На деревню, к дедушке...
1
Совершить эту поездку в Индию нас заставили вынужденные обстоятельства. У моей супруги вдруг,
почти неожиданно обнаружилось редкое заболевание.
Я не буду рассказывать всех мытарств по госпиталям
и клиникам, скажу лишь: консилиум врачей с профессу-
рой в областной клинике в конце концов поставил диагноз. Это тяжкий и неизлечимый недуг. Я как врач по образованию, конечно относился к поездке в Индию скептически, но как муж я должен был не разрушать последнею надежду супруги, то есть оказать всемерную поддержку, ведь за плечами сорок три года совместной жизни, а это дорогого стоит.
В областной клинической больнице в палате с же-
ной находилась с женщиной из Асбеста, которая страдала рассеянным склерозом. Она и рассказала, что у неё был такой сильный склероз, что не могла ходить. И она решила съездить в Индию к известному там монаху, который лечит от всех болезней. Вернулась она из Индии на своих ногах. Имя и местонахождение монаха
эта женщина назвать не могла, но обещала это сделать,
ибо у неё есть записи дома. В последующем супруга не
раз с ней общалась по телефону, но у женщины оказа-
лись большие проблемы: сепсис, после заболевания
почек и она находилась на излечении в Москве. Женщина смогла сказать, что этого монаха в Индии
знают все.
«Вытресли» мы с женой из «сусеков» последние деньги и решились на поездку в Индию. Конечно, оказали финансовую поддержку дети, в особенности дочь и зять. Они решили совершить эту поездку с нами, прихватив с собою двух детей: произвести сочетание полезного с приятным – найти монаха и отдохнуть на берегу Аравийского моря. И вот четвертого ноября, ночью мы вылетаем на Гоа. Таможенный контроль в аэропорту Кольцово прошли без проблем: нашу семью с супругой на инвалидной коляске пропускали вне очереди, мало того сотрудник аэропорта сопровождал нас вплоть до трапа самолёта, а затем сдал коляску в багаж. Одним словом: всё начиналось благополучно.
2
В Гоа нас доставил самолёт марки «Боинг- 767»
компании «Азурайр». Это дочерняя компания катарских
авиалиний. Экипаж полностью был российским. За
шесть часов двадцать минут перелёта нас дважды обес-
печивали питанием. Супруга перелёт перенесла благо-
получно. Экипаж самолёта сообщил в аэропорт на Гоа,
что среди пассажиров есть инвалид – нужна коляска.
К трапу самолёта в Гоа была доставлена коляска, а да –
лее, на автобусе мы подъехали к аэровокзалу. Было душно, температура воздуха достигала 30 градусов. В
Екатеринбурге в момент отъезда было -2 С0. В аэропор-
ту нас ждал таможенный контроль. Здесь уже нас всей
семьёй не пропускали. Без очереди шёл только я с женой на коляске, но нам в любом случае надо было ждать дочь с детьми. Надо сказать контроль там много-
ступенчатый, только паспорта проверяли четыре раза,
багаж прошел не один контроль,- огромная разница по
сравнению с нашим аэропортом «Кольцово». Наши
мытарства закончились через два с половиной часа.
Нас – туристов посадили в автобус и начали развозить по гостиницам ( не люблю слово: отель). Сразу же на
выезде со стоянки наш автобус задел другой ( оторвал
зеркало заднего вида). Я сразу же представил нашу
картину: ругань, мат, биты, металлические пруты. Но,
этого почему то не произошло; водители автобусов
о чем – то поговорили, затем виновник отсчитал опре-
делённую сумму в рупиях – денежная единица Индии,
и на этом конфликт был исчерпан. Сразу же по дороге
в гостиницу я отметил крайне узкую дорогу, мусор
вдоль дороги, рисовые поля,- и это в городе, ветхое и
грязное жильё, определённую, по нашему понятию -
убогость. Поразила растительность: многоярусная и
полицветная. Гостиница была пятизвёздочной. Выбор
делал зять – Максим, руководствуясь тем, чтобы пляж был рядом: не катать же коляску с тёщей за километры
до пляжа. После небольшого сна в номере мы выдвину-
лись на пляж; он был в трехстах метров от нашего
временного пристанища. Сразу отмечу: пляж превос-
ходный, чистый. Песок на пляже мелкий, серо – белого
цвета. Волны в море большие, а дно очень медленно
уходит в глубину, нет надоедливых медуз. На пляже
три летних кафе, которые конкурируют за клиентов
друг с другом. Весь обслуживающий персонал говорит
прилично на русском языке. Наших туристов там любят,
ибо они любят поесть и выпить. Довольно быстро мы познакомились с персоналом всех трех кафе. Меня все
стали звать: Папе, а мою супругу просто мама. И было
очень трогательно, когда они оказывали помощь в тран-
спортировке жены до лежаков на пляже. Они её успокаивали: «Мама не бойся, мама не горюй!» Я невольно вспомнил наш фильм «Шырли – мырли».
