Оливье и rock roll

(новогодний водевиль-экскурсия)


ИПОЛЭКТ – студент-физик, помешанный на учёбе, «будущий гений», любитель классической музыки. Иногда выставляется перед девушками «стилягой-рок-н-ролльщиком», хотя в целом - «ну очень правильный». Весь на эмоциях, но сдержанный;
МАША - «попрыгунья-стрекоза», модница и белоручка, изображающая перед Иполэктом «домашнюю хозяйку и рукодельницу». Любит французский шансон и шпионские фильмы. Хитрющая, но добрая и сентиментальная, чуть что «глаза на мокром месте»;
ВЕРА – соседка Маши, профорг с Коломзавода - специалист по организации отдыха трудящихся, психолог, с каждым кадром она разная: с Машей - старшая сестра-наставница, с Иполэктом – восторженная поклонница;


Лестница перед входом в Арткоммуналку. Экскурсанты ждут начала экскурсии. На рецепшене звучит «Что так сердце растревожено» из к\ф «Верные друзья».

По лестнице поднимается Иполэкт с цветами в руках и шампанским подмышкой. Он репетирует речь.

ИПОЛЭКТ (по очереди ко всем пальто на «плечиках»). Дорогая… великолепная…  незабвенная Маша… Пока куранты бьют… (Бьётся головой об очередной тремпель.) Ох ты! пока они бьют начало Нового года… Прошу тебя… (Зрителю.) нет, не вас… Прошу тебя, Маша, будь моей…

Перед дверью в коммуналку останавливается. Переключает «Что так сердце» на Molto allegro симфонии №40 Моцарта. Балдеет.

Вынимает из кармана кольцо и духи «Красная Москва».

ИПОЛЭКТ. Маша, будь моей женой.

Нюхает духи - чихает.

ИПОЛЭКТ. Вот! значит правильно.

Стучится в дверь. Её открывает ВЕРА - смотрит недоумённо.

ИПОЛЭКТ. Здравствуйте… Нам бы Машу…
ВЕРА (в восторге). Вы – Иполэкт, я угадала?! Здравствуйте! Проходите! (Заводит всех в коридор.) Мне про вас Маша все-все-все уши надула!

Иполэкт снова чихает.

ВЕРА (тараторит). Будьте здоровы! Я – Вера, её соседка и профорг. Вы в первый раз у нас? Тогда будьте мужественны! В нашей коммуналке живёт семь семей… Семь! (На студию.) Там у нас злые соседи. (На туалет.) Там – очень злые… (На галерею.) Там…  потом сами узнаете. (На Зону тишины.) Вот, а здесь у нас добрые…
ИПОЛЭКТ. Мне бы Машу, а?
ВЕРА (как-бы припоминая). Так… Машу, Машу… О! она в добрых! (Радуется своей шутке.) Но пять минут придётся подождать – она на кухне готовит новогодний сюрприз! А чтобы вы его оценили, я быстренько расскажу про нашу замечательную коммуналку. Слушайте… (В таком же темпе.)
 
ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ (часть 1) 5 минут
(коридор, зона тишины, комната комсомолки, ванная)
 
ИПОЛЭКТ (перебивает Веру). Машу бы мне увидеть!
ВЕРА. Машу? Ну ладно – сейчас позову…
ИПОЛЭКТ. Вера! (Протягивает ей духи.)
ВЕРА. Ой, «Красная Москва»… Мои любимые…

Иполэкт тут же чихает.

ИПОЛЭКТ. Мои тоже. Передайте, пожалуйста, Маше. Подарок. Я от них почему-то чихаю всё время…
ВЕРА. Зачем же любимой девушке душиться такими?
ИПОЛЭКТ. Как зачем? Чтобы я чихать перестал.

Вера в лёгком шоке от Иполэкта (здесь и далее везде).

ИПОЛЭКТ. Если я её люблю – аллергия должна пройти, понимаете? Это же второй закон термодинамики.
ВЕРА. Ах, да, я забыла – это же второй... Вы очень продуманный, Иполэкт.

Иполэкт как по команде чихает. Вера тоже. Заводит его в комнату комсомолки.

ВЕРА. Ждите здесь. 

Из кухни доносится «Ivan, Boris et moi» Marie Laforet. Вера открывает дверь. Кухня пуста. Проводит зрителей.

ВАРА. Маша! К тебе гости! С цветами… с подарком… Жених пришёл! Эй, ты где? (В духи, как в рацию). «Москва», «Москва»! Срочно найди Машу! Приём.

