маленькие рассказы для детей

Валерий Сабитов
Маленькие рассказы
о котах, кошечках, котятах, ежатах, кукушонке
и  других моих маленьких друзьях
В твоих руках книжка, в которой я поведаю несколько историй, случившихся со мной в разное время в деревне (или селе: никак не могу понять, чем они отличаются?), где я провожу лето. Самое интересное обычно происходит летом, не так ли? Расскажу о зверятах, птичках и насекомых. Люди называют их «меньшими братьями». Но мы с тобой знаем, что некоторые из них больше людей ростом и весом. А бывает, что  и умнее.
Чтобы понять, так это или нет, надо поговорить с ними. Как такое возможно, спрашиваешь ты? Я открою тайну на страницах, которые впереди. Но иногда разговора бывает недостаточно. Иногда «меньшие братья» ждут от нас помощи и добрых дел.

Кукушонок
Произошло это событие жарким сухим летом. Дожди выпадали редко, и влаги не хватало всем. Деревьям, траве, цветам… Зайчикам, птицам, насекомым…
В своем саду я старался помочь им. Поливал растения водопроводной водой, а воду из колодца наливал в тазы, кастрюли  и ведра, расставляя их под деревьями. На водопой прилетали добрые мохнатые пчелы и злые полосатые осы, коричневые воробьи и красно-белые дятлы. Ночью наведывались даже колючие ежики из ближнего леса.
Самое правильное время для полива: раннее утро или поздний вечер. Когда на востоке начинает разгораться лимонная утренняя заря или на западе опускается в оранжевое облако апельсиновое солнце.
Чтобы вода нагревалась на солнышке и было удобнее донести ее до кустов, - помидорных или смородиновых, - я расставляю ведра вдоль тропинки, идущей от дома через сад. Помидоры, смородина и цветы любят теплую воду. Холодная им не нравится. Как и винограду.
Дома в моей деревне, - и сады-огороды при них, - отделяются заборами. Деревянными, алюминиевыми, сетчатыми, всякими. Соседний участок, примыкающий к моему слева, с запада, живет без хозяина несколько лет. И сад в нем разросся так, что стал диким, как лес без лесника. А забора между тем садом и моим не стало, он разрушился от старости. В диком том саду поселились соловьи, дятлы, трясогузки и много других птичек. Даже перепела из ближайших полей пережидали в нем жаркие дни. А черных, серых и серебристых ежей обосновалось там не меньше двух десятков. Я дружил с ними со всеми, они знали меня и не боялись. А совсем наоборот, - подлетали и подходили в любое время, чтобы рассказать самое интересное из своей жизни.
В один жаркий полдень я осматривал две груши в дальнем краю сада. Хотел узнать, будут ли в этом году груши сладкими. Деревья сказали: да, но будет их немного. Успокоившись, я пошел по тропинке в дом. Наступило время обеденного перерыва и чтения полезных книг.
Не спеша прохожу мимо яблони,  вишни, абрикоса… Они провожают меня тихим шелестом листьев: вчера вечером обильно поливал их, и они довольны. Иду дальше, стараясь не задеть пластмассовые ведра, в которых греется вода.  Вдруг слышу:
-- Хозяин! Валера! Ты куда смотришь? Или ты не слышишь? Посмотри, что со мной! Мне нужна твоя помощь!
Я останавливаюсь, поворачиваюсь кругом. Но в саду никого, я один. Неужели слышу то, чего нет? Надо все же проверить. И медленно иду по тропинке назад, внимательно осматриваясь.
И через десяток шагов вижу: в синем ведре, заполненном до половины, - маленький птенчик. Наполовину в воде, весь мокрый, он смотрит на меня черными глазками и с укором покачивает головой.
Наклоняюсь: да это совсем маленький кукушонок, у него не хватает сил выбраться из ведра самому. Осторожно беру его на ладонь и осматриваю. У кукушонка наряд очень красивый: перья темно-шоколадной, светло-кремовой, и нежно-серой расцветки. А на голове – веселый, белый  с голубым отливом, хохолок.
Он весь мокрый от попыток выбраться из ведра и потому не может летать. Оставлять его такого беспомощного в саду нельзя, - может схватить какая-нибудь дикая чужая кошка. Чужие кошки, - они все дикие. Только мои кошки и коты – домашние, разумные.
И, легонько прижимая кукушонка к груди, иду к скамейке под сливой. Там сейчас тень, а скамейка цветная, тут ему понравится. Птицы разбираются в красоте не хуже людей.
Устроились мы поудобнее: я на теплом дереве скамейки, а он на моей ладони. Он ждет, пока обсохнет и посматривает на меня с хитрым любопытством. А я думаю о том, как мало знаю о жизни своего сада. И пока мы так сидели-отдыхали, я понял: звал меня сам кукушонок на своем языке. А речь его переводил для меня один из ангелов, которые сопровождают людей всегда и везде. И подсказывают, как надо поступать правильно. Но не все люди слышат и слушают ангелов.
Через полчасика перья кукушонка высохли. И он чирикнул, что ему пора домой. Я встал, поднял руку повыше, он слетел с ладони. Проводил его взглядом: он полетел в соседний дикий сад. К вечеру я уже забыл об этом происшествии. На следующий день, ближе к вечеру, проверяю емкости с водой. Она испаряется, ее пьют птицы, насекомые, кошки… И надо доливать, чтобы птичкам было удобнее пить с края ведра или тазика. А еще надо вытащить из воды неосторожных пчел, им тоже трудно выбраться самим.
Сделав все, я присел на свою любимую красно-желтую скамейку. И тут на нее, совсем рядом, приземляется вчерашний кукушонок. Он смотрит на меня с ожиданием  и чирикает:
-- Спасибо, ты мне вчера очень помог.
Я ему говорю:
-- Ничего… Извини, я не сразу сообразил…
Он весело кивает головой и приглашает меня к себе в гости. Посмотреть на гнездо, познакомиться с его близкими и друзьями. У всех птиц, насекомых и животных есть свои семьи, приятели и приятельницы. Всё у них как у людей. Или у людей всё как у них?
Пригласив, он вспархивает со скамейки на веточку ближнего дерева и ждет меня. Я подхожу ближе, он перелетает на веточку следующего дерева. И так мы добираемся до западного края моего сада. Впереди, - непроходимые для человека заросли черной бузины и терновника. Я останавливаюсь перед ними и говорю:
-- Ты извини, но я дальше не могу пройти. Давай перенесем визит на будущее?
Он понимает и соглашается.
С той поры кукушонок вырос и стал большой умной птицей-кукушкой. Иногда он подлетает ко мне, и мы беседуем. Ангел, который всегда рядом, переводит мне его слова, а мои ему. Мы с кукушкой стали близкими друзьями. И нам приятно встречаться.