Питание в летних кафе подстроено под европейцев,
но много блюд с морепродуктами. Вечером мы в ресто-
ране при гостинице оценили кухню летних кафе на
пляже, но об этом чуть позднее. Естественно мы начали
расспросы персонала кафе о монахе, который известен
на всю Индию. Никто о нем ничего не знал. Впервые
у меня закрались определённые сомнения: не приехали
ли мы искать иголку в стоге сена. Море оказалось очень
тёплым сверх всех ожиданий. Вернулись мы в номер уже темно. Там темнеет рано, в шестом часу и очень быстро. Вечером мы отправились в ресторан. Первое
блюдо: гуляш по-венгерски(суп), был хоть и острым,
но терпимым. Когда взяли второе блюдо,- есть не смогли: очень остро. Решили сменить блюдо, и также
есть не смогли. Тогда я предложил зятю взять хотя бы
для внука – Данила плов без специй. Зять сказал офо-
цианту: « Но, специй!» Когда принесли плов, его не смог есть не только внук, но и зять, у которого вызвало
полное удивление факт, что указание: без специй, для
работников кухни ничего не значит. Перекусили мы
лепёшками и соком. С тех пор мы в этот ресторан не
заходили.
На следующий день у нас была встреча с представи –
телем туристической фирмы «Пегас». Милая девушка
по имени Алёна также ничего не ведала об этом монахе.
Мало того слегка посмеялась над нами: «Вам женщина со склерозом сказала,- а вы поверили? Надо быть мол
идиотом, чтобы найти человека в Индии с населением более миллиарда человек, не зная точной
привязки». Примерно в таком же тоне ответила нам
массажист в гостинице Светлана, которая живет с мужем – индусом здесь на Гоа уже семь лет. Ничего
об этом лекаре не знал и персонал гостиницы. По этой
причине на следующий день мы решили выехать в Малый Тибет, где находится большой буддийский
монастырь. Этот маршрут нам подсказала дочь – Лена,
который она составила со слов женщины из Асбеста:
к нему ехать шесть – семь часов. Именно на таком расстоянии и находился этот монастырь. Конечно,
поездка была вслепую, но не сидеть же, сложа руки.
У супруги упало настроение. Чтобы её как – то развеселить мы пошли изучать местную флору. С веточ-
кой незнакомого хвойного дерева я подошёл к персоналу кафе, в котором мы по утрам завтракали.
Мужчина – индус ничего о дереве не знал. Пришёл он
минут через десять, спросив у кого – то на кухне наз-вание этого дерева. Оказалось на хинди: крисметри.
Меня это не остановило, и вновь сорвал веточку дерева
похожего на акацию и подошел к женщине, которая
убирала опавшие листья на газоне. Там листья опадают постоянно – нет сезонности. Откровенно я думал: «Ну,
она то уж знает!». И каково было моё удивление,
что и она с этой веточкой пошла у кого – то спрашивать. Прошло почти полчаса, когда она появилась перед нами
- Вульвола,- отметила она. – Спасибо,- ответил я ей
на английском.
- Ты, представь, Лара, они не знают своих растений!
А это ведь не трава, а деревья!- удивляюсь я.
Супруга этому факту тоже поразилась и пожалела,
что не взяла с собой определитель растений, хотя бы
комнатных, ибо большинство этих растений мы увидели
в дикой природе здесь. Впрочем, о незнании индусов
своих растений я сделаю вывод на следующий день,
определив основную черту этого народа.
3
Выезд из гостиницы у нас состоялся в седьмом часу.
Водитель на автомашине марки «Тоёта» был индус
по имени Прадип. Он знал хинди, английский языки, а так же индийское наречие катарна. Которое нам через два дня сильно пригодится. Но об этом позднее. Прадип
является руководителем и владельцем таксомоторного
парка. В России у него есть друг Дима, который работает в той же фирме где и наш зять Максим. Сам
Прадип ездит крайне редко и сделал исключение для
нас. Это симпатичный тридцатилетний юноша, ещё не
женат. Жену у них – индусов для сына ищут родители.