Вытягивает духи в руке.
Флакон сам начинает водить Веру по кухне, пока не притягивает к шкафу.

Она открывает дверцу. В нём на чемодане сидит Маша при полном параде – платье, причёска, но испуганная. Песня умолкает.

МАША. Всё пропало. (Закрывается.)
ВЕРА (снова открывая.) Что пропало?
МАША. Всё. Карта бита. Я в тупике. (Хочет закрыться.)
ВЕРА (не позволяет ей). Да скажи толком – что случилось?!
МАША. Фиаско. Меня дезавуировали… Вер, понимаешь, мама должна была принести еду, накрыть праздничный стол, всё нарядить, ёлку… Сейчас позвонила – не может. Вызвали в больницу на ночное дежурство, срочно… Она не успевает ко мне. Я не успеваю к ней – до Нового года час всего... Всё, у нас больше нет праздничного стола. Моя карта бита. Я в тупике.

Закрывается. Вера растеряно молчит.
 
Неожиданно Маша открывает дверцу, быстро выхватывает у Веры духи и захлопывается в шкафу.

ВЕРА. Ну ладно, встречай праздник там. А мы с Иполэктом в твоей комнате посидим. Ёлка есть. Шампанское он принёс. Оливье я приготовлю. Хлопушку у соседей займём. У злых. Встретим Новый год, как положено, с огоньком!

Маша, навострив уши, высовывается из шкафа.

МАША. Ты умеешь оливье?..
ВЕРА. А тебе в шкаф горсть конфет пришлём, чтобы ты повеселилась от души… Ты ведь не сладкоежка какая-нибудь! (Вынимает у Маши из карманов платья бесчисленные пустые конфетные обёртки.) Тебе жмени конфет до утра хватит! 
МАША. Я не хочу в шкафу до утра…
ВЕРА. Значит, выходи. Ты что - не можешь сама что-нибудь приготовить?
МАША. Ты странная, Вера… Когда мне готовить? Мне голову поднять некогда. Я, видишь, какую причёску сделала? Платье отутюжила – «колокольчиком», как положено! Весь день на ногах! Модный танец выучила – французский. Смотри, как могу!

Звучит «Mon amour, mon ami» Marie Laforet. Маша танцует. Вера, не удержавшись, танцует вместе с ней, но, спохватившись, прекращает, выключает песню.

ВЕРА. Иполэкт тебя ждёт, а ты здесь танцульками хвастаешь.

Маша усаживается на стул. Горюет. Вера обнимает её.

ВЕРА. Что ещё случилось?
МАША. Я, понимаешь, что наделала… Я нахвасталась ему…
ВЕРА. Да ну?! На тебя совершенно не похоже!
МАША (не замечая иронии). Я тоже не ожидала. Но так вышло. Я нахвасталась, что я – кулинарка-искусница, скромница-рукодельница, что я - хозяюшка вся такая очень домашняя. А что я ему покажу? Где всё?! Он разлюбит меня…
ВЕРА. А что ты - певунья-танцорушка, не нахвасталась?
МАША. Нет ещё… Я не успела… Сегодня собиралась.
ВЕРА. Тогда зову. Намекнёшь ему об этом, для начала.
МАША. Нет!!! (Собирается с мыслями.) Не сразу… Я закричу - когда!

Вера идёт в комнату комсомолки. Маша готовится к сольному выступлению.

МАША (зрителям). Выдам вам секрет по секрету: на Новый год главное – не «затупить»… (Душится подарком Иполэкта.) Правда, сейчас мои словечки никто здесь не понимает. Тогда, чтобы понятнее было: на Новый год главное… (кричит для Веры.) не сглупить!!!

Включает аккомпанемент. Появляется Иполэкт с цветами. Он в ступоре от Маши и её наряда. 
 
Маша, не давая ему опомниться, поёт «А снег идёт…»

Иполэкт в восторге, но сдерживает эмоции. Подходит к Маше, дарит ей цветы.

Собирается поцеловать, но в самый ответственный момент чихает.

