В Париже

Согласно  условиям сайта,  я   публикую здесь  только  одну из иллюстраций,    остальные вы  можете увидеть в полном варианте  статьи:   http://travelreal.ru/europe/franciya/v-parizhe

 
 Это известный снимок "Люксембургский сад,  Париж,  60-е".   Автор французский  поэт,  юморист  и фотограф   Рене Мальтет (1930 - 2000).  Это фото  теперь часто  называют The Kiss - Поцелуй. Каждый видит то,  что его  больше всего интересует. Но  в 60-х фотографу   было уже больше 30-ти,  т.е.   иллюзий было меньше, и   снимок уже  ближе к иронии,   чем к  юмору и поэзии.

 Но почему в названии фото указано время  1960-е?

С точки зрения прогресса  60-е   это   период  изобретений, плоды которых мы покупаем и пожинаем сейчас. Например, «Год Африки»,   изобретение лазера,  выход человека  в открытый космос,   создание мобильного  телефона,   методики  трансплантации, возведение Берлинской стены,   рождение Интернета и многое другое.

Но   для меня 60-е годы  это прежде всего вершина  советской  науки,  образования и спорта. А также  Оттепель, во время которой мы,  действительно,   догоняли и перегоняли  Америку,  по крайней  мере,  в  области физики. И опережали в Космосе. Мы  тогда соревновались и  сотрудничали  с американскими  учеными. А  хотели в Париж! Но  видели его только  в кино и на фотографиях...

Листая  сегодня альбом 1966 года "Мир в фотографиях" - "Interpress-photo 66" ,  я замечаю,  что  Гран При  ушел тогда в Нидерланды за очерк-предупреждение   «Люди Мира! Хиросима напоминает».  Но Золотую Медаль  получил  «Борец  за свободу Анголы»,  а   Серебряную  -  «Дети Западной Африки». Вообще,  западно-европейские  фотографы получали тогда призы за портреты арабских   детей и негритят. В  Европе они были еще редкостью, а может,  политическим заказом.   Нас тоже воспитывали в  духе пролетарского  интернационализма  и любви к  бедной Африке. Но видя,  как нагло вели  себя  приехавшие  в Москву  негры, мы их,  мягко говоря, терпеть не могли.
 
А   любили мы   Францию,  символом которой   была  кино-звезда  Брижит Бардо. Кроме роскошных белокурых волос, она  обладала  редкой  природной  грацией, отточенной классическим балетом в Национальной Академии  танца. Всемирная известность  пришла к Бардо после выпуска картины 1956 г.  «И Бог… создал женщину». Там 22-летняя Бардо сыграла сироту,  которую из зависти к ее природной  красоте и вопреки ее целомудрию  все считают развращенной. Но для нас это  был образ настоящей француженки -  изящной,  стройной,  белокурой, как и сама  Франция  тех времен. Но в ханжеской   Европе фильм   вызвал шок (или  зависть).   Он  получил массу отрицательных рецензий  и был осужден католической  церковью за то,  что  героиня  Бардо с обнаженными ногами  танцует  на  столе танец мамбо. Хотя,  по сравнению с плотским бразильским карнавалом это был классический  балет. «И Бог… создал женщину» стал сенсацией для  Америки,  в Голливуде на такое были тогда не  способны, грудастая Мэрелин Монро танцевать  не умела. К счастью,  необычайная  популярность фильма в Штатах способствовала его повторному выпуску в Европе. Теперь историки считают «И Бог… создал женщину»  предвестником сексуальной революции. Хотя революцию  делают не фильмы, апогея эта революция достигла  в 70-е,  когда на Западе было снято самое большое   количество   эротических  и порнофильмов  за всю историю кинематографа. Но в начале 60-х французское кино еще сохраняло   элегантность.  Может,  поэтому французские фильмы 60-х шли в СССР на широком экране. А мировая общественность решила признать  Брижит Бардо в другом  более слабом  фильме 1959 г.  «Бабетта  идет на войну».  После выхода на экраны этой  примитивной  кинокомедии прическа героини Брижит Бардо,   волосы уложенные в  пышный пучок на макушке, стала  называться «бабетта» и на протяжении всех 60-х оставалась  самой  модной.
 

