Спасибо тебе, товарищ Сталин

"Когда у меня родится сын, когда он научится говорить, то первое слово, которое он произнесет, будет - Сталин".
Это цитата из автобиографической повести - исповеди Александра Авдеенко "Наказание без преступления" (Москва, "Советская Россия", 1991).
Александра Авдеенко мы считаем магнитогорцем не только потому, что он проработал полтора года в Магнитогорске в самом начале истории комбината, но больше потому, что он был одним из немногих литераторов, кто отразил историю Магнитки в своих произведениях. Он, несомненно, оставил заметный отпечаток на литературной истории нашего города, но о нем самом нам известно немного.
Поэтому каждый новый факт из его жизни или комментарии мы воспринимаем с интересом.
Пожалуй, одним из самых интересных документов о писателе является его книга, цитата из которой приведена в начале. Эта книга, по сущности - попытка автора объяснить свои взаимоотношения с окружением, партийными и литературными функционерами, но воспринимается как попытка личного оправдания.
Невольно создается впечатление, что автор оправдывается именно за те слова в книге, которые вырваны из контекста его же выступления.
Приведенная цитата показывает всю глубину публичного обожествления Сталина, свойственное партийно-общественной жизни СССР в начале 30-х годов.В это обожание еще не был подмешан страх - события, толчком к которым стало убийство Кирова.
Авдеенко, молодой литератор "от станка", в неполные 26 лет получил огромную известность первым же своим романом "Я люблю". Писатель переполнен восторженными чувствами. Он хотел поделиться ими со всеми, хотел писать великие книги, у него впереди блестящее будущее. Он живет и работает в Свердловске, куда перебрался  после разделения Уральской области на ряд областей.
Магнитогорск отошел к Челябинской области, и Авдеенко поддался уговорам И. Кабакова, секретаря Свердловского обкома партии, уехать и творить с другими молодыми писателями в столице Среднего Урала.
Черновик его новой повести "Столица", о том же Магнитогорске, только что одобрен Горьким. Он избран и сидит в президиуме собрания всего цвета советской интеллигенции Свердловска, перебирая в руках листки с текстом восторженной речи, с которой он выступит. Речь произнесена и напечатана в "Правде" 9 декабря 1934 года и приведена в книге "Наказание без преступления". А месяцем позже Александра Остаповича выбирают делегатом на седьмой Всесоюзный съезд Советов.
И вот он в Москве. За день до открытия съезда его вызывает Мехлис, главный редактор "Правды".
"Прекрасная у вас была речь в Свердловске. Громадный резонанс имела. Вовремя прозвучала. Почти все коммунистические газеты мира перепечатали ее. Она была бы еще лучше, если бы вы не разъединили Советскую власть и Сталина. Вы говорите: "Я счастлив, смел, дерзок, любопытен, люблю все красивое, здоровое, хорошее, правдивое - все благодаря тебе, Советская власть".
Советская власть - это прежде всего Сталин. Именно его мы должны за все благодарить. А вы об этом ничего не сказали..."
Ночью в номере гостиницы "Националь" Авдеенко пишет новый вариант выступления, заменяя в своей свердловской речи "Советскую власть" на "великий воспитатель Сталин".
Речь произнесена. Ее следует рассматривать как типичный образец публичных выступлений эпохи.
Мы разыскали ее текст в номере газеты "Магнитогорский рабочий" от 2 февраля 1935 года и приводим ее полностью. Пусть читатель сам делает выводы.
"Речь тов. А. Авдеенко на 7 Всесоюзном съезде Советов.
Сегодняшнюю свою речь я хотел бы назвать "За что я аплодировал Сталину".
Товарищи делегаты, я стану глубоким стариком, но никогда не забуду, как два дня назад мы встречали т. Сталина.
Я никогда не был счастливее, видя и испытывая великую любовь и преданность к Сталину. Я горжусь этим.Пройдут столетия, и грядущие коммунистические поколения будут нас считать самыми счастливыми людьми из всех смертных, из всех живущих на земле во все века, потому что мы видели Сталина - гениального вождя, мудрого, смеющегося, ласкового, величественно простого.
Когда Сталин вышел на трибуну, что-то неизмеримое по своей силе, грохоту, крикам, чувствам произошло в зале. Две тысячи делегатов вскочили с кресел, аплодировали, кричали "ура", улыбались ему, родному Иосифу Виссарионовичу. И мы все видели за Сталиным страну социализма, новые заводы, фабрики, самолеты, переделанный Урал, Сибирь, новых людей, бесклассовое общество, близкий социализм.
Да, так за что же я аплодировал Сталину? Начну издалека.
Я был карманщиком, взломщиком, шулером, авантюристом. Я перепробовал все профессии. Я охотился за хорошей жизнью. А люди охотились за мной. Ив ограблении, и когда я заносил нож, мною двигала, во мне вечно жила великая, неуемная ненависть, злоба.
Постепенно я стал человеком-зверем. Я был не один. Я видел тысячи похожих на меня и взломщиков, и карманщиков.
Советская власть вернула нас к жизни трудом, доверием, удивительной заботой. Каждое наше предприятие, вся наша советская система - это один большой комбинат по перевоспитанию человека.
Я - один из этих тысяч.
Я - полноправный гражданин. Я силен, гуляю на свободе, люблю свободу. Я воспитываю в себе самые лучшие человеческие чувства: любовь, преданность, честность, героизм - все благодаря тебе, великий воспитатель Сталин.
Я вечно счастлив, жизнерадостен, непоколебимо бодр.Я с большим сожалением ложусь в постель, с радостью просыпаюсь. Я буду жить сто лет, волосы мои поседеют, но я останусь вечно счастлив, радостен, - все благодаря тебе, великий воспитатель Сталин.
Я не один. Нас много. Мы - инженеры, писатели, летчики, журналисты, слесаря, монтеры,члены правительства, хозяева городов, исследователи Арктики, ученые - все благодаря тебе, великий мудрый воспитатель.
Наша любовь, преданность, сила, сердце, героизм, жизнь, - все для тебя, товарищ Сталин.
Твое имя будет на каждом заводе, на каждой машине, на каждом клочке земли, в каждом сердце человека.
Когда моя любимая девушка родит мне ребенка, первое слово, которому я его научу, будет - Сталин. (Продолжительные аплодисменты".
Документ замечательный. За него не надо оправдываться. Он был одним из тысяч подобных. По-другому было нельзя. Целиком эта речь малоизвестна, встречаются упоминания лишь последней фразы.
Его речи не отказать в своеобразной смелости и красоте. Он открывал себя всем, он публично давал обещания, а их надо сдержать. А может быть, это просто восторженная речь молодого юноши, который выступал перед самой влиятельной взрослой аудиторией и которого "понесло" под влиянием пафоса и момента?
А нас, кто интересуется историей Магнитки и известных людей, к ней причастных, ценность данного документа в том, что он расцвечивает некоторые "белые пятна" биографии Авдеенко, касающиеся его скитаний и молодости.
Этот документ существует и его надо вернуть читателю.


Рецензии
Еще одна жертва Сталина. Одних сначала поднимали и бухали в смерть, а Авдеенко начала подняли, затем бухнули в дерьмо. Я читал воспоминания Авдеенко, читать это было очень тяжело. Артем

Артем Кресин   04.09.2016 14:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.