Тебе понравилась моя история?

Воробышек
День стоял жаркий, безоблачный. После дневного чаепития я устроился на диване с книжкой. В деревне всегда много разных дел, и я стараюсь использовать каждую свободную минутку для чтения. Ты ведь знаешь, как полезно побольше читать? Хорошие книги помогают детям расти умными, красивыми и добрыми. А умный взрослый может стать кем захочет. Даже бухгалтером или президентом.
В тот раз я открыл «Дневники» графа Толстого, Льва Николаевича. Граф пишет о себе, о других людях, о вере в Бога, и мне очень интересно.
Диван рядом с окном, форточка открыта, в комнату струится свежий воздух. По ту сторону окна, - палисадник с цветами. Я вдыхаю их аромат и радуюсь. Читать на диване рядом с цветами полезнее, чем в пустыне среди колючек.
И вдруг слышу, как в палисаднике шумно зачирикали воробьи. Сразу все воробьи, которые живут в гнездах под крышей дома. Я забеспокоился и посмотрел в окно, - а вдруг дикая кошка пробралась в палисадник и устроила беспорядок? Ничего подозрительного не увидел и решил выйти, посмотреть на месте.
С крыльца заметил: воробьи, словно военные самолеты-истребители, пикируют друг за другом в одно и то же место. Взлетают и повторяют заход. Прошел туда и вижу, - на траве у клумбы синих ирисов лежит птенец. Он недавно вылупился из яйца, еще без перьев, желтый, с закрытыми глазками. Стало понятно: по своей или родительской неосторожности выпал из гнезда.
Я задумался: что же делать? Воробьи, живущие под крышей, при моем появлении немного успокоились и стали наблюдать из своих гнезд.  А воробьи-соседи устроились на электрических проводах, протянутых от столба к дому.
И я принял решение, - вернуть упавшего птенца домой. А дома птиц, - это их гнезда, которые они сами себе строят. Внимательно рассмотрев все гнезда под шиферной крышей, определил, из какого он выпал. Потом сходил за лестницей, надел чистые резиновые перчатки, чтобы обезопасить птенца от лишних бактерий. Под наблюдением воробьев поднял птенца на ладони и аккуратно положил в гнездо. Воробьи замолчали. И я понял, что выбрал нужное, родное гнездышко.
Сделав это все, отнес лестницу на место и продолжил полезное знакомство с графом Львом Николаевичем.
Прошло несколько дней… В российской деревне дней не считают, не имеет смысла. Все равно они похожи друг на друга как близнецы. Утром я поднимаюсь вместе с зарей и в прохладе делаю самые трудные дела. На рассвете удобно вскопать грядку, полить виноград и цветы, покрасить новый забор. Много хорошего можно успеть до восхода солнца. А после постоять под душем и позавтракать.
Так я сделал и в тот  день. А после завтрака прилег на полчасика, чтобы послушать-посмотреть новости по телевизору. Но телевизор включить не успел: раздался стук в окно. Я повернул голову и увидел, - по стеклу клювом стучит воробей. Стучит и на меня смотрит. Мы встретились взглядами, он перестал стучать и закачал головой. Очень красивый, светло-коричневый воробей, он тем утром совершил свой первый полет.
Он  смотрит на меня, чирикает, ангел переводит мне его речь. Оказывается, он благодарит меня за спасение, о котором ему рассказали его папа с мамой. Они же посоветовали выразить мне вот так благодарность. Какие умные и воспитанные воробьи живут под крышей моего дома! Такие плохого не посоветуют.
А хочешь знать, что мне сказал юный воробей на своем языке? Вот как передал мне его слова ангел:
-- Спасибо тебе. Ты спас меня, когда я выпал из своего гнезда. Я был совсем маленький… Я с тобой хочу дружить…
Я улыбнулся воробышку и помахал ему рукой. И он полетел по своим делам. У воробьев забот не меньше, чем у людей. У меня с ними всегда хорошие соседские отношения. С птицами договориться легче, чем с людьми. Но с этим юным воробышком у нас близкая дружба. Так он решил. А я, - не против.
А ты как думаешь, прав я или нет?


Кошка по имени Катанья
В нашем городе много одноэтажных домов и домиков. Рядом с таким домами, - маленькие садики-огородики. Поэтому в них живет много кошек и собак, им там удобнее, чем в квартирах на высоких этажах.
Однажды меня пригласили в такой дом с садиком. И на веранде я увидел большую рыжую собаку, а рядом с ней, - маленького черного котенка. Я присел на стул рядом с ними, и котенок сразу прыгнул мне на колени. И принялся массировать колено лапками, чуть-чуть выпустив коготочки. Очень полезный массаж, которым котенок дал понять, что я ему понравился.
Я посмотрел черному котенку в желтые глазки и сказал:
-- Такому маленькому жить рядом с такой большой зубастой собакой неуютно.
Собака недовольно зарычала, но я на нее не обратил никакого внимания. Если собака рычит на человека, значит, ее плохо обучали и воспитывали. Отвернувшись от плохой собаки, я спросил котенка:
-- Хочешь жить у меня? Без собаки?
Котенок немного подумал и качнул головой в знак согласия.
Через неделю ко мне в квартиру приехали хозяева того дома и привезли котенка. Звали его Катанья. С того дня он стал жить там, где я. То есть зимой в городской квартире, а летом в деревне, где большой сад и нет никаких собак.
Котенок вырос и превратился в кошку, которая понимала все, что я говорю ей. Черная кошка Катанья была маленькой, но бесстрашной. Она знала, что я всегда приду к ней на помощь. Я показал ей границы сада, и она не пропускала в него ни одну постороннюю кошку или собаку. И это правильно, - гость, чтобы войти в чужой дом или сад, должен попросить разрешения у хозяина. А хозяева имеют право разрешить войти или запретить. Ты ведь нажимаешь кнопку звонка или стучишь в дверь, когда хочешь навестить соседей?
Но существуют невоспитанные кошки, собаки и люди. Они не желают соблюдать правила хорошего поведения. И мы с кошкой Катаньей старались образумить их. «Образумить», - значит добавить разума. Или, в крайнем случае,  сделать их образ умнее на вид. Правда, людьми занимался только я. Катанья весила всего три килограмма, и люди ее не боялись. Но она справлялась с любой кошкой или собакой.