В 1970 Брижит Бардо с прической  "бабетта"   была избрана моделью для бюста Марианны -  символа Свободы Франции, она  до сих пор считается самой лучшей из всех Марианн.  Говорили, что кинозвезда Брижит Бардо в  60-х принесла Франции больше валюты,  чем все автомобили корпорации  Рено. Но и это не спасло Брижит  от французского правосудия. Ее судили пять раз,   но уже не за красоту и не за танцы,   а за  «разжигание расовой неприязни». Например, в 1998 её судили за заявление о растущем количестве  мечетей во Франции.

Лучший из символов Свободы Франции -  Брижит Бардо вступала с критикой  иммигрантов, ислама во Франции, гомосексуализма и межрассовых браков.  В 2003 г. в своей книге «Крик в тишине»  Бардо  писала «За последние двадцать лет мы уступили подпольному, опасному и неуправляемому проникновению, которое не только противоречит нашим законам и устоям, но и попытается спустя годы навязать свои».

Но все началось еще раньше.

Теперь редко вспоминают, что 1960   стал «годом Африки»,  когда сразу 17 стран континента получили независимость.  Плакаты пестрели  мускулистыми  неграми,  рвущими оковы, в то время как реальные  ехали  в Европу,  особенно  в Париж. Им нужны были белые женщины,  т.к. дома за своих черных  им надо было платить.  Причем,  немало. В  Алжире,  например, новая  жена было дороже нового автомобиля, правда,  мусульманка и работала  как детородная машина – рекорд  56 детей от одной жены. А в Европе жена  бесплатная!  Да еще и пособие по безработице! А каждому из многочисленных мулатов паспорт  гражданина Франции! Похоже,  это нравилось многим,  в  поддержку мигрантов проходили демонстрации,  в первых рядах  шли  актрисы, привычные указаниям   режиссеров.  Стало модным заводить черного ребенка неизвестно от кого. Париж начинал чернеть. В результате всего этого в  в 60-е   произошла    великая  сексуальная революция,  масло в  огонь  которой  подливали студенческие  выступления в Париже, а возможно,    прибывающие  алжирцы и другие африканцы.

 А для белой женщины карьера стала превыше всего, на 60-е пришелся  расцвет  феминизма. Женщины и девушки   стремились в политику,  бизнес,  и даже в точные науки.  Женщины  для мужчин становились источником не только вдохновения,  но и конкуренции. А мужчины все еще продолжали надеяться на любовь в  семье.
 
 Но   эмансипированная женщина  быстро входила в моду.  Наверное,  это было выгодно  государству.  А нам казалось,  что только в Париже  была настоящая  красота,  культура и свобода,  и вообще,  праздник,  который всегда с тобой. Один из таких моментов на фото  Рене Мальтета.  Глядя на этот  снимок,  я вспомнила, что с фото  в Люксембургском саду начинался  фильм 1964 г. «Супружеская жизнь» Андре Гайата.   В отличие от современных мыльно-длинных сериалов, это был  простой черно-белый фильм из двух  частей. Его особенностью было то, что  одни и те же события от студенческой  любви до развода,  были  показаны с противоположных точек зрения: мужской  и женской.

Сюжет первой части мало чем отличался от прежних фильмов: за  7 лет супружеской жизни бывший студент  стал адвокатом, очаровательная жена которого  была согласна следовать   за ним, но только  туда,  куда она хочет. На этом  пути  прогресса герой потерял иллюзии и семью.

 К  выходу на экраны второй части «Супружеской жизни  с точки зрения Франсуазы» в 1964 г. во Франции была  выпущена медаль с барельефом актрисы Мари-Жозе  Нат в роли  Франсуазы    с прической «бабетта».
 
Но в отличие от фильмов с Брижит  Бардо,   женская часть фильма  «Супружеская жизнь  с точки зрения Франсуазы»    начиналась с  демонстрации и криков «Мир Алжиру!» К тому же героиня размахивала  кулаками и кричала   "Смерь полиции!"  За это злая полиция временно задержала  этот юный символ  Свободы. Но это был еще  детский лепет с по сравнению с будущими майданами. А тогда  правозащитница   Франсуаза отвечала  своему возлюбленному, т.е. бой-френду на современном  языке:
- Любовь это не самое главное!
- А что главное ?
-  Все остальное!
Сначала основной  была борьба за Свободу Алжира,   потом    слезы: «У меня нет ни денег,  ни драгоценностей,  ни даже мехового манто!»  И чтобы все это было, европейская жена,  в отличие от мусульманской,  не рожает   следующих детей, а   уходит в  бизнес,   а потом… потом традиционная семейная жизнь рушится. Семья и бизнес для женщины  - это как сообщающиеся сосуды,  когда в одном уровень поднимается,  в другом  опускается. Иначе  бывает только в телеинтервью.
 