У Прадипа родители уже умерли, их роль должна взять
на себя его старшая сестра. – Но, она плохо ищет мне
жену,- смеётся он. Так нам передала его слова ещё одна
спутница Кристина. Эта девушка из Белоруссии, ей 27 лет. Побывала замужем. Теперь туристом живет здесь
уже полгода. О возвращении домой думает с тревогой,
ибо все кто не работал полгода и более должны там
платить налоги. Если заплатишь налог, то могут вести
следствие где взял деньги, если не работал. – У нас даже
денежные подарки на свадьбе могут проверить. Налоговые органы могут осведомиться, кто и сколько «кинул» молодым на пирог. Не будем судить батьку
Лукашенко; это его способ борьбы с коррупцией.
Кристина оказалась весёлой и общительной собесед-
ницей; она осуществляла перевод от Прадипа с англий-
ского на русский. И вот мы – пять человек: мы с супругой, зять и два переводчика отправились в Малый
Тибет. Дочь с детьми осталась в гостинице. Такую
утомительную дорогу им было бы трудно выдержать.
Дорога вначале шла довольно долго по Гоа. Я отметил
слишком узкие и грязные улицы. Вдоль улицы магази-
ны сменяются маленькими лавочками или не-
большими шалашами или палатками., которых
становится больше, чем далее мы отдаляемся от центра города. На весь Гоа всего два светофора. Так нам сказала Кристина. Постепенно утренняя прохлада сменяется дневной жарой. Мы через три часа останавливаемся перекусить в придорожном кафе. Там
много посетителей, идем в туалет мыть руки. Грязь
и крысы. Крысы у них в почёте, ибо Бог Ганеш ездил
на крысе. Мы – россияне заказываем только глазунью и чай. Кристина ест вместе с Прадипом. Мы удивляемся:
как она за полгода привыкла к таким острым блюдам.
Далее дорога идёт по горному серпантину. Женщин
в машине подташнивает,- останавливаемся для пере-
кура. К нам подбегаю мартышки. Угощаем их бананами.
Все бананы, почти полностью, съедает старший самец,
не оставив даже шкурки детенышам. Наши женщины
возмущены таким поведением мужчин – обезьян.
Едем дальше (об индийских дорогах напишу позднее).
Неожиданно выезжаем на плато. Сразу же начинаются поля кукурузы, риса, пшеницы. Причем посевы культур
разновозрастные, то есть убрав урожай, индийский крестьянин готовит почву под другой. По ходу отме –
чаю: плодородный слой почвы не более пяти санти-
метров. Невольно задаю вопрос супруге: « Как на таком
слое почвы всё растёт?» - Очень просто,- ответила она,-
здесь высокая температура и процессы гниения происходят очень быстро и почва успевает насыщаться полезными элементами. – Мне пришлось только развес-
ти руками,- ответ меня удовлетворил. На полях индусы
работали ещё на буйволах, часто встречались повозки ими запряженные. Вдоль дорог постоянно шли мужчины и женщины. Многие из них везли на вело-
сипедах или несли на себе, женщины - на голове, дре-
весный хворост. По всей видимости, многие готовили пищу на дровах. В то же время я видел, как из Гоа в
направлении Малого Тибета шли цистерны со сжижен-
ным газом. Не всем по карману такой вид топлива.
Мужчины одеты крайне не броско: в лучшем случае
рубашка и шорты, чаще просто полотенце обмотанное
вокруг бедер. Полных мужчин и женщин мало, особен –
но в сельской местности. Обувь – плетёнки, шлёпанцы,
или просто босые. Часто индусы просто спят возле до-
роги. Встречаются и колёсные трактора, но все старые,
побитые временем. Топливо в Индии дороже нашего
примерно на десять рублей. Среди таких пейзажей
и находится Малый Тибет. Это определённая террито –
рия выделенная Индией, бежавшим с Тибета от китайских репрессий примерно тридцать лет назад.
Здесь имеется величественный буддийский храм,
Гостиница для послушников храма, больница, поликли-
ника и другие сооружения. Сразу отмечу: на территории
буддийских учреждений, храмов чисто, аккуратно, а за
пределами мусор, грязь – индийская небрежность.
Буддисты одеты опрятно в фиолетового цвета хитоны
( так назову у них одежду), выглядят просто отменно.
Чувствуется, что живут по определённым правилам, которые не наносят вреда здоровью. Спрашиваем в
храме о монахе – лекаре. Нас отправляют в больницу.
