Мои земляки. Жители села

Бессонница меня одолела. И вспомнила я ещё учителя: Нина Михайловна Самохвалова. Преподаватель английского языка.
Был районный смотр художественной самодеятельности. Сейчас такие проходят? И стою я на сцене, ещё до начала. Примеряю чью-то кепи. А Нина Михайловна стоит внизу, с девочками. И она мне громко говорит: Как тебе кепи идёт, Валя. Я чуть в обморок не упала. В школе я считалась некрасивой девочкой.

Помню бабушку Виктора Шаробаева. Она работала медсестрой в больнице. Худенькая, маленькая, всегда весёлая женщина, со стремительной походкой. Носила белоснежный халатик и высокую шапочку. Тётя Зина. Часто пили чай с моей мамой. Мама работала там же санитаркой. А тётя Зина бегала по коридорам больницы со стирилизатором и шприцами. Тогда ещё не было одноразовых шприцов. И медсёстры стирилизовали(кипятили) шприцы на электроплитке.
Весёлая была твоя бабушка, Виктор.

Лия Ивановна Дымова, урождённая Кубышкина. Пришла работать в школу к нам во второй класс. А мы с каникул пришли и увидели её в коридоре школы, маленькой, как тогда говорили. Красивая. Мы поняли, что учительница. Сельская интеллигенция отличалась от колхозников. Ну тут разговоры, вот бы к нам в класс.
Звонок. Открывается дверь класса и входит она, Лия Ивановна. У меня дух захватило. Видать я больше всех хотела её в учителя. Она была строгая. А мы любили её. Встречали далеко от школы, за честь почитали нести за ней стопку тетрадей. Она и правда была очень красивой. Молодая. Ей с нами тоже было интересно.
Если мы обижали её, то пусть нас простит. Её уж нет.

Жила на улице Нагорная Зыкова тётя Люся. Работала в поликлинике медсестрой детской. И мама моя работала там же. Истопником. Тогда ещё топили печи в учреждениях.
Наступил Новый год. Всех детей работников рай больницы и собрали в амбулатории, что была на улице Журавлёва. Мы возле елки тусуемся, важно вышагиваем, песни поём.
Пришла пора позвать деда Мороза. Покричали! Громко покричали!! И пришёл он, большой, белый и красивый. С подарками. Всех нас знает, называет по имени.
А вот вижу я, что это тётя Люся с нашей улицы. Потом забуду. И опять вижу, что это она. но веселье пересилило.

На улице Комсомольской жила в полуразрушеном доме тётя Аня Свешникова. Работала в больнице разнорабочей, как и моя мама. Весёлая была женщина. А жизнь хлестала её за желание стать другой, выделиться из толпы наших селян. И сильно хлестала, как я теперь понимаю. Было у неё двое детей. Судя по внешности дочери, в юности она была красавицей. А вот сын был вахлак вахлаком. И, почему-то, всегда невероятно грязный. Односельчане смеялись над ней. Да-да. Наше село бывает неоправданно жестоким. А она просто хотела жить, чувствовать себя женщиной. Хозяйство не держала, жила легко. Вот и не понимали её односельчане, вечно обременённые заботами об огороде, скотине... У неё даже двора не было. Крыльцо огромное и дверь. Всегда приблудные собаки. Всегда толпа молодёжи. Она читала книги, что не очень-то свойственно моим землякам. Мечтала. и, как я сейчас понимаю, эта мечта, несбыточная, конечно, звала её куда-то.
Но тётя Аня не смогла, взмахнув руками, улететь за мечтой. А душа её звала.
Мы тоже бываем жестокими.

