42. Круги на воде. Мини-эссе

Круги на воде ... Круги в судьбе ... Но есть судьбы, в которых новые круги не делаются шире старых, а наоборот, уменьшаются до точки. Это не круги познания, а круги значимости главных событий в жизни человека, значимости для него каких-либо ценностей и идеалов.
Много событий, вещей, людей, целый мир вначале значим для человека. Но всё меньше и меньше остаётся любимого, почитаемого, важного, святого. В предсмертную минуту у человека остаётся лишь его обнажённое "Я" и он знает, ещё будучи в сознании, что теряет это "Я" и, может быть, навсегда. Он - камень, брошенный в воды бытия; камень, получивший "душу@? но сохранивший свою тяжесть, возможность "тонуть". Он - огонь, брошенный в воду и гаснущий постепенно. Он - судьба своей судьбы, своей заводи, своих деяний. Свобода здесь равна необходимости.
Круги на воде ... Возможно сравнить их не с индивидами, а с историческими эпохами. Эпохи прогрессируют в ... Собственно, во что и куда?! Ведь последний круг на воде очень быстро и бесследно исчезает, растворяется в глади пруда !
Если растянуть каждое мгновение, данное кругу, на тысячу лет, в итоге мы получим нечто грандиозное; царствия и народы водомерок предстанут перед нами. Но и биллионы лет можно сузить до мгновенья. Сама Природа, неоднозначная и в однозначном, может заниматься подобными фокусами. Вещи могут пребывать сразу в разных пронстранственно-временнЫ х  измерениях - в одном случае это "убыстрённое", в другом "замедлённое" время, в третьем нечто среднее. Так может иметь место временнАя или пространственная многозначность одного события.
Уйдём от величавого разнообразия народов в лоно жизни живой личности. Взглянем на индивида глазами других измерений. Что я такое в измерении, где моё физическое и психическое время замедлено до крайности? Приобретаю ли я значение статуи, на которую взирает Иное Разумное Существо? Становлюсь ли я скалой или гнездовьем для диких птиц? А в измерении убыстрённого времени? Превращаюсь ли я там в вихрь, ветер, круг на воде, тень, мираж в пустыне? Быть может, то что тут мы называем скалой, там оживает, дышет, ощущает, мыслит?
В реальности, где "всё возможно", нет ни настоящего отрицания, ни настоящего утверждения. А что есть? - Круги на воде !..


Рецензии
Думаю, человеку на земле не дано этого понять. А значит, и не надо тратить своё время на эту философию. Просто жить, как и многие поколения до нас. Любить своих близких, своим примером воспитывать в них добрые мысли и поступки. При этом иметь свою индивидуальность (это и есть свобода и право выбора). И радоваться земному бытию. Что ещё нужно человеку для счастья?
С пожеланием Вам мира и добра,

Нюта Ферер   22.11.2015 13:50     Заявить о нарушении
Совершенно согласен с Вами с одной оговоркой:чем "многообразнее" живёт человек, тем он более развит,человечен,уже не есть просто рассудочное и проедающее жизнь животное.Поэтому человеку, которому мало чисто повседневной сферы жизни и называют в мире "духовной элитой". Это не значит, что масса обязательно должна равняться на элиту или что её жизнь хуже,аморальнее.Но я лично предпочитаю духовное бытие, т.е. сферу разнообразного, т.е. не только оптимизма, но и пессимизма и даже слияния их."Круги на воде" - частичный взгляд на целое,именно с точки зрения грусти - это даже протест против бренности, которая здесь акцентирована. Разумеется, это не полное отношение к жизни,а частичное,поскольку нельзя в одном месте объять необъятное. Это отдельная, недостаточная позиция. Но нужно осознать и тёмную сторону бытия, чтобы как-то её преодолевать.В определённой степени можно оставаться "моральным" в жизни. Но "мораль" очень сложное, противоречивое явление. Главная категория морали не "Добро", а "Добро-Зло". Чтобы быть моральным по настоящему, нужна рефлексия как "добра", так и "зла". Одной практикой здесь не обойтись.Взять "моральных" педагогов, которые только и умеют воспитывать мещан и бездуховных людей.
С уважением.

Николай Островский 2   22.11.2015 16:28   Заявить о нарушении
Вы меня простите, Николай, но ваши рассуждения - теоретические. Как будто вы не знаете, что самый тяжкий и разнообразный труд - это "просто жить". Растить зерно, убирать его, молоть в муку, растить кур, чтобы иметь яйца и делать из муки хлеб. Растить животных для мяса и шерсти.

Уж молчу, какой труд заниматься воспитанием детей, ежеминутно и ежечасно. Эта, на первый взгляд простая и безынтересная жизнь - и есть то настоящее, что не допускает пустых фантазий и пустой философии. А вы о каком-то разнообразии! Удосольствиях что ли? Что они дают душе человека, кроме растления и лени!

Попробуйте прожить хоть один день в том ритме, что я коротко описала. И тогда станет ясно, что все философские рассуждения о кругах на воде - глупые и примитивные и рассчитаны на лентяев.

Уж простите, больше философствовать некогда. Много реальных дел. От которых на душе становится тепло и радостно.

Нюта Ферер   22.11.2015 18:01   Заявить о нарушении
Нюта, извините, суета не счастье, вы спешите жить, зачем? Николай, мораль - море, а роль человека - слёзы. Слёзы и слезай, а море - Роман и с Рима начался мир человека. Бог - слог сложили и жили, "сло" не зло и слово получили.
Зло - это звук, а буква - добро. Зло - одна "о", а добро - две. Человек понял, что такое зло и что такое добро, но не стало хорошо - три "о".
Если три религии соединить, получится единство и мир во всём мире.

Даша Новая   22.11.2015 19:38   Заявить о нарушении
Нюта. Я вовсе не отрицаю ценности жизни, а существенная часть жизни - быт, то что Вы описали.Но во-первых,одно явление имеет ряд значений и порой противоположных. В масштабе социума жизнь поколений преходяща, однообразна, повторение одного и того же,создание некачественного бытия.Уже Библия называет мир - и с печалями его и с удовольствиями, суетой сует.И подойти к реальности с философской точки зрения - зачем же презирать это? К тому же в данном произведении выделяется один аспект общей и сложной жизни, вмещающей в себя не только тьму,но и свет.Разумеется, самые маленькие события жизни могут быть очень светлыми, а воспитание детей наиважное дело. Но сможет ли человек, лишённый всего разнообразия его духовного мира, правильно воспитать детей,творческих личностей, духовных людей? Родители желают видеть в детях лишь своё повторение или напротив,чтобы дети жили иначе (материально лучше),чем они. Я не против быта, я против того,чтобы быт заменял всё и чтобы материальные ценности считались ценностями наивысшими.Вот почему,чем душа шире,сознание разнообразно по интересам, тем более человек одухотворяет всё вокруг,делает всё,наиболее важное в жизни,качественнее.Он уже не относится нетерпимо к инакомыслию и не впадает в самомнение.Он сознаёт и свои недостатки и свои достоинства. Я понимаю,что у большинства людей просто нет времени на саморазвитие. Они могут радоваться быту, но остаются его рабами: больше ничего не видят и не знают. Я не говорю, что они виноваты, нет - так устроена жизнь.Но будьте,пожалуйста,терпимее к тем,кто живёт иначе, чем Вы.

Николай Островский 2   22.12.2015 21:35   Заявить о нарушении
Нат. "О" может быть "омутом", относительно и Зла и Добра.А синтез трёх религий вообще невозможен.

Николай Островский 2   22.12.2015 21:40   Заявить о нарушении