Лечебное учреждение находится примерно в трехстах метрах от главного храма. На приёме у врача четыре
человека. К нам подошёл буддийский монах – так назовём его, и на английском языке сказал: надо встать в очередь. – Но шрихт енглиш,- ответил я,- Раша,- хлопнул себя по груди.
- Дак ты из России?- удивляется монах.
- А ты говоришь на русском? Калмык наверное,- пе-
ребираю в уме буддийские регионы России.
- Нет. Я из Бурятии.
- Часто бываете на родине.
- Раз в четыре года. Я очень тороплюсь на службу.
Передайте привет России.
Как – то сразу стало теплее и уютнее в больнице.
Прошло три человека перед нами. И вот мы предстали перед женщиной – врачом. Кристина объясняла Прадипу на английском языке, а тот переводил на хинди
для врача. Выслушав жалобы, она взяла в руки кисти
супруги и долго вслушивалась в пульс. Затем она предложила траволечение и массаж. Мы отказались, ибо
официальная медицина массаж запретила супруге.
Спросили доктора о монахе – врачевателе, где он сей-
час находится? К сожалению, буддийский врач ничего
о нём не слышала. Выходим из помещения врача, надеваем обувь. – Вот как «облажались»,- сетует зять.
- М-м-м… надо было ожидать,- отвечаю я,- ехали в
некуда.
- В самую глубину Индии,- усмехается Кристина.
- Да-уж,- отмечает супруга,- в туалет надо. Зато здесь
принимают бесплатно, без медицинских полисов, та-
лонов и регистратуры. Вы попробуйте попасть на приём
в нашем лечебном учреждении?!
Спросили где туалет. Нам показали. У них оказались
удобства во дворе. Обычный выгреб, очко. Правда, там
нет туалетной бумаги, зато есть водопроводный кран,
ведро и пластиковая кружка. Рулон туалетной бумаги
мы всё - таки на случай взяли.
После этого доставив супругу в коляске до машины
мы решили посетить буддийский храм. Храм необычай-
но красив и внешне и внутри. Розовый мрамор под босыми ногами ( туда можно зайти только без обуви)
отшлифован до зеркальной точности. Высокие колонны
отражаются в нем. Между колоннами невысокие скамьи, размещённые напротив друг друга. Там во время богослужений сидят прихожане лицом друг к
другу. Вместо христианского иконостаса статуи Будды
в различных позах и облачениях,- они покрыты золотом.
Богослужение идёт постоянно: используются записи на
магнитной ленте. Редкой красоты храм, который тибетцы создали за тридцать лет. Вся территория храма
украшена разноцветными флажками. Только ради этого
стоило сюда приехать. Ворота на территорию храма
обвиты яркими фиолетовыми цветами. Я спрашиваю
у Прадипа, разумеется через Кристины, - Что это за
дерево, на котором такие красивые цветы.
Ответ уже не поразил: « Какой – то цветочек…».
Тут я понял свойство индусов: они не «заморачива –
ются». Более точного отношения индусов к внешнему
миру на русском языке я не смог найти. Кстати, далее
в моём репортаже это душевное свойство будет только
подтверждаться. Едем обратно. По дороге, в одном
из населённых пунктов, решили попить ананасового
сока. Возле дороги мужчина в грязной рубашке с по-
мощью аппарата типа нашей мясорубки выдавливал сок.
Антисанитария полная. Все выпили сок. Я же подумал о себе, что зря это сделал.
Возле дороги, в одном из населённых пунктов, я уви-
дел детский сад, который поразил меня своим видом.
Серое здание в два этажа было окружено высокой ме –
таллической решеткой. За решеткой, на грунтовой пло-
шадке гуляли дети. Ни одного яркого и красочного пятна в этом детском саду, даже травянистого газона нет. Я не смог увидеть на площадке детского сада обыч-
ных песочниц, избушек, качелей.
- Это ужасно!- воскликнул я.- Они даже для детей
ничего не делают!
- Это – Индия,- спокойно ответила мне Кристина.
- Бедность,- добавила супруга.
На этом мои возмущения кончились, ибо я уже знал
основную черту индусов: не «заморачиваться».
Затем мы заехали в знакомое кафе, перекусили и поздно вечером были в номере гостиницы. И тут у меня началось патологическое движение в кишечнике. Бросаюсь к дочери,- она врач - психиатр,- Ты что – то захватила с собой от диареи?
