Ночное дежурство с доктором Шварц

 Прошло уже немало лет…  Той ночью  я со старым, матерым телеоператором Филиппычем  пришел  на ночное дежурство в отделение экстренной хирургии нашей районной больницы. Снимали  документальный фильм к юбилею известного в городе хирурга. Трудно было представить нашу работу без «живых», а не постановочных  съемок. Нас уверили, что уже много лет ни одно дежурство Натальи Андреевны Шварц не обходилось без экстренной операции.  Это приметили  все! «В предвкушении таких событий», в белых халатах и бахилах, мы расположились в  пропахшей кофе ординаторской. Ближе к полуночи Филиппыч засомневался в действии этой причудливой приметы, потому что необычная тишина повисла за окном и в самом отделении, которое уж не раз обошла Наталья Андреевна. «Это затишье перед бурей!»  - уверенно сказала Она, врываясь как вихрь в ординаторскую.
   Я смотрю на ее уставшие, но мудрые глаза, на ее руки без маникюра… Я знаю, многочасовые операции отнимают столько сил – душевных и физических, что это сравнимо с трудом шахтера, добывающего уголь. А за один только день приходилось делать по несколько операций.  В практике доктора  Шварц был случай, когда она оперировала трое суток подряд – и днем, и ночью. Некоторые сложные операции длились от трех до семи часов. Усталость, чувство голода, желание сна – все уступало воле женщины-хирурга. Особенностью экстренной хирургии является и то, что пациенты попадают в такое отделение неожиданно, когда с ними случается беда. Частью этого несчастья иногда  больные воспринимают и доктора.   Нужно быть не только профессионалом, умелым хирургом, но  и хорошим психологом, а главное, просто добрым человеком, чтобы помочь пациенту. Сколько раз приходилось Наталье Андреевне  спасать человека не только скальпелем, но и словом.
    Два часа ночи! И тишина! Мы размышляем о смерти.  Большинство людей уверены, что врачи легко и спокойно воспринимают  гибель  другого  человека.  Она  же  меня уверяет, что это не так:
 - С годами смерть пациента переживаешь  все острее. Если я вижу больного и понимаю, что уже не могу ему помочь, у меня начинают дрожать коленки. Был случай, когда я сутки рыдала, потому что не спасла  тяжелобольного  ребенка.  Он был совсем не операбельным: слишком поздно его привезли с перитонитом. У нас, хирургов, существует такое понятие, как  «операция отчаяния».  Я решила бороться за него, но…
 Она замолчала: по щеке сильной женщины струились слезы…
 - Я всегда делаю все, что можно, пока в человеке теплится искра жизни, но тогда…-  произнесла доктор и неожиданно стала читать свои стихи:

    Я люблю стариков и детей:
    Рядом с ними тепло и спокойно.
    Средь огромного моря людей
    Затаилось в них что-то святое.
    Лик их строг, лишь мерцает слеза,
    В них скопилась вся мудрость Вселенной.
    И кристально чисты их глаза,
    И любви ясный свет несравненный…
   
Я понимаю, что эти строки были написаны тогда, в минуты раздумий о погибшем  мальчике. Я знаю, что доктор Шварц не ведет счет сотням спасенных  жизней, а одну «неспасенную» никогда не забудет, продолжая работать с этой болью дальше.
   Забрезжил рассвет. Через распахнутое окно в ординаторскую врывался запах цветущих яблонь и утреннее щебетание птиц.
- Удивительно! Двадцать лет уж такого не было! Если додежурим  без операции, то после рапорта приглашу на вальс главврача! В больничный сад, под яблони! Всегда мечтала станцевать с ним весенний вальс!- задорно воскликнула Она. – Вот и снимите это на камеру!
  Та ночь оказалась спокойной, и, провожая нашу героиню на рапорт, мы действительно думали, что съемки пошли не по плану. «Придется снимать вальс! - ворчал Филиппыч.- Хотя  это так романтично!» Но вальса мы не увидели: во время рапорта в приемное отделение привезли ребенка, как оказалось, с перитонитом, и наш доктор-поэт  бросилась спасать жизнь малыша. Выходя из операционной, она продекламировала свои новые строчки:

   Театр двух актеров, где один
   Суть роли до конца познать боится,
   Где часто только Случай господин,
   А сцена называется больницей!

 Сейчас уже Наталья Андреевна Шварц не работает в отделении экстренной хирургии. Каждый раз, встречая доктора где-нибудь в городе, я думаю, что однажды весной приглашу Ее на вальс под цветущие яблони…


Рецензии