Ночное дежурство с доктором Шварц
Я смотрю на ее уставшие, но мудрые глаза, на ее руки без маникюра… Я знаю, многочасовые операции отнимают столько сил – душевных и физических, что это сравнимо с трудом шахтера, добывающего уголь. А за один только день приходилось делать по несколько операций. В практике доктора Шварц был случай, когда она оперировала трое суток подряд – и днем, и ночью. Некоторые сложные операции длились от трех до семи часов. Усталость, чувство голода, желание сна – все уступало воле женщины-хирурга. Особенностью экстренной хирургии является и то, что пациенты попадают в такое отделение неожиданно, когда с ними случается беда. Частью этого несчастья иногда больные воспринимают и доктора. Нужно быть не только профессионалом, умелым хирургом, но и хорошим психологом, а главное, просто добрым человеком, чтобы помочь пациенту. Сколько раз приходилось Наталье Андреевне спасать человека не только скальпелем, но и словом.
Два часа ночи! И тишина! Мы размышляем о смерти. Большинство людей уверены, что врачи легко и спокойно воспринимают гибель другого человека. Она же меня уверяет, что это не так:
- С годами смерть пациента переживаешь все острее. Если я вижу больного и понимаю, что уже не могу ему помочь, у меня начинают дрожать коленки. Был случай, когда я сутки рыдала, потому что не спасла тяжелобольного ребенка. Он был совсем не операбельным: слишком поздно его привезли с перитонитом. У нас, хирургов, существует такое понятие, как «операция отчаяния». Я решила бороться за него, но…
Она замолчала: по щеке сильной женщины струились слезы…
- Я всегда делаю все, что можно, пока в человеке теплится искра жизни, но тогда…- произнесла доктор и неожиданно стала читать свои стихи:
Я люблю стариков и детей:
Рядом с ними тепло и спокойно.
Средь огромного моря людей
Затаилось в них что-то святое.
Лик их строг, лишь мерцает слеза,
В них скопилась вся мудрость Вселенной.
И кристально чисты их глаза,
И любви ясный свет несравненный…
Я понимаю, что эти строки были написаны тогда, в минуты раздумий о погибшем мальчике. Я знаю, что доктор Шварц не ведет счет сотням спасенных жизней, а одну «неспасенную» никогда не забудет, продолжая работать с этой болью дальше.
Забрезжил рассвет. Через распахнутое окно в ординаторскую врывался запах цветущих яблонь и утреннее щебетание птиц.
- Удивительно! Двадцать лет уж такого не было! Если додежурим без операции, то после рапорта приглашу на вальс главврача! В больничный сад, под яблони! Всегда мечтала станцевать с ним весенний вальс!- задорно воскликнула Она. – Вот и снимите это на камеру!
Та ночь оказалась спокойной, и, провожая нашу героиню на рапорт, мы действительно думали, что съемки пошли не по плану. «Придется снимать вальс! - ворчал Филиппыч.- Хотя это так романтично!» Но вальса мы не увидели: во время рапорта в приемное отделение привезли ребенка, как оказалось, с перитонитом, и наш доктор-поэт бросилась спасать жизнь малыша. Выходя из операционной, она продекламировала свои новые строчки:
Театр двух актеров, где один
Суть роли до конца познать боится,
Где часто только Случай господин,
А сцена называется больницей!
Сейчас уже Наталья Андреевна Шварц не работает в отделении экстренной хирургии. Каждый раз, встречая доктора где-нибудь в городе, я думаю, что однажды весной приглашу Ее на вальс под цветущие яблони…
Свидетельство о публикации №215112201532