- Захватила,- засмеялась она.
Весь следующий день я голодал, пил крепкий чай и таблетки; на пляж не ходил. Этот день мы решили
посвятить вновь поискам индуса – народного врачева –
теля, ведь Кристина на обратной дороге неожиданно
вспомнила, что три года назад она уже возила женщину с онкологией к этому народному лекарю,- Это было
в другой стороне,- сообщила она нам.- Постараюсь
восстановить старые записи и телефоны. Она дала вновь
надежду моей супруге, которая мучилась от неизвестно-
сти в номере, а я от диареи. Мне в течении суток нужно было привести кишечник в порядок, так как выезд в сторону Бангалора намечался на утро следующего дня.
В этот день я не ходил на пляж, оставаясь в номере.
Уборку персонал отеля производит ежедневно, доставляя одновременно два литра воды, два пакетика чая, два кофе, и четыре пакета сахара. После выноса
мусора из туалета и из комнаты служащий гостиницы
проверил уровень воды в фарфоровом кувшине пальцем, предварительно не вымыв даже руки. У них
нет никаких понятий о гигиене. Супругу и родствен –
ников я строго предупредил, чтобы не употребляли
воды из кувшина, а пользовались только бутилированой
или кипячёной водой. В очередной раз убедился: здесь
не «заморачиваются».
Кристина вечером дала нам прекрасную весть о том, что этого монаха зовут Нароян Мурти. Дочь сразу заглянула в интернет и нашла об этом врачевателе всю информацию. Живёт он в поселении Нарасипура, который расположен в тридцати пяти километрах от Шимоги. Ехать туда примерно семь часов. Созваниваемся с Прадипом и намечаем выезд на шесть часов утра в воскресенье. Нароян Мурти ведёт приём пациентов только два дня в неделю: воскресенье и четверг ( инфор-
мация из интернета). Почему не дала такой информации
женщина из Асбеста,- не знаю, но предполагаю: виной
всему рассеянный склероз. Супруга у меня повеселела,-
появилась хоть какая – то определённость.
4
Наш путь три часа пролегал в том же направлении,
что и двое суток назад, до знакомого нам кафе. Там
мы вновь перекусили; я осторожничаю: беру только глазунью и чай. Все симптомы кишечной инфекции у меня прошли – медикаментозная терапия и голод
помогли. От кафе мы на этот раз едем совершенно в другую сторону. На этот раз глаза уже «притёрлись»
к индийским пейзажам и мусору вдоль дорог и сельской
нищете. Нам ехать до Шимоги, минуя Согар еще четыре
часа.
Шимога по индийским меркам небольшой город.
Но как в этом случае объяснить то, что там есть техно-
логический институт, крупный сафари – парк.
Останавливаемся на узкой улочке возле кафе. Кафе
довольно странное: под разбитыми плитами у входа
текут канализационные стоки в канаве; множество
мух. Напротив расположено примерно такое же
кафе, из которого выходит мужчина – индус срыгивает
пищу прямо на асфальт и спокойно уходит обратно
в кафе. Теперь уже и я не «заморачиваюсь». В кафе
персонал уже знает где практикует Нароян Мурти,
объясняют Прадипу дорогу.
Через сорок минут мы были у цели. Небольшой особняк с баком для нагрева воды на крыше, солнеч-
ными батареями, окружен невысоким бетонным забором
с металлическими воротами. Во дворе я вижу автома –
шину белого цвета. Возле особняка канава, и на про-
тивоположной стороне улицы более глубокая канава,
за ней сад с фруктовыми деревьями, огороженный
колючей проволокой. Ставим машину и видим огромную очередь до трехсот человек, ужасаемся.
Я с зятем Максимом занимаю очередь, а Прадип с
Кристиной идёт к воротам; они делаю попытку пройти
без очереди. Тех, кто пытается сделать попытку пройти
без очереди индусы вытаскивают силой и бесцеремонно
выталкиваю с руганью и криком. Мы недоумённо с
Максимом смотрим друг на друга. В очереди интересу-
ются откуда мы прибыли на английском языке. Я привычно отвечаю,- Но шприхт инглиш,- и стучу себя
в грудь,- Рашен. – В очереди улыбаются, предлагают
перейти на ту сторону улицы, где появилась тень.
Я перехожу. Канава почти доверху заполнена мусором.
Мужчины и женщины сидят на дороге, опустив ноги
в канаву. – Сет даун,- предлагают они мне. Я отмахи-
ваюсь,- Но. - Накануне, перед отъездом я только что
выстирал бриджи и пачкать мне их не было желания.