Кошки, - животные чуткие. Они могут спать, видеть сны и одновременно слышать все, что происходит в доме. В жаркую погоду я на ночь открывал все двери, чтобы прохлада скорее входила в комнаты. И в сени, а через них в комнату, может войти без звонка или стука непрошенное существо. Катанья всегда спала рядом со мной. Услышав шум, тут же просыпалась и будила меня. Она знала, что решение принадлежит хозяину, то есть человеку. Я прислушивался к шуму, включал и выключал ночную лампу. Если это не помогало, хлопал в ладоши, а Катанья выбегала в сени и наводила порядок.
Так мы с ней распределили обязанности по защите от непрошенных гостей. И, само собой, у нас в доме и саду царил порядок.
Когда человек думает, говорит и поступает верно, ему с удовольствием подчиняются все животные и растения. Такой человек легко понимает их язык. Как-нибудь я расскажу, как беседовать с цветами, в том числе домашними, и что из этого может получиться. А сейчас я пишу, – а ты читаешь, - о кошке по имени Катанья.
День был безветренный, жаркий, и ночь оказалась душной. И Катанья решила провести ее на полу у моей кровати. Пол деревянный, и отдыхать на нем прохладнее, чем на постели или в кресле. Наступило полнолуние, и круглая желтая луна заглянула через окно в комнату. Лунный свет разбудил меня. Я поднялся, но лампу-ночник не включил. И, опустив ногу, наступил на лапку Катаньи. Она проснулась от внезапной боли и закричала.
От неожиданного ее крика я повел себя неправильно.  И стал ее громко ругать. Она сразу замолчала. Включил я свет и замер.
Катанья, присев на задние лапы, подняла ко мне голову, вытянув вперед и вверх больную лапку. И начала говорить на своем, кошачьем языке. Но я понимал ее, потому что, - как ты уже знаешь, - ангел мой рядом. И всегда мне помогает.
-- Почему ты на меня накричал? – говорит мне Катанья, - Разве я сделала что-то плохое? А ты отдавил мне лапку, а потом еще и обидел. Разве так поступают настоящие друзья?
Я выслушал ее, и мне стало стыдно. Присел, погладил ее и сказал:
-- Извини, я был неправ. Я больше так не буду…
Она обрадовалась, лапка ее сразу перестала болеть. От хороших слов может отступить любая боль. И даже болезнь. Но не все люди помнят об этом. От такого разговора у нас с Катаньей улучшилось настроение. И она сказала мне:
-- Тогда подтверди свои слова чем-нибудь вкусненьким!
-- Конечно! Обязательно! – сказал я.
Открыл холодильник и нашел в нем самое вкусненькое. Она поела и легла спать, но уже в кресле. А в утро, - на заре, - мы с ней вошли выспавшиеся и здоровенькие.
Ведь просыпаться на розовой заре, - вместе с птичками! -  лучше, чем быть ленивым, как  сонная обезьяна? Или нет?



Кошка Сима и ее котята
Так случилось, что черная кошка по имени Катанья в деревне заблудилась. Месяц ее не было. Я искал, но бесполезно. И теперь знаю: если кошка потерялась, ее никто не сможет отыскать, кроме нее самой.
Вернулся в город и попал на большой продовольственный склад. Хозяйка склада принесла из своей квартиры маленького котенка, он жил на складе уже неделю. И за эти дни стал такой чумазый, что трудно разобрать, какого  он цвета на самом деле. Меня как гостя посадили за стол. Всего за столом собралось пять человек.
Грязный маленький котенок несколько минут ходил вокруг стола и рассматривал нас. Затем вскочил мне на колени, перелез на плечо. А там свернулся в клубок и замурлыкал, наблюдая за тем, что мы пьем и едим.
Хозяйка извинилась, сняла его и отнесла подальше. Но вскоре котенок вернулся и снова устроился на моем плече. Так происходило несколько раз. И я сказал:
-- Придется вам подарить его мне…
Так и сделали. Привез я его на квартиру, помыл в ванне. Оказалось, что это четырехцветная, очень красивая кошечка. И у меня возник вопрос: кто кого выбирает, человек кошку или кошка человека? Признаюсь, пока не знаю.
Через месяц в деревне нашлась кошка Катанья. И они стали жить вместе, взрослая черная кошка и юная цветная кошечка. А две кошки рядом с одним хозяином, - это уже слишком. За двумя сразу уследить невозможно. Кроме того, у кошек есть такое чувство, как ревность. Кошка никогда не захочет делить любовь своего хозяина надвое. У котов ревности нет, а у кошек, - имеется. И черная кошка Катанья старалась доказать мне, что она лучше и воспитанней, чем неизвестно откуда взявшаяся цветная кошка Сима.
Когда случался беспорядок, он заявляла, что его сделала Сима. И беспорядка становилось все больше. У кошки Катаньи, к тому же, характер оказался намного тверже, чем у Симы. И она не упускала случая наказать Симу. Ударить лапой, зашипеть…
И я переселил Симу в деревню, в соседний дом. Соседям она понравилась. Но продолжала считать своим домом тот, в котором жил я с Катаньей. И приходила каждый день навестить меня. На час или два…
Черная кошка Катанья успокоилась, настали мир и порядок. Сима выросла, у нее стали появляться котята. Каждый год по три, и все очень симпатичные. Но ее новый хозяин не любил котят. Ведь за ними надо смотреть и ухаживать вместе с их мамой. И он стал их топить сразу после рождения.
Симе такое не понравилось, она пожаловалась мне. И я разрешил ей перед окотом, - рождением котят, - переселяться ко мне. В моем доме никому не позволяется топить котят. Сима их воспитывает после рождения месяц или два, потом я их увожу в город. Там они  находят себе хозяина или хозяйку. Иногда их забирали маленькие девочки и мальчики.
Одна маленькая кошечка получилась очень красивой, почти как сама Сима. Но у Симы главный из четырех цветов – белый, а у нее – желто-солнечный. Такого цвета бывает Луна, когда приближается к Земле.
Кошечку лунно-солнечного цвета назвали не Луной, а Липой. Думаю, те, кто искал имя, редко смотрят в небо. И не знают, какой бывает Луна. Но они видели дерево, расцветающее весной золотистыми цветочками. Это дерево называется липа. А из липового цвета заваривается целебный чай.
Хозяйкой и подругой Липы стала маленькая девочка по имени Алёнка. Какое румяное, шоколадное имя, не так ли? Квартира Алёнки располагалась на девятом этаже. А на лоджии росли самые разные цветы. И конечно, Липа любила здесь бывать.
И вот, однажды Липа пропала. Зашла на лоджию и исчезла. Искали ее долго. Но нигде не нашли. Девочка Алёнка очень расстроилась и начала плакать. Я не знаю, сколько дней она плакала и продолжала искать свою любимую кошечку Липу. Много дней…
Но вот слезы кончились, и плакать стало нечем. И в этот самый день кошечка Липа появилась на лоджии. Объяснить ее появление, как и пропажу, никто не смог. Липа могла бы рассказать, но ее никто не спросил. Ни Алёнка, ни ее родные не умели разговаривать с кошечками.