На этой же улице, рядом, жила семья Пальцевых. Прямо из переулка от моей родной улицы, можно было попасть к ним во двор. Большая семья. Пять братьев и сестра Тамара. Почему-то помню их не особенно хорошо, хотя с Колей училась в одном классе. Но как удивительна жизнь. С Тамарой встретились уже здесь, в Москве. А с Мишей на просторах Интернета.
А память...
9 мая. И я иду по переулку в центр села. На праздник. Тогда ещё этот праздник был великим. Были живы фронтовики. Из дома ворот Пальцевых выходит отец Миши, Тамары, Коли, Володи. Тёмный костюм, худощавый мужчина в неизменной кепочке. Вся грудь в орденах. Прямо сверкала грудь. Фронтовик! Стремительно передвигается по улице. За ним, отстав на шаг, как и положено, жена. Тётя Аня. В цветастом Павлово-Пасадском платке. Я им "С праздником". Ну и мне в ответ так же.
День был яркий, солнечный, счастливый какой-то. А может быть мне уже так помнится за давностью лет? Но помню чету Пальцевых очень нарядными. Они шли на праздник Победы.
В будние дни отец Пальцевых не носил награды.Стеснялся. Они все стеснялись. Никогда я не видела его "под шафе", чем нередко грешат мои земляки. Работящим был. Я помню его с орденами.

Училась я в маленькой школе. В той, где потом были мастерские по ремонту машин. Этого здания уже нет. Оно было слишком старым. Всего три класса, учительская и коридор. В этом маленьком коридоре мы ещё умудрялись водить хороводы. Школа отапливалась дровами, а истопником была очень пожилая рыжая женщина. Артемьева. Имя не помню.

На большой перемене нам из местной столовой приносили лепёшки. Ценой 5 копеек. Никогда я не ела более вкусных лепешек. Особый шик был, если мама вдруг давала 10 копеек. Тут уж ты богач. И тебе все завидуют.
Лепёшки приносили в огромной баке. Или мне тогда так казалось. Мы, выскочив из класса, бедную буфетчицу чуть с ног не сбивали. Хотя и буфета не было. так, со стула она и торговала. А очере-е-едь! Бывало, что не всем хватало. Но редко. Мне хватало всегда, даже если я была последней в очереди. По блату. В столовой работала баба Маша.

Её дочь, Люся, была замужем за моим старшим братом Валерием. Уже всех нет. Грустно. Она специально мне передавала лепёшки. Очень уважала мою маму. Да маму все в селе уважали. К слову сказать, была баба Маша очень сильной и выносливой женщиной. Как и все женщины в Нер-Заводе. Уже на исходе жизни всё ещё доила корову, ходила за телятами. Стеснялась быть обузой для семьи. Любила внука Валентина. Он и сегодня живёт в Нер-Заводе. Огорчал её часто, а она всё-всё ему прощала. Мда-а-а-а.

Странный случай был в нашем селе в 60-тые годы. Мне о нём рассказывала мама. Я не помню.
Была в селе семья - ЖИЛА Нина Фёдоровна с мужем. Были дети? А Нина Фёдоровна работала в рай больнице гинекологом. Муж был Гбист. И так случилось, граница же, на ТОЙ стороне заболела женщина. Вероятно, жена какого-то ОЧЕНЬ влиятельного человека. Роды шли неудачно. Как происходило дело, конечно, никто не знает. Но вдруг из Москвы пришло распоряжение, гинекологу немедленно ехать через границу на ТУ сторону, через Аргунь.

И Нина Фёдоровна поехала. Врач. Да и как откажешься? Мужу грозили сложностями. На катере, через границу, срочно. С вооружёнными пограничниками.Нина Фёдоровна попозже рассказывала, что был страх и шок. Но... Врач! Пограничников не пустили в Китай. Только один был с ней. Нина Фёдоровна настояла.
Родилась девочка. Назвали Ниной. Муж той китаянки подарил много подарков врачу. Но все подарки отобрали на нашей стороне.
Что это было?

В Нер-Заводе не росла голубица(голубика). И каждое лето, в августе, целыми предприятиями ездили далеко в тайгу, за ягодами. Чаще всего, на Аргунь. Пограничная река. Уезжали на сутки. Зато возвращались с ягодой. Мастерица была тётя Аня Соколова.Сама я видела: все соберут ведро, а она два. В руках всё горело. А как косила сено! А какой был огород ухоженный!
Мы огурцы лазали к ней воровать. Традиция такая в селе была. Ела чуть ли не стоя. Без изысков. Всё некогда ей было. Попьёт белёного(с молоком) чаю, и снова впахивать.
Теперь отдыхает.


Рецензии
Хорошо всех вспомнить. Ещё лучше - записать.

Всякъ   12.03.2016 08:34     Заявить о нарушении