У бетонного забора люди в очереди перекусывали, пи –
ли из кокосов, ели бананы и прочие продукты, а все
отходы бросали, как в канаву, так и за забор Нарояну
Мурти. – Хорошо же они благодарят своего доктора,-
смеётся Максим. Надо отметить, что за забором, у хозяина, стояла копна сена. Так эта копна почти до
половины была завалена мусором от посетителей.
В это время к особняку подъезжает микроавтобус с
громкоговорителями на крыше. Я догадываюсь: идёт
какая – то предвыборная компания. Здесь большое скопление народа – удачное место для агитации. Дважды был прочитан какой – то текст. К автобусу
подошли два человека; им выдали две листовки и два
«захудалых» типа эскимо мороженых. Листовки индусы
тут же выкинули, не читая, в канаву и молча стали
лизать лакомство. Никто в очереди не обратил на
это внимания. Для меня это уже не было странным
явлением: всё укладывалось в моё представление
об этом народе.
Через полчаса в очереди остаюсь я один: Максим ушел к автомашине, навестить Ларису. А ещё через несколько минут он подошёл ко мне и сказал: «Пошли. Коляску с Ларой надо везти,- Прадип договорился…»
Достаём коляску, усаживаю в неё супругу и качу её
к воротам особняка Нарояна Мурти. – Они же будут
ругаться,- говорю, идущей рядом Кристине. – Пусть
кричат,- это Индия, а ты не обращай внимания.
Её совет не понадобился, ибо народ в очереди проявил
к нам сочувствие. Как я был ему благодарен в этот
момент.
Предстали перед Нарояном Мурти, который вел прием во внутреннем дворике. Около него крутилось
много индусов, которые делали бизнес на мазях,
бальзамах и другой лекарственной продукции. После
объяснения с Прадипом существа дела на наречии котарна ( Нароян говорит только на этом наречии), Мурти взял в руку кисть супруги и через минуту сказал: « Это заболевание ещё не удалось в мире
никому излечить, но улучшить Ваше состояние можно».
Он перешел в небольшое помещение рядом и начал
в пакеты накладывать травы, предварительно надев
марлевую повязку. Зато сам внешний вид потомствен-
ного врачевателя ( более 800 лет их род занимается этим; сейчас он обучает сына) не вызывает приятного
отношения; во рту один зуб, худой, на бёдрах грязное полотенце, но быстро поставленный диагноз меня поразил. Я жил с супругой рядом и не мог догадаться о её болезни. Парадокс!
После того, как были приготовлены мешочки с травами, Нароян Мурти подробно рассказал Прадипу
методологию их приёма. Этого количества травы хва-
тит на сорок пять дней. Курс лечения девяносто дней,
то есть через сорок пять дней нужно вновь появиться здесь. На больший срок он дать траву не может, ибо
теряется её активность. Мы выкатываем коляску с
супругой за ворота. Я раскланиваюсь, благодарю на
английском языке народ в очереди. То зачем мы ехали в Индию - свершилось!
Местное время подходило к 17 часам, вскоре уже будет темнеть. Ехать в темноте по горному серпантину
мы не решились, надумали на ночь остаться в Шимоге,
чтобы на следующий день побывать на сафари, увидеть
водопад – памятник природы, посетить самую большую
статую Шивы.
В гостинице разговор вёл Прадип. Цену за ночь он
«сбил» вдвое. Наших паспортов никто не требовал.
Номера в гостинице были одноместные, но в двух
уровнях с претензией на роскошь. Мы взяли два номера.
В одном, наверху, разместился я с супругой, а зять внизу на диване,- ему выдали простынь. Пошли в ресторан. Ресторан оказался в два раза дешевле чем
в Гоа, на пляже, то есть в провинции, в Индии, ну, как
у нас. Ночь провели плохо, ибо телевизор не работал,
кондиционеры не функционировали, хотя служащий
гостиницы принес нам пульт для управления ими. Всю
ночь кто – то плакал, шумела вода, грохотало железо.
Правда, эти обстоятельства нам с супругой уже не
испортили настроения.
На следующий день мы перекусили в кафе и отпра-
вились в сафари – парк. Конечно, там присутствует не
вся индийская фауна, но особый восторг у меня вызвали
олени, особенно пятнистый – самочка, которая, как только открыли двери автобуса, заскочила в салон. С
ней можно обниматься, целоваться и конечно ей достаются самое лакомое печенье, бананы. И другие
олени берут еду с руки, но всё же осторожничают. Здесь
практически на свободе тигры и львы с ними наши
спутники делают селфи, но я не решаюсь. Гид объясняет: « На свободе только мирные тигры и львы.