Может,  поэтому так задумчиво   сморит на поцелуй молодых    влюбленных 60-х   человек с пьедестала?

Эта  скульптура Николас-Виктор Вилана  «Марий на развалинах Карфагена» стоит в Люксембургском саду  с 1857 года.  Но  почему Рене Мальтет  сделал свой  снимок именно под этой статуей,  когда  в Люксембургском  саду их более сотни, а целующихся еще больше?  Было бы логичнее сфотографировать поцелуй  свободной любви  под статуей Свободы. В  Люксембургском саду находится  одна   из четырёх парижских Статуй  Свободы Бартольди,   увеличенный вариант которой  французы подарили США к 100-летию американской революции, как символ Свободы и  Демократии.

Но пора сказать,  что  на свободную любовь сверху вниз сморит  Гай Марий - Gaius Marius(156—86 до н.э.), который в   конце  II века до н. э.   был самым могущественным человеком Рима. Но  блестящая  военная и политическая карьера Мария  закончилась  крахом. Это крах  иллюзий и результатов прежних побед  вот уже полтора века  изображает  «Марий на развалинах Карфагена» в Люксембургском саду пред зданием Сената. 
 
Спираль истории  совершила очередной виток.  Карфаген, который был когда-то  одной из крупнейших держав Средиземноморья,   теперь напоминает  Европу. 
Вспоминается  крылатое латинское : "Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse  - Карфаген должен быть разрушен!" - что означает   настойчивый  призыв к борьбе с врагом или с экономическим соперником.    В   146 г. до н. э.  римляне,  действительно,  разрушили до основания столицу этой державы - полумиллионный город Карфаген, а  оставшихся жителей продали в рабство.  Место, где располагался Карфаген,    засыпали солью,  чтобы в будущем там уже ничего никогда не возродилось. Но, судьба!   Шестикратный консул  и Римский полководец Марий Гай на седьмых  выборах проиграл своему политическому  сопернику  и был вынужден  бежать.  «В 88 г. до н.э. Марий, объявленный в Риме вне закона, высадился близ Карфагена. Наместник Африки послал к нему вестника с требованием покинуть Африку. Когда же вестник спросил, что передать новому правителю, Марий ответил с громким стоном: "Возвести ему, что ты видел, как изгнанник Марий сидит на развалинах Карфагена". Так  он удачно сравнил участь этого города с превратностями своей судьбы"
  Отсюда и пошло выражение  "Марий на развалинах Карфагена", означающее,  что человек убедился в   окончательном крахе.
 
После  60-х прошло еще полвека, кинематографисты опять сменили сценарии,  вернулась мода на короткие женские юбки, но чаще видны абайя и   хиджаб.  Эмансипированные  женщины  добились того,   за что боролись,  и наравне с мужчинами занимают  ключевые позиции в   бизнесе  и политике.  Мужчины тоже изменились. Родители стали пронумерованными,  но дети  практически не видят   ни первого, ни второго.   Белых детей тоже почти не видно.   В Париже теперь больше негроидов,  метисов и мулатов.   Свободу, Равенство и Братство, как и предупреждала Брижит Бардо,     сменили  мусульманские анклавы...
   
А Париж?  Париж  окончательно  стал черным, особенно в ночь с 13 на 14 ноября 2015 г. И снова     Марий сидит   развалинах   Карфагена,  своих и   наших иллюзий.…

 
 14 ноября 2015 г.


Рецензии
Большое спасибо за этот рассказ, Татьяна!
Прекрасное рассуждение о снимке и об эпохе, а точнее, об эпохах.
"Спираль истории совершила очередной виток", - точнее не прокомментировать.
И очень хорошо звучит в это контексте название "Марий на развалинах Карфагена".

Светлана Данилина   19.12.2022 16:19     Заявить о нарушении
Да, Светлана, похоже западная цивилизация сидит, как Марий.

Татьяна Бойко-Назарова   19.12.2022 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.