Не стареющий Милый друг

Роман французского писателя Ги де Мопасана «Милый друг» восхищает своей яркостью и актуальностью сегодня.
Как не парадоксально звучит, но Жорж Дюруа, по своему, красивый человек. Он красив внешне, здоров, не глуп, обаятелен, с чувством юмора, целеустремлён, «вышел из народа», то есть вызывает уважение, что не остался «там», не опустился, а пошёл вперёд, ну, и, конечно, то, что воевал. Защитник отечества всегда вызывает уважение и симпатию женщин. Создавая такую «противоположность», автор делает образ героя ещё ярче, вызывает бурю эмоций у читателя,  «как он красив!» - вздыхают женщины. Но положительная ли черта красота у нашего героя!? Несёт ли она кому то радость? Нет, от неё лишь страдают!
Здоровье и ум героя… Для чего они ему, если он сеет лишь зло вокруг себя?
«Вышел из народа». Может быть наш герой хочет сделать кого-то счастливым? Кому-то помочь, благодаря полученным деньгам? Отнюдь! Его интересует лишь женщины и деньги! Он не благодарен и алчен. C презрением говорит о религии. Стоя в церкви и глядя на молящуюся бедную женщину, Дюруа усмехается: «Эта голытьба верит, будто кто-то невидимый печётся о ней, будто где-то там  небесная бухгалтерия заносит её добрые и злые дела в особые книги, и в конце концов подводит баланс».
Автор начинает описывать его черты ещё в начале романа, показывая злобу и жадность этого человека, описывая сцены его военного прошлого. Он со смехом расстреливал солдат на войне, он, даже не успев «встать на ноги» с презрением смотрит на проститутку, с которой ещё вчера проводил чудесно время, и на следующий день без стыда вновь идёт к ней.
Конечно, хочется воскликнуть: «Какой негодяй!» Но так ли уж виноват герой? Может львиная доля вины всё-таки лежит на обществе, которое «питает героя своим одобрением»? Что, по сути, представляет это общество? Мадлена живёт лишь своими интересами. У неё нет понятия чести и совести, дома. «Брак для меня не цепи, но содружество. Я не обязана отдавать отчёт в своих поступках, не обязана докладывать, куда я иду. Мои взгляды многим покажутся слишком смелыми, но я от них не отступлюсь», - говорит Мадлена на предложение Дюруа стать его женой.
Госпожа Марель не только тяготится своим мужем, но не замужеством за состоятельным человеком. Она совсем не уважает себя: содержит любовника, прощает ему оскорбления, измену, ходит с ним по неприличным для её положения местам. И даже побои прощаются герою романа. Эта женщина позволяет вытирать ему о себя ноги.
«О чистоте и порядочности» госпожи Вальтер герой очень точно подметил: «Она пользуется церковью для любых целей. Церковь снимает с её души грех, который она совершила, выйдя замуж за еврея. Для неё религия, что зонтик! В хорошую погоду зонт заменяет тросточку, в жару защищает от солнца, в ненастье укрывает от дождя, а когда сидишь дома – он пылится в передней. И ведь таких, как она, сотни». Он прав! Абсолютно прав, в оценке общества.
Господин Вальтер, чью честь оскорбил этот человек, лишь кивает: «Далеко пойдёт!». Так кого может взрастить такое общество? В чём вина героя? Его любят, признают! Ему завидуют! Им гордятся! Ему всё прощают! Он сын своего времени, клон такого общества.
Аплодисменты герою, умеющему выжить среди подонков и продажных женщин, именуемых высшим обществом. Своим молчанием общество даёт своё немое согласие этому человеку. Будто кивая одобрительно, говорит: «Так-так продолжайте!» Разве сегодня Дюруа не актуален? Он жив и процветает и сегодня! Он будет жить, пока есть общество питающее алчность, злобу, жадность, цинизм.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.