А те, которые агрессивные находятся в клетках. Два года назад тигр съел индуса, который его кормил. Теперь этот тигр в клетке.»
- Почему не застрелили? – интересуюсь я.
- Имущество,- сафари – парка. Зачем?- отговорился гид.
- Вам не жалко сотрудника? – наседаю я.
- Карма,- развёл он руками. Это я понял и без перевода.
Затем мы были на водопаде, высота которого без
малого 253 метра. Очень живописное место в горах.
В Мурдешваре осматриваем самую большую статую
Шивы в Индии. Какое привлекательное место: море,
пляж, горный хребёт. Поразительно! Это надо увидеть.
Индусы трепетно относятся к святому месту, и уже
у подножья снимают обувь. Теперь я понимаю чем
индус заморочен. Удачно для него подобрали опиум.
Стемнело. У Прадипа выясняю некоторые бытовые детали жизни. Интересуюсь: что делает индус, если жена изменила?
Кристина переводит: « Чаще выгоняет из дому. Опозо-
ренную женщину родители обратно могут не взять.
Иногда бьёт и выгоняет, а бывает и прощает… Но
индийские женщины не изменяют…Это большая
редкость»
- Край непуганых невест,- смеюсь я.
Кристина подтверждает это мнение.
В Гоа мы увидели удивительную картину: многие
здания, торговые центры были украшены гирляндами,
фонарями, по улицам ходили жители с барабанами и
чудовищами на повозках.
- Что это? – удивляемся мы.
- Новый Год по индусскому календарю. Пик праздни-
ка будет ночью. Фейерверк. Если не устали – посмотри -
те,- прокомментировала нам Кристина. К сожалению
мы так устали, пожевав лепёшки, с чаем уснули.
5
Я обещал рассказать о дорогах Индии. Дороги этой
страны особенные – узкие, а движение очень плотное.
Одновременно на узкой дороге находится автотранс-
порт, мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы. Сплошную разделительную черту я видел очень редко,
она даже на горном серпантине почти не встречается,
в основном прерывистая линия. Нет знаков ограниче –
ния скорости, как у нас, вообще мало знаков, о видио-
камерах здесь и понятия нет. Скорость ограничивается только «лежачими полицейскими». Они в Индии двух типов: один и большой вал, или от трех до
шести, но небольших по высоте. Обычно эти преграды
появляются перед населёнными пунктами, возле пеше-
ходных переходов, хотя встречали «лежачие полицейс-
кие» в джунглях. Объяснения, почему они здесь я не
получил. Сделал лишь догадку: может звериная тропа.
«Гаишников» на дороге нет. Проезжали два стационар –
ных поста полицейской дорожной службы. Нас дважды
останавливали, но Прадип не остановился, и не снизил
скорость. – Вот начнётся погоня и стрельба по колесам,
- подумал я. И невольно задал Прадипу вопрос: «Поче-
му не остановился? Могут быть неприятности?»
Ответ, который дала мне Кристина, поразил: « Останав-
ливали в штате Карнатака, а его машина зарегистриро-
вана в Гоа. Даже если полицейский сделает запрос в
полицию Гоа,- его рассматривать не будут. Здесь не
принято работать на чиновника из другого штата».
Из этого я понял у местных штатов довольно большая автономия.
- А за что в Индии могут наказать водителя?
Прадип ответил через Кристину:» Только в двух
случаях: отсутствие прав и страховки».
- А если за рулём пьяный?
- Не наказывают.
- Вот о такой щедрости мечтают водители всей России,- изумляюсь я.
- Нечему изумляться,- говорит Кристина.- В штате
Карнатака продажа алкоголя запрещена, только в ресто-
ране. Винных лавок нет. В Гоа, где много туристов
алкоголь в свободной продаже.
Не смотря на большую интенсивность движения,
горный серпантин на дорогах Индии аварий практи-
чески нет: все водители виртуозы своего дела.
6
Немного о политике. Этот раздел я решил поместить
после того, как увидел отношение людей к агитацион-
ному автобусу. На пляже я практически познакомился
со всем персоналом трёх кафе. И у всех спрашивал: знают ли они имя своего президента? Ответы поразили:
каждый третий не знал. Половина не знала имя премьер
- министра и только житель штата Кашмир, назвавшись
русским именем Саша назвал и того и другого, а так же
министров энергетики, здравоохранения, культуры.