Но они обрадовались чудесному появлению Липы и целый день от радости пели, плясали и угощали ее разными вкусностями. Они хотели плясать и второй день, но не смогли, потому что устали.
И когда я вспоминаю этот случай с лунно-солнечной кошечкой Липой, думаю о чудесах. То есть о происшествиях, причину которых люди объяснить не могут. Сам по себе, то есть по собственному желанию, листок с дерева не падает. И цветы, даже полевые, вырастают не сами по себе. Кругом нас сплошь чудеса.
Может быть, ты сможешь мне объяснить происхождение всего  чудесного? Или спросим твою бабушку?

Снова о чудесах.
Или рождение кота по имени Котёнок
Ты уже знаешь о черной кошке Катанье. Она прожила рядом со мной семнадцать лет. Но все в мире, имеющее начало, имеет и конец. А средний возраст кошек, - помнишь? - меньше человеческого в семь раз. Конечно, после ухода Катаньи я переживал. Целые полгода, пока однажды не пришел ко мне сон. В том сне предстала Катанья в образе черного кота, упитанного и довольного. Кот в сновидении улыбнулся и сказал:
-- Не переживай… Видишь, у меня все хорошо…
И я успокоился. А еще через месяц мне приснился симпатичный котенок. Я его внимательно рассмотрел: полосатые лапки, пушистый хвостик, цвета коричневый, черный, белый и пепельный. И какой-то голос во сне произнес:
-- Тебе нравится? Он предназначен тебе. Жди, он скоро придет.
Сон повторился еще два раза, и я его крепко запомнил. Весной приехал в свою деревню. В день приезда пришла Сима, оглядела дом и спросила:
-- А где же Катанья?
Я ей все объяснил, и она заявила:
-- В таком случае я буду жить у тебя. И не надо меня переселять обратно, к соседу.
Так Сима вернулась ко мне. А в начале осени я заметил, что у нее будут котята. Она их всегда приносила по три. И я, конечно же в шутку, сказал:
-- Сима! Что я буду делать с котятами? Придется звать соседа, чтобы их утопить.
Сима подумала, что я говорю серьезно, испугалась и пропала. Ее не было целый день и целую ночь.  Забеспокоившись, я принялся ее искать. И нашел утром в дровяном сарае, в картонной коробке. А рядом с ней – котенок. Всего один, но размером как три обычных. Маленький, - но большой! Маленькие котята у Симы появлялись цветными, красивыми. А этот… Цвет какой-то серый, грязноватого оттенка. И смотреть не хочется. Совсем не такой, какой мне снился три раза. И я заколебался мыслями.
Тогда-то в мое левое ухо кто-то вкрадчиво зашептал:
-- Нет, ты посмотри! Какое уродство! Иди, зови соседа, пусть он его утопит! Зачем тебе такое безобразие?
Я почти согласился с тем, кто говорил мне слева, но тут справа услышал другой голос:
-- Что с тобой? Ты хочешь стать участником убийства? Это же твой котенок, тебе предназначенный…
Я задумался. Голос справа, - не вкрадчивый, не хитрый. А добрый, уверенный, хоть и еле слышный. И решил подчиниться ему, правому.
Только через год или два узнал, что через правое ухо с человеком разговаривает ангел, а через левое, - бес, черт, сатана. Многие люди этого не понимают и постоянно слушают левого советчика. Говорит он громче и знает, как увлечь, обмануть. У людей, слушающих его, множество неприятностей, болезней и других страданий.
Послушав ангела, я перенес Симу с большим маленьким котенком в дом. Наступила осень, похолодало, задождило и все такое… Через месяц наступил срок возвращения в город. Зимой в деревне жить сложнее и неуютнее, чем в городской квартире. А зачем нам лишние сложности? Их и без того в жизни хватает, правда?
С большим маленьким котенком возникла еще одна проблема: я никак не мог найти ему подходящее имя. И называл его Котёнок. Только с большой буквы. И с двумя точками над буквой Е.
Котёнок оказался таким сообразительным, что я удивлялся каждый день. Слово не успеваю сказать, а он уже понимает.
А через месяц после переезда в город он преобразился. Лапки сделались полосатыми, и проявились все те цвета, которые я видел во сне. А глаза стали золотыми, с серебряными искрами. Как подсолнухи после дождичка. Или как два маленьких звездных неба с солнцами.
Все котята рождаются слепыми, и глаза у них черные. Через неделю открывается зрение, и глаза делаются голубыми. И только потом – желтыми. Но это у обычных котят. Но мой Котёнок – необычный. А хвост у него – пушистый, как у белки. Возможно, даже пушистее.
Через полгода, весной, мы с Котёнком приехали в деревню. И все, - люди, кошки, собаки, птицы, муравьи, - удивились тому, какой большой и красивый кот появился в моем доме. Даже Сима-мама не поверила своим глазам. Я с трудом убедил ее, что это ее котенок, а не какой-то другой, чужой котяра.
Кошек при путешествии в автомобиле рекомендуется возить в закрытых корзинах. Кошки Катанья и Сима помещались в фабричные пластмассовые корзинки, которые продают в магазинах. А мой Котёнок, когда хотел сказать что-то важное, вставал на задние лапы, а передние ложил мне на живот. Вот какой он был высоты! Как тигренок. За зиму он набирал до десяти килограммов веса. А летом – меньше восьми. Тоже солидно. Так что для Котёнка пришлось сделать специальный деревянный ящик.
И началась у нас  с ним веселая и безопасная жизнь. Теперь и собаки не надо охранной, Котёнок легко отгонял любого пса. И люди обходили его стороной, - мало ли что!
Левый глаз у него открылся позже правого на несколько дней. Потому что он, как ты знаешь, - необычный. И он щурился сначала левым, а потом правым. И любил левым глазом подмигивать мне. Никто из котов на такое не способен, я точно знаю.
Почему? Да потому что в глазах его светился разум. Сколько ты знаешь людей с разумными глазами? Я таких встречаю нечасто. Чаще из человеческих глаз выглядывает арифметика. А встать поближе, - можно услышать, как щелкает в голове арифмометр.
Но умение делить и отнимать, - как и говорить, - еще не признак наличия разума. А только рассудка. Разговаривают между собой все живые существа. Вороны и сороки считают лучше бухгалтера. Кстати, умение забивать гвозди и держать в руках пилу тоже относится к рассудочной деятельности. Бобры строят себе дома и плотины не хуже людей. И после них не остается никакой грязи. Природа бобрами не возмущается. Наоборот, она им радуется.