ИПОЛЭКТ. К тебе отношение не имеет!
МАША. А к чему имеет? (Соображает.) К духам? Ты специально подарил, чтобы…
ИПОЛЭКТ (в панике). Нет!! Это к песне относится…
МАША. К песне? Тебе не понравилось, как я пою?!
ИПОЛЭКТ. Нет!!! К самой песне. Она немодная, прошлый век… Точнее, модная! но не очень… Ну ты же знаешь, я люблю другую музыку! 
МАША. Ну да, конечно… Ты ведь заядлый рок-н-ролльщик, кажется?!
ИПОЛЭКТ. Кто? (Припомнив.) А! Ну не такой уж заядлый…
МАША. А где пластинка, что обещал принести?! Рок-н-ролльная которая? Говорил, тебе её на всесоюзном слёте стиляг вручили! Как самому стильному стиляге!! и самому пижонистому пижону!!!
ИПОЛЭКТ. Я приносил.
МАША. Ничего ты не приносил! Я ждала - её не было. Врун! Никакой ты не стиляга! На тебе штанов-дудочек никто не видел! Танцуешь как слон! И рок-н-ролл ты никогда не слышал!

Иполэкт в досаде выходит, но сразу возвращается.

ИПОЛЭКТ. Я рок-н-ролл не слышал?! Да рок-н-ролл – матчасть моего сердца! Так и в зачётке у меня записано… И танцую я как этот… как сам Преслев! А вот какая ТЫ хозяйка, я вижу… Стол не накрыт. Снежинок бумажных нет. Серпантин отсутствует. Ничего нет - Маши нет!
МАША. Потому что я ждала стилягу Иполэкта! А он не пришёл! Пришёл Иполэкт – фи-зи-чес-кий ге-ний! Без пластинки при том!
ИПОЛЭКТ. Конечно! Зато ты только и знаешь таскать меня по танцам, да по своим дурацким шпионским фильмам, которые я видеть уже не могу! Меня билетёрши за своего принимают! Я у родителей пароль вчера спросил!
МАША. Это ты утомил своей физикой! Квантовой механикой и астрофизикой тоже! Хотя астрофизикой меньше… но утомил!!! Я от слова «квант» вздрагиваю уже…
ВЕРА (на ухо Маше.). Квант!!!

Маша подскакивает.

ВЕРА. Просто, чтоб убедился…

Иполэкт опять выходит, но тут же возвращается.

ИПОЛЭКТ. А дудочки я всегда ношу! Под обычными брюками только!! Потому что я – пижон законспирированный! Ясно тебе?!
МАША (горе горючее, нараспев). Это я! я – хозяюшка, работающая под прикрытием… Поэтому мне нельзя готовить вкусно! Я не имею права! Я обязана таскаться на эти танцы, носить всякие причёски, платья-колокольчики, чтобы не выдать себя! Потому что в настоящей жизни я – домоседка, я - хозяйка-искусница…
ИПОЛЭКТ. Врунья ты искусница, вот ты кто!

Маша беззвучно рыдает.
Иполэкт собирается выйти, на этот раз навсегда, но Вера удерживает его за руку.

ВЕРА. Куда вы, Иполэкт?! Вы же видите – девушка расстроилась…
ИПОЛЭКТ. Сама виновата. Я не буду извиняться!
ВЕРА. И не надо. Просто докажите, что вы – настоящий стиляга и всё вернётся.
ИПОЛЭКТ. Вера, понимаете…
ВЕРА. Я знаю – вы не стиляга. Но я могу помочь. «Курс молодого бойца» - это моё.
ИПОЛЭКТ. А вам это зачем?...
ВЕРА. Как «зачем»?.. Я – профорг на Коломзаводе.
ИПОЛЭКТ. Ну и что?
ВЕРА. Я людям по распределению обязанностей всегда помогаю!
ИПОЛЭКТ. Ну?..
ВЕРА. Я должностную инструкцию под роспись читала!!! Вы что?.. Ждите меня там!
ИПОЛЭКТ. В шкаф не хочу!
ВЕРА. Это не шкаф – это страна чудес. Ой, не то, не то! Забудьте. Для вас – это четвёртое измерение. Полезайте в него немедленно!

Иполэкт проходит в шкаф.
Вера возвращается к Маше. Она в расстройстве льёт духи в раковину.

МАША. И так будет с каждым его подарком!
ВЕРА. Ты что делаешь?! Маша, послушай! Перед тем как открыть дверь, я слышала, он репетировал… Он собирался под бой курантов просить твоей руки… Я точно слышала.

Маша прекращает выливать духи.

ВЕРА. Он вернётся - просто стань той, за кого себя выдаёшь.

Маша педантично собирает полотенцем их остатки на дне раковины. Выжимает влагу назад во флакон.

