свою функцию украшения города, когда для горожан стало привычкой и обычаем приклеивать на её пьедестал свои сатирические поэмы на романском диалекте. Это были сатиры, карикатуры, анекдоты, сплетни, клевета. В них критиковался папа или члены правительства. Их стали звать pasquinades. Они наклеивались ночами, и утром римский народ успевал их прочесть, прежде чем их ликвидировали карабинеры.

       Пасквинская статуя стала первой «говорящей статуей» в Риме. Она «говорила» о народном недовольстве, осуждала несправедливости и критиковала членов Церкви. Со временем народный обычай присоединил к ней другие статуи.Эпиграммы, которые клеились на их постаменты, быстро читались и распространялись.

      Несмотря на то, что у подножия ставилась охрана, пасквили по ночам продолжали приклеиваться. Бенедикт XIII издал указ, по которому автору пасквиля грозила смертная казнь, конфискация имущества и бесчестьe.

               Таким образом, Пасквино фактически приобрёл звание официального антагониста папству, символизируя собой народ Рима с его претензиями к пронизанной коррупцией системе.

          Традиция не утихала, от случая к случаю возвращаясь: так, например, в ходе подготовки визита Гитлера в Рим Пасквино после долгого периода молчания разразился текстом о пустой помпезности готовящихся театральных постановок, поставивших на уши весь Рим. Пасквили появлялись и во время визита М.Горбачева,а вот по поводу Путина ничего не сообщается.

МОРФОРИО

            Так назы­ва­е­мый фон­тан Мар­фо­рио полу­чил свое наз­ва­ние от фору­ма Мар­са ( т. е., фору­ма Авгу­ста с хра­мом Мар­са Мсти­те­ля, отку­да, как счи­та­ет­ся, про­ис­хо­дит ста­туя. Фигу­ра реч­но­го бога, пер­во­на­чаль­но — часть оформ­ле­ния фон­та­на, пред­по­ло­жи­тель­но вре­ме­ни Фла­ви­ев (I в.), была вос­ста­нов­ле­на с атри­бу­та­ми, харак­тер­ны­ми для Оке­а­на.
 
        Ста­туя была очень извест­на, пото­му что когда она еще нахо­ди­лась у под­но­жия Капи­то­лия, рим­ляне остав­ля­ли на ней позо­ря­щие пра­ви­тель­ство ком­мен­та­рии, под­пи­сан­ные име­нем Паск­ви­но. Памят­ная над­пись над фон­та­ном уве­ко­ве­чи­ла год созда­ния Капи­то­лий­ско­го музея (1734 г.). Рядом с над­пи­сью — бюст папы, учре­див­ше­го музей.
 
АББАТ ЛУИДЖИ.

     Аббат Луиджи — бывшая статуя римского чиновника. Ее голова была утеряна и сменялась несколько раз, как меняла местоположение и сама статуя.
В двадцатом веке ее установили рядом с церковью Сант-Андреа-делла-Валле, и эпиграммы у ее подножья сменила эпитафия:

Я был гражданином Древнего Рима,
Теперь все зовут меня аббат Луиджи.
Вместе с Марфорио и Пасквино
Я снискал вечную славу в городской сатире.
Я перенес оскорбления, унижения и забвение,
Но здесь, в новой жизни, я, наконец, в безопасности.

МАДАМ ЛУКРЕЦИЯ.

Гигантский бюст Мадам Лукреции украшает площадь Святого Марка.

        Колоссальный бюст в плохом состоянии, вероятно изображает египетскую богиню Исиду, её жрицу либо императрицу Фаустину. Единственная женская «говорящая» статуя в Риме.

         Статуя получила своё название в честь любовницы неаполитанского короля Альфонсо Арагонского.Лукреция после смерти своего покровителя переселилась в Рим и поселилась во дворце кардинала Пьетро Барбо.

ФАККИНО- носильщик.

     По одной из версий фонтан посвящён носильщикам воды.Из всех статуй это единственная,которая не имеет античного происхождения.Её датируют 16 веком.
Это действующий фонтан.

БАБУИНО

            Фонтан построен во время папства Грегория XIII во второй половине 16-го века. По замыслу автора скульптура фонтана должна была изображать Сатира, но оказалась уродливой. Острым на язык и богатым на воображение римлянам статуя напомнила разлегшуюся обезьянку - бабуина. В итоге местные жители "перекрестили" и фонтан, и всю улицу.

Посмотреть иллюстрации статуй можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/4814935


Рецензии