Вот так! В чем же смысл этой истории? По-моему: всегда держать связь со своим ангелом. И никогда не слушать того, кто шепчет тебе слева: беса, черта, дьявола, джинна, сатану.
А по-твоему?



О Котёнке по имени Малыш
Я продолжу рассказ о Котёнке, если ты не против. Впрочем, можешь в любой момент закрыть книжку. И пожаловаться на меня в издательство.
Так вот… Однажды он устроился у меня на груди, - такая у него привычка с раннего детства, - и замурлыкал. И так, что стало ясно, - он недоволен. Обнял я его и спросил:
-- В чем дело, Котёнок? Неужели тебя кто-нибудь обидел?
Он только фыркнул:
-- Ну кто может обидеть тебя или меня? Мы же всегда вместе!
Действительно, никто не в силах нас обидеть. Кто позволит? Некому такое позволить.
-- Тогда в чем дело?
И Котёнок возмутился:
-- Ну как ты не понимаешь? У всех есть собственные имена. А у меня?
А ведь он прав! Котом, кошкой или котенком можно назвать кого угодно. Нет имен у бездомных котов и собак. Но мой кот, - Котёнок! – домашний. И даже квартирный, если зима на дворе. И я принялся искать ему имя. Долго искал, всех просил предложить подходящее. Много было сказано слов, но все не те. Не подходят они к нему. Ты же знаешь, с именами бывают проблемы. Как назовешь корабль, так он и поплывет.
А он ждет, нервничает. Даже капризничать начал, от нормальной еды отказывается. И вот, в один из дней присел я перед ним в саду, рядом с черешней, и сказал:
-- Ну что, Малыш… Извини, но…
И тут же понял, что обратился к нему по имени. Малыш! А почему бы и нет? Он хоть и большой, но меньше меня. Главное, чтобы ему понравилось. А он, услышав «Малыш», обрадовался.
Так у Котёнка появилось второе имя. И теперь все стали обязаны обращаться к нему, используя только это имя: Малыш. Но мне, - одному, - он разрешил называть его и Котёнком.
Мой Котёнок, как только получил имя Малыш, стал ходить по деревне важно и степенно. А в саду у нас воцарился порядок, какой соблюдался при черной кошке Катанье. Даже еще лучше.
Многое стало меняться к хорошему. А от хорошего – к отличному. А такие перемены, - дело трудное, часто непростое. Особенно в отношениях с людьми. Сразу ведь не разберешься, кто есть кто.
Малыш подсказывал, с кем из людей можно дружить, а с кем, – ни в коем случае.  Если человек ему не нравился, то он к нему близко не подходил. И рукой его коснуться никто из таких не мог. Он сразу показывал когти, - а они у него как у рыси, длинные и острые.
Повзрослев, Малыш познакомился со всеми котами и кошками нашего района деревни. Дальше я ему ходить не разрешал, - деревня большая, растянулась на целых семь километров, легко и заблудиться.
А приключений ему и здесь, рядом, хватало. Особенно в диком соседнем саду. Или в лесу, который начинался через дорогу. Кот Малыш вырос ученым. Что значит, - по пустякам меня не беспокоил, ночью не будил. Когда возвращался домой поздно, под звездами, и голодный, то молча проходил к печке, где стояли его тарелочки. Если там ничего не находил, ложился спать. Ждал, пока я проснусь, чтобы попросить завтрак.
Но из всех правил есть исключения. Не только в математике. Той темной ночью Малыш разбудил меня. В городской квартире он это делал днем, когда я отдыхал после обеда. Послеобеденный короткий сон, - на полчасика, - полезен. Так из одного дня получаются два. И он будил меня, чтобы поиграть: щекотал лапами пятку или, забравшись на кровать, лизал мне ухо.
В этот раз он громко сказал:
-- Я пришел, и не один. Ты можешь проснуться?
А я всегда его слышал, когда он обращался ко мне. И во сне, и когда он далеко. Например, в диком саду. Поднялся я, включил свет и спросил:
-- Малыш, что-то случилось?
-- Нет, ничего, - сказал он, - Но я привел голодную кошку. Накорми ее, пожалуйста.
Повернувшись к двери, увидел: на пороге стоит симпатичная кошечка. И не входит в комнату. Разрешения ждет. Приготовив еду, я сказал Малышу:
-- Приглашай свою подругу…
Он передал ей мои слова на кошечьем языке, она прошла к тарелочкам, мурлыкнула мне «Спасибо» и принялась есть. Малыш расположился в сторонке на полу и наблюдал за ней. Кошечка утолила голод, и вернулась к двери. А Малыш сказал мне:
-- Знаешь, я тоже поел бы…
Вот такой он воспитанный! Сначала накормил гостью, а только потом занялся собой. Очень довольный таким его поведением, я нашел для него самое-самое вкусненькое. Кошечка дождалась его, и она ушли вместе гулять.
А я снова лег спать, до утра. И приснился мне хороший цветной сон. Получилось вместо одной сразу две ночи. И обе неплохие.

Малыш и змеи
Еще один рассказ о Котёнке с именем Малыш…
На следующий год кот мой навел такой порядок в саду, что даже осы спрашивали у него позволения, прежде чем пролететь к беседке, вокруг которой растет виноград. Осы любят полакомиться виноградом. Наступает время созревания, - и они собираются у беседки стаями. Но нас с Малышом они не трогают.
Малыш вошел в сознательную жизнь с возраста в полгода. Что означает, - если сравнить возраст жизни кошек и людей, - ему было меньше лет, чем тебе. А в наведении порядка начал с самого трудного, - борьбы со змеями-гадюками. Их еще называют «эфы».
Остановил первую встречную змею и приказал ей покинуть нашу территорию. Но она не послушалась. А зря! Он ударил лапой по змеиной голове. Она бросилась на него. Но реакция моего кота быстрее, чем у любой змеи. И не только змеи. Он еще раз ударил ее. Она свернулась кольцами, Малыш прыгнул и сел на змеиные кольца. Но голову она продолжала держать высоко. А Малыш сидит на ней с лапой наготове, перед собой. И змея больше не решается напасть. Уползти, - тоже не в состоянии.
Держал он ее так, пока я не подошел. Змея большая, метра полтора длиной, с красными злыми глазами, и цветная. Настоящая гадюка с ядовитыми зубами. Я похвалил Малыша:
-- Молодец! Умник! Подожди несколько секунд, я сейчас…
Вернулся я с лопатой, и Малыш отошел в сторонку. Разрубил я змею на части, отсек ей голову. А затем выбросил туда, где она никому не нанесет вреда.