ВЕРА. Умница. Из тебя выйдет настоящая хозяйка…
МАША. И кулинарка-искусница…
ВЕРА. И кулинарка-искусница, а как же! Мы Иполэкту, знаешь, как покажем… До Нового года 15 минут. Мы сейчас приготовим блюдо, назовём его… О, «Карибский кризис»! А что? Сейчас это модно!
МАША. Я не люблю «кризис»…
ВЕРА. Хорошо – что ты любишь? Три вещи назови.
МАША. А ты не знаешь! Французский шансон, шпионское кино и… Не скажу.
ВЕРА. Тогда блюдо «Пароль знали только двое». Мы его так накормим, он пожалеет, что не ушёл… То есть, что ушёл. Что хотел уйти! В общем, берём следующие продукты: лосось, спаржу, мидии, устрицы, авокадо, лягушку… 

На самом деле достаёт сосиски, горошек, консервы и т.д.
Включает «Мон амур, мон ами» Мари Ляфоре. Ставя музыку на паузу, говорит часть рецепта (совершенно постороннего). Снова включает и, танцуя, готовит вместе с Машей. Затем пауза – объясняет, что делать дальше, и вновь – «Мон амур, мон ами» и т.д.

ВЕРА. Доделывай сама, а я взгляну, как там Иполэкт в «четвёртом измерении»…

Все, кроме Маши, проходят в Галерею. Иполэкт лежит под экраном. Он в тоске.

ИПОЛЭКТ. Всё кончено… 
ВЕРА. Ничего не кончено.
ИПОЛЭКТ. Я вышел из игры…
ВЕРА. Вы только вошли в неё, Иполэкт!
ИПОЛЭКТ. Ля комедИя э финИ…
ВЕРА. Вот здесь ничего не могу сказать…
ИПОЛЭКТ. Моя карта бита… Да что ко мне привязались эти дурацкие клише?!
ВЕРА. Это киношные штампы, они скучают по Маше… До Нового года 10 минут, Иполэкт. Мы сделаем из вас принца!

Включает видео-проектор. На экране надпись: «Как стать пижоном за 10 минут». Начинается советский пропагандистский ролик, в котором клеймятся стиляги (варианты в приложении) Это вызывает в Иполэкте обратные чувства.

ИПОЛЭКТ. Слушайте, Вера, я хочу быть стилягой!
ВЕРА. Внимание! Следующая запись сделана в Москве, в нашем 62-м году…

Идёт ролик «Московские стиляги», действительно 62-й (см. приложение)
Иполэкт пытается повторить их движения, получается очень плохо.

ИПОЛЭКТ. Я сейчас на листике... (Вынимает записную, карандаш.)
ВЕРА. Что вы там пишите?
ИПОЛЭКТ. Формулу. Формулу движений в рок-н-ролле. 

Иполэкт пишет в книжке. Вера заглядывает ему через плечо.

ВЕРА. Всё хочу спросить – что означает имя «Иполэкт»?
ИПОЛЭКТ. То, что родителям надо было чаще отдыхать от учёбы!
ВЕРА. Не поняла… 
ИПОЛЭКТ. Расшифровывается как «История политической и экономической теории». И-пол-эк-т.
ВЕРА. Поняла. (Зачарованно смотрит на него.) Ну ВЫ-то хоть отдыхайте чаще!
ИПОЛЭКТ. А когда мне отдыхать? Учёба. 

Страстно чёркает что-то в записной.

ВЕРА. А если не секрет… (Хочет издалека.) сколько детей заводить собираетесь?
ИПОЛЭКТ. А сколько законов у Гей-Люссака и Бойля-Мариотта? Столько с Машей и собираемся…
ВЕРА. Ясно. Как назовёте – даже не спрашиваю…
ИПОЛЭКТ. Могу сказать.
ВЕРА. Ни-ни, не надо! Не говорите мне, пожалуйста!!
ИПОЛЭКТ. Готово. Формула элементарная! (Показывает.) Аэродинамическая. Ноги в рок-н-ролле – это те же крылья самолёта, руки – его хвост, голова – пилот, а глаза, товарищи, это стюардессы!

Вера включает видео «The Twist» Chubby Checker (ретро вариант).

Иполэкт, сверяясь с бумажкой, пытается повторять движения танцоров. У него получается всё лучше и лучше.

Вера втягивает в это дело и зрителей. Вдруг смотрит на часы.

ВЕРА. Стойте! Пять минут до Нового года! Переоденьтесь во что-нибудь!
ИПОЛЭКТ. А во что?!
ВЕРА. Во что-нибудь. Вы должны стать новым человеком в её глазах. Поищите в кладовке котелок… или старую спецовку… Постойте, Иполэкт! Назовите три вещи, которые любите?
ИПОЛЭКТ. Я?.. Квантовую механику – конечно! Моцарта – конечно! И… Машу. (Скрывается в подсобке, выглядывает оттуда.) Машу больше всех!