Ты читаешь эти строки, и я вижу, - требуется разъяснение. Вот оно.
Змеи (кроме безвредных, например, ужей), скорпионы, черные собаки, некоторые пауки, - животные, несущие в себе вред для человека. И лучше с ними не встречаться. А если встретился, то не бояться. Их разрешено убивать без всякого сожаления. То есть это не преступление.
Примерно таким образом мы с Малышом избавили планету Земля от еще четырех ядовитых змей. А они бывают очень большие. Я видел в соседнем дворе двухметровую змеюку, похожую на извивающийся железный лом. Но лом, - полезный инструмент, с помощью которого человек делает нужную работу. А что полезного можно сделать с помощью змеи?
Змеи узнали обо мне и Малыше, и больше не появляются в моем саду. А в других садах, огородах и дворах они продолжают жить, ползать, греться на солнышке. Хозяева этих домов с ними ничего не могут поделать. Поэтому ходят в сапогах и все время оглядываются.
Хорошо человеку, у которого есть такой друг, как Котёнок по имени Малыш, - добрый, красивый, сильный и смелый.
Думаю, с этим нельзя не согласиться.


О ежах (на первый взгляд, колючих)
Первый рассказ. Ежиха-мама
Дело было весной. Тепло, светло, самое время пройти по саду и посмотреть, как провели зиму деревья и кусты. В ту весну в моем саду еще оставались старые деревья, посаженные неизвестно когда. Вот, слива и груша… Обхожу грушу, - она из-за преклонного возраста одичала, - и думаю, корчевать ее или нет. Спотыкаюсь и вижу холмик, прикрытый желто-коричневыми листьями. Странно, осенью его не было.
Беру тяпку и начинаю разравнивать землю под грушей, собирать жухлые листья. И тут от холма раздается оглушительное кваканье. Как будто и не холмик это, а громадная лягушка выпрыгнула из ужастика и поселилась в саду. На экране телевизора смотреть на гигантских лягушек и жаб не так страшно, как видеть их у собственных ног. Да еще и слышать!
Но я победил страх и снова взялся за тяпку. Оказалось, - не холмик это, и не лягушка из ужастика. А ежиха, укрытая опавшими листьями. Перевернул ее, и она замолчала, перестала квакать по-лягушачьи.
И что я увидел? Моим глазам открылась ямка. А в ямке – несколько новорожденных ежат. Они совсем не похожи на ежей: светло-голубые, без колючек, размером со спичечную коробку. Или чуть больше.
Смотрел я на них минуты две. А ежиха смотрела на меня. Ведь теперь все зависело от моего решения. И что же я решил? Верно!
Надел брезентовые рукавицы, перевернул ежиху обратно на ямку и насыпал на ее иголки еще листьев. Получился холм выше прежнего.
За такой поступок ежи записали меня в Зеленый список Природы. Имеется у Природы и Черный список. Догадываешься, кто значится в нем?
Ежи – ночные животные, и стараются не попадаться на глаза людям. Но после того случая они перестали от меня прятаться. Спокойно бродят рядом, а могут и носом в ногу ткнуть, чтобы не стоял на их тропинке. А иногда разговаривают со мной, как будто я тоже из команды ежей.









Второй рассказ. Встреча с ежом-хозяином
Наступил август. И поспела черная шелковица. Так ее называют. На самом деле она вишнево-фиолетовая. Варенье из нее получается, - класс! Захочется варенья из шелковицы, – милости просим. Но если невтерпеж, а до варенья далеко, можно насобирать шелковицу в стеклянную банку, засыпать сахаром, потрясти, чуть примять и поставить в холодильник. И к вечеру получается такая вкуснятина!
И приступил я к уборке шелковичного урожая. Дерево высокое, поставил алюминиевую лестницу и стал собирать ягодки в банку. Но скоро надоело работать на высоте и я решил пособирать с травы под деревом. Туда много упало ягод, и все крупные, созревшие.
Наклонился и услышал рычание. И удивился, - откуда взялась собака, да еще и рычащая на меня? Огляделся, - никого. Нагнулся, - снова рычание. Стал осматриваться внимательнее, - кто-то где-то все же рычит по-собачьи!
И, - нашел, кто. Под деревом, в шаге от меня стоит на четырех лапах крупный еж в черно-серебристых колючках и смотрит на меня черными глазками. Нос тоже черный, и возмущенно шевелится.
Мне стало интересно. Спрашиваю:
-- Ты почему рычишь по-пёсьи? Мы же друзья!
И он стал мне объяснять:
-- А друзья так не поступают. Тебе что, мало ягоды на дереве? Я ведь туда не залезу. Я маленький. И лапки мои совсем не руки. Вот и собираю упавшую. Тебе что, жалко?
Я выслушал его. Стало веселее, - теперь мы будем вдвоем урожай собирать. И сказал:
-- Хорошо! Никаких проблем. Будет так, как ты хочешь. Я собираю шелковицу с дерева, а ты – с травы.
Еж тоже повеселел. И подошел ближе. Понятно, зачем. Я погладил его по черно-серебристой спинке. Когда еж разрешает или просит себя погладить, он прячет, складывает колючки. И становится гладким, как половинка футбольного мяча.
С той поры все ежи, которые живут в соседском диком саду, знают: когда хочется, чтобы человек тебя погладил или поговорил, надо идти ко мне. Это совсем рядом.
Как ты считаешь, часто они приходят? И чего им больше хочется, поговорить или чтобы их погладили?

Шершни
Лучше не становиться на пути летящего шершня, - он не свернет! Не пропустишь его, - получишь удар в лоб и упадешь на свое заднее место. А на лбу вырастет красная шишка. Красная от проникновения под кожу ядовитого жала. Шершни запросто могут убить упрямого человека.
Летящий шершень похож на бомбардировщика-ракетоносца, - точно так же гудит и почти такой же громадный. Шершни, с которыми я познакомился, длиной около шести сантиметров, как мой большой палец. Это тебе не комар. И даже не пчела или оса.
Впервые я увидел шершня во дворе своего дома, но не стал подставлять ему лоб, не такой уж я упрямый. А решил выяснить, откуда и куда он летит. Скорость полета у него небольшая, можно сопровождать пешком. Главное – не подходить близко. И я постарался его хорошенько рассмотреть. Надо же узнать, с кем придется иметь дело. Он, - как большая оса, темно-желтый в черную полоску. Усики, лапы, челюсти, выпуклые коричневые глаза. Красивое насекомое. Его еще называют летающим пиратом. Пиратов, - морских разбойников, - тоже боятся все, кто с ними не дружит. Но как можно дружить с разбойником, а самому им не быть, не понимаю.
Походил я за шершнем часик, провел разведку и выяснил: шершни поселились в сарае, слева от входа, под потолком. Гнездо небольшое, как мячик для игры в большой теннис. Но не желтое, а светло-коричневое. Я еще не знал, что оно будет расти, достраиваться. Но уже тогда, в самом начале, гнездо охранялось шершнями-гвардейцами. Их было трое, - они висят в воздухе рядом с гнездом и наблюдают за окружающим пространством.
Увидев меня, они распылили запах тревоги. Один подлетел, чтобы выяснить, кто я такой и зачем явился. Пришлось объяснить.
-- Я хозяин этого дома, сарая, сада и всей территории, - сказал я, - Передай своей царице, что я не хочу с вами воевать. Давайте жить мирно и не трогать друг друга.
У насекомых всегда во главе самка. Она королева, царица, вождь, президент. Такое управление обществом называется матриархат. Первый гвардеец выслушал меня и отправился обратно. Подлетел к гнезду, и скрылся внутри через вход у потолка. Через минуту он вернулся и передал согласие царицы на мирное сосуществование.
И я не стал убирать гнездо. А за лето оно разрослось до полуметра в диаметре! Шершни строят свои дома из старых пней и березовых веточек. Они их пережевывают, перерабатывают, и получается прочный материал, похожий на бумажный картон. Внутри гнезда – в несколько ярусов соты, в которых выращиваются личинки будущих шершней. В полуметровом гнезде может быть несколько сотен взрослых шершней. А численность охраны, - гвардейцев королевы, - к осени выросла до десятка. Они дежурят в две смены. Полетали, - отдохнули.
Теперь в сарай, кроме меня, никто не мог войти. Одно жужжание гвардейцев напугает кого угодно. После договора с царицей я их не боялся, но заходил осторожно. Перейдя порог, объявлял:
-- Это я!
Охрана подлетала, приветствовала, и возвращалась к гнезду. И мне можно было заходить в сарай в маечке или даже без нее. А то бы пришлось натягивать на голову сетку пчеловода, надевать куртку  и перчатки. Но и такая защита может не помочь, если ты упрямый. Моего кота Малыша они тоже не трогали. Знали, что он мой самый близкий друг, и значит, - такой же хозяин территории.
Шершни хорошие строители – гнездо получилось изящное, аккуратное. Королева гнезда научила их правильно вести себя, - в дом они без приглашения не влетали. Но я их не очень-то и приглашал. Ведь шершни никогда не спят. А всего один в комнате так бы шумел, что не заснуть. Они, шершни, любят фрукты и другие сладости. А в моем саду столько сладкого! И в благодарность они уничтожали вредных насекомых и гусениц.
Вот и получилась от дружбы и мира с шершнями одна польза, никакого вреда. И, - приятно слышать, когда рядом гудит летающий пират, с которым у тебя мирный договор.


Чужая собака
О собаках каждый может рассказать очень много. Потому что все мы встречаемся с ними почти каждый день. А иногда и ночью.
Имени собаки, о которой расскажу, не знаю. Я звал ее просто: Собака. И она откликалась. То есть подтверждала:
-- Да, это я, Собака.
Появилась она в моем деревенском доме внезапно, без всякого предупреждения. Залезла в дровяной сарай и спряталась в укромном темном углу. Обнаружили ее вечером по рычанию. Я крайне удивился, - что за зверь мог там поселиться без моего ведома?
И немедленно пошел проверить. Уже стемнело, электричества в сарае нет. Я вошел и строго спросил:
-- Кто здесь? Ну-ка покажись!
Ответа не последовало, никто не показался. Но присмотревшись, увидел в углу два горящих огонька. Понял, - собака. И приказал:
-- Выходи! Будем разбираться.
Но она не выходит, только молча сверкает глазами. Тогда подошел я поближе, протянул руку, ухватил ее за загривок и вытащил во двор. Но пришлось потрудиться, - собака оказалась весом побольше, чем мешок цемента. А ростом, -  мне до пояса.
-- Ты чья? И почему здесь? Разве я тебя звал?
Вот такие вопросы я ей задал. Она не ответила ни на один. А только присела передо мной и склонила голову к ногам. Стало ее  жалко, и я сказал:
-- Сейчас тебя накормлю, а разбираться будем утром.
Пока искал посуду и еду, она оставалась в том же положении: головой к земле. Такая поза выражает полную собачью покорность. Собака поела, я определил ей место на ночь, рядом с сараем. Внутрь заходить запретил.
Утром принес ей завтрак. После чего строго сказал:
-- С собаками я никогда не дружил и не собираюсь. Поэтому советую тебе возвращаться к себе домой.
Было понятно, - передо мной не дикая собака, и не бродячая. И в деревне у нее есть свой дом. Но она ответила:
-- Я не хочу домой. Я хочу жить у тебя.
Но я и думать не стал, - не согласился с ней. Открыл калитку и приказал:
-- Всё! Никаких разговоров. До свидания.
Но собака оказалась упрямой. И отказалась уходить. Пришлось мне снова взять ее за загривок и вывести на улицу силой. Часа через три, обежав кругом деревни, она нашла проход через сад и вернулась. Выпроваживал ее несколько раз, - бесполезно.
И решил наказать. Взял крепкую деревянную палку, замахнулся. Собака прижалась к земле, глаза ее наполнились слезами. Рука моя не поднялась, да я и не собирался ее бить. Не за что… Пришлось смириться с присутствием собаки во дворе. А она обрадовалась тому, что я перестал ее гнать и начала проявлять преданность. То есть служить. Так, как она понимала службу.
Теперь никто не мог войти ко мне, она стояла на страже. Только человек откроет калитку, она тут как тут. Рычит и зубы показывает. Собака большая, всем страшно.
В таких случаях я выходил и говорил:
-- Собака! Назад! Пропустить человека.
В тот период не было забора между моим садом и огородом справа. Собака решила, что и та территория находится под ее опекой. И когда соседи, - двое очень взрослых мужиков, - вышли в свой огород, она их становила.
Встала в боевую стойку, открыла пасть. Они замерли, как по команде «Смирно». Я смотрел на это с улыбкой. Хотелось увидеть, какой выход из ситуации они найдут. Минут через пять они сказали мне:
-- Сосед! Убери пожалуйста свою собаку!
Я ответил:
-- Вы же знаете, что она не моя. Я ей не хозяин. Делайте с ней, что хотите.
И ушел в дом. Через час вернулся в сад и удивился: они все так же стоят, не шелохнувшись. А собака сидит на тропинке и смотрит на них, не напрягаясь. Она так может и неделю просидеть. Они даже не догадались потихоньку, задом наперед, отступить. Пожалел я мужиков, и скомандовал:
-- Собака! Ко мне!