Из кухни появляется Маша.

МАША. У меня всё готово.
ВЕРА. У нас тоже. Сейчас увидишь выступление, называется: «Машанический концерт для кванта!!! и скрипки». Посвящается тебе.

При слове «квант» Маша вновь подскакивает, но показывает, что это шутка.
 
Входит Иполэкт в брюках-дудочках, пиджаке канареечного цвета и галстуке «Пожар в джунглях», очень крутой. С виниловой пластинкой в руках (и со скрипкой, если имеется)

ИПОЛЭКТ. Маша, ты спрашивала, где пластинка, на которой рок-н-ролл? А вот она… (Бросает пластинку на пол к её ногам.) А это - сам рок-н-ролл! (Становится на пласт.)

Звучит «The Twist» Chubby Checker (Вариант со скрипкой – Иполэкт начинает играть на ней твистовые пассажи, потом вступает запись, он подыгрывает ей.) В тон идёт видеоряд (см. приложения – микс ретро и современного)

Иполэкт танцует на пластинке. Маша присоединяется к нему.

Вера втягивает зрителей в общий танец.

Куранты бьют полночь. Музыка прекращается. Иполэкт вынимает из кармана кольцо.

ИПОЛЭКТ. Маша, я выучил речь и забыл её напрочь, поэтому скажу сложно: Машенька! я люблю тебя! будь моей женой…  (Протягивает ей кольцо.)

Маша молчит, не принимает кольцо. Иполэкт хочет надеть ей на палец. Она не даётся.

Как лакмусовую бумажку она подносит подаренные духи к носу Иполэкта. Водит их, водит. Он терпит. Ни единый мускул не дрожит на его лице. Тогда она принимает кольцо.

ИПОЛЭКТ. Контрразведка моя!
МАША. Я всё приготовила и украсила!
ИПОЛЭКТ (в радостном волнении). А коряво вырезанные, бумажные снежинки на занавеску?..

Она счастливо кивает.
Тут же объятия, поцелуи и т.д. (в зависимости от аудитории 6+, 12+, 16+, 18+ или 21+, решайте сами…)

С хлопком открывается бутылка сидра. Звучит «Зима» Эдуарда Хиля (вариант - «А снег идёт» Майи Кристалинской).

ВЕРА. Гости приглашаются на кухню! Ужин в честь помолвки и Нового года!

Проходят на кухню через коридор.
Пока все угощаются - ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ (часть 2) 
(кухня, вид из окна, старые новогодние традиции)

В финале Вера вдруг круто расстраивается.

МАША (обнимает её). Верочка, спасибо тебе за всё!  Ты – настоящий профорг и подруга! Ты нам очень-очень помогла. Зачем же так плакать от радости?!
ВЕРА. Я не от радости… я от профнепригодности плачу… Вспомнила, я ведь не поздравила с Новым годом ни зама по кадрам, ни начальника профкома, ни заведующего красным уголком… Даже младшего снабженца и того не поздравила.
МАША. Даже его?!! (Тоже грустит, но вдруг веселеет.) Но это не беда! С помощью нашей новой музейной почты теперь можно поздравить кого угодно, с чем угодно и прямо сейчас! 

Объясняет что да как. Вера смеётся, теперь у неё снова есть надежда на «прогрессивку» и жизнь.

FIN

© Сергей Вепрев 22.11.15
Приложения:
Пропагандистские
http://rutube.ru/video/1314aa20066ab5a1079cc48348c5758b

Танец. Московские стиляги, запись 1962-го
https://www.youtube.com/watch?v=f4diDRSVIkM

Chubby Checker – The twist
https://www.youtube.com/watch?v=KxQZQ86jJHg (ретро)
https://www.youtube.com/watch?v=im9XuJJXylw (микс ретро и современное)

Подборки (на всякий случай): https://www.youtube.com/watch?v=dLOl_fUp4Qg
https://www.youtube.com/watch?v=mOLOeaYjRME

Отрывок из м\ф о стиляге Вольдемаре:
http://www.youtube.com/watch?v=XbxBU8txPxc

КМ фильм «Секрет красоты» 1955
https://www.youtube.com/watch?v=1_6ARGurCGE

Эдуард Хиль «Зима» (стала популярной в 1971, но впервые исполнялась в середине 60-х)
www.youtube.com/watch?v=8XF3nh_bUQM


Рецензии