И она, бросив дежурство, прибежала ко мне, встала рядом и смотрит в глаза. Ждет благодарности за такое старательное выполнение собачьих обязанностей. Пришлось похвалить.
Так прошел месяц. Дом и сад защищались надежно, даже мышь не могла проскочить. Но возникли неудобства. Свобода передвижения сохранялась только для меня. Черная кошка Катанья боялась выйти во двор, - уж очень собака большая и страшная. Цветная кошка Сима, жившая у соседей, перестала меня проведывать. А раньше она делала это ежедневно. Никто не мог прийти ко мне в гости, предварительно не сообщив. Например, по телефону. А у Симы откуда мог взяться телефон?
Надо было что-то делать. Тем более, что в городскую квартиру я ее на зиму забрать не мог. Совершенно исключено. И я посадил ее в машину, вывез в соседнюю деревню, и там высадил. Оттуда она не вернулась. Думаю, кто-то ее приютил. Потому что собака сильная и надежная.
Много ли времени прошло после того случая, мало ли… Уже и не помню. Да и неважно, сколько. Важно другое, - прав я был или неправ? Попробуем разобраться вместе.
Во-первых, собака не кошка. Почему? Кошка – чистое животное. Ей разрешается заходить в Храмы. И еще интересный факт: любимая жена Кощея Бессмертного, Баба-Яга, называет своего мужа ласково так, - Коша. А в собаке живут всякие паразиты. В том числе мелкие червячки, способные через кровь заползти в мозг. Полижет такая животина тебе руки, ты их забудешь помыть, - и через ее слюну черви перейдут в твой организм. И неважно, какая собака: сенбернар, шотландская овчарка или карликовая чау-чау.
Во-вторых. В дом, где живет собака, не заходят ангелы. Одни бесы крутятся рядом. Они хоть и невидимые, но с ангелами все же приятнее.
В-третьих. Не всё, что делают люди, является правильным. Большинство может ошибаться. И ошибается, причем довольно часто. Если кто-то завел в квартире собаку, разве я обязан следовать его примеру? А если он заведет в ванной крокодила?
Собака бывает полезной. Если она охранная, охотничья, работает сапером, или служит в полиции. Для них там специальные жилища, их обучают и тренируют.
А бродячие собаки, - особенно вредные. Они грязные и распущенные. Беспомощного или маленького человека стая одичалых собак может насмерть загрызть. Если по улицам бродят ничьи псы, - городская власть плохо работает. И такая власть требует перевоспитания.
Вот сколько мы узнали о собаках. Теперь можно подумать, заводить ее себе или нет.


Медведь
О медведях почитать-послушать каждому хочется. Но, чтобы правильно понять мой рассказ, придется подготовиться. Взять географическую карту России и отыскать на ней места, где медведи водятся. А предпочитают они жить в тайге.
Тайга в нашей стране пока имеется. За Уральскими горами, в Сибири и на Дальнем Востоке. Переместимся из Европы на несколько тысяч километров восточнее. Россия, - самая великая по размерам страна, и перемещение будет трудной задачей. Если ты, конечно, не живешь в тайге или рядом с ней.
Но по карте путешествовать намного быстрее. А иногда и удобнее. Итак, мы нашли тайгу. Теперь отыщем место, где произошло то, о чем я расскажу. А случилось это событие в устье могучей реки Амур, близ города Николаевск-на-Амуре. Там начинается Тихий океан. Там я и жил, когда мне было семнадцать лет. Да и раньше тоже.
Друг моего детства, - какое совпадение с темой рассказа, его зовут Миша, - не стал заканчивать школу, а решил поработать киномехаником. В городе работы не нашлось, его отправили в село. Километрах в сорока выше по течению реки. Добраться туда из города можно только теплоходом по воде, дорога по суше отсутствует.
И я решил его навестить. Интересно, как в семнадцать лет можно крутить кино в селе. Теплоход отправлялся в три часа ночи, а в четыре я уже был на пристани, от которой добираться до села надо по грунтовой дороге. Первый автобус от пристани в село, - в шесть утра. Я не стал ждать два часа, и пошел пешком. Ночь лунная, теплая, почему бы и нет? А дорога, - то уходит в сопки, в тайгу, то к самому берегу, к воде приближается. Луна светит, в реке отражается, темные тени деревьев на дорогу ложатся. Пахнет тайгой и рекой, настроение от запахов и природной красоты с каждым шагом ближе к небу поднимается. Впереди, - десять километров такого удовольствия.
Весело протопал пять километров, - половину пути, - и вижу: впереди у берега плот из бревен, а на плоту кто-то рыбу ловит. Обрадовался, - есть с кем поговорить. И спросить, сколько еще идти, я ведь первый раз в этих местах. Подхожу, остается несколько шагов, собираюсь сказать «Привет, доброе утро», но резко замираю на месте, а язык делается деревянным.
Потому что не рыбак рыбу ловит, а бурый медведь, хозяин тайги! Килограммов триста весом, раз в пять тяжелее меня. На плоту уже гора рыбы серебрится, но ему мало, продолжает рыбалку. Настолько ловко у него получается, - просто загляденье. Зрение у него как у белошвейки. Увидел проплывающую рыбу, мгновенно лапу в воду и когтями ее, - цап!
Он услышал меня, оглянулся. В блеске глаз его я увидел отражение луны и воды. А главное, - незаметно голода в глазах. Наверное, ночной путник показался малоаппетитным, он только головой мотнул. Что означало, как я понял:
-- Убирайся отсюда, юноша! Не мешай дело делать…
И я потихоньку, на цыпочках, выбрался по прибрежной гальке на дорогу, а потом по укатанной почве пошел бесшумно, как балерина. Пару раз оглянулся, зная, - если что, не убежать. Медведь бегает быстрее любого спортсмена. Хоть по лесу, хоть по стадиону, ему все равно, догонит.
И только через километр набрал я скорость, и язык начал шевелиться. Нет, я не сильно испугался, медведь безопаснее человека-разбойника на большой дороге. Но больше никогда ночью один через тайгу не ходил.
Ты спросишь: а почему я не заговорил с медведем? Тот бы и рыбкой угостил, да в деревню проводил… Я себя о том же спрашиваю.
И так думаю…
Во-первых, я зашел на территорию хозяина тайги без его разрешения. Он имеет полное право рассердиться.
Во-вторых, язык-то одеревенел. Он, язык, оказался трусливее, чем голова. Никто не способен говорить с деревянным языком во рту.
Причины уважительные?


Рецензии