Из этого я сделал вывод: политизировано население Индии только в северных штатах. Когда пришли сюда
англичане, то индусы просто «не заморачивались».
Вот потому и не подавились Англия таким «сытным
куском».
Кастовое различие в Индии официально упразднено,
но на бытовом уровне сохраняется, особенно при зак –
лючении брака. Есть определённые трения между жителями севера Индии и юга. Северяне несколько
пренебрежительно относятся к южанам.
Религия – это структурный элемент духовной жизни
индуса. В каждой семье есть комната для исполнения
религиозных обрядов, если таковой нет, то уголок.
Наш водитель Прадип, каждый день украшал фигурку
Ганеша в салоне машины веночком из белых цветов.
Это стоит 10 рупий. Такие веночки или цепочки из
цветов разной расцветки продают повсеместно.
7
Несколько слов об образовании. Опять же со слов
персонала работников кафе образование здесь платное.
У одного индуса, работника кафе, не было образования,
в школу вообще не ходил, но на русском говорил хорошо. Я даже спросил: « Учился в России?»
- Нет.- Ответил он.- Всему научился здесь, на пляже.
Это говорит о том, что народ очень способен к гума-
нитарным наукам. Возможно, учитывая большую
самостоятельность штатов, где – то есть бесплатное
образование или частично платное. Возможно!
Проезжая населённые пункты я заметил: индийские
школьники одеты в форму, которая в каждой школе
своя. Особенно красивы старшеклассницы. Все строй-
ные, большеглазые, с косичками. Просто прелесть!
Я восхищался. Плохо то, что возле школ я практически
не видел спортивных площадок и стадионов. По этой
причине нет у них проблем с допингом. Учатся в школах Индии с марта по июнь включительно,
то есть десять месяцев в году. Каникулы два раза по неделе. Даже дождливый сезон не прерывает занятий
в школе. Обязательными являются для изучения
английский и хинди языки. Кроме того, по желанию
изучают местные наречия.
8
Дальнейшее пребывание в Индии я уже описывать
не буду,- нет приключений: обычное пребывание туриста у моря. На обратной дороге, как и вперёд
вновь «заморочки» на таможне в аэропорту Гоа,
зато в Кольцово всё гладко, только собачки ходили и обнюхивали багаж на выходе, но это никого не
раздражало. Спасибо экипажу «Азурайр» и персоналу
аэропорта Кольцово, а также нашим новым друзьям
в Индии Прадипу и Кристине.
ВЫВОД
Индия - это другого рода цивилизация. Не по техни-
ческим и научным достижениям, а по отношению к
жизни, судьбе, окружающей среде. Нация с другой
ментальностью. Это надо беречь!
Что понравилось?
1. Отличный пляж.
2. Доброе отношение индусов к нам – русским.
(Китайцев они не любят; нет китайской техники
на дорогах, нет и отдыхающих на пляже. Англо-
говорящие встречаются, но отношения к ним
прохладное)
3. Природная среда.
4. Отменный вкус фруктов.
Что не понравилось?
1. Антисанитария.
2. Много бестолковщины на таможне в аэропорту Гоа.
Рекомендации
1. Пить воду только из бутылок, или кипятить её.
Нельзя пить воду из – под крана или из водоёма.
2. Не пользоваться шампунями и мылом в гостинице,
ибо легко получить аллергию. Возьмите с собой
обычное хозяйственное мыло, которым можно стирать,
мыть грешное тело, и даже по случаю вымыть качест-
венно посуду. Не пожалеете!
3. Есть пищу только после термической обработки, не
нажимайте на соки, купите лучше на базаре ( там всё
дешевле) фрукты в номер.
4. Предупреждайте официантов о том, что Вам нужно
блюдо без специй.
5. Чаще мойте руки. На пляже, возле столиков, когда
пойдёте купаться, оставляйте сторожа, ибо вороны
вам могут нагадить. Здесь вороны наглые. А тут
недалеко и сальмонеллез. Здесь всякую живность
почитают, кроме собак. У них принято: в собак переселяются души преступников. По этой причине на
дорогах их давят, в отличии от коров. Я в Индии не
видел людей, которые выгуливают собак. Русская
поговорка: собака – друг человека, не для индуса.
6. Не отзывайтесь дурно о Богах Индии, постарайтесь
в присутствии индусов не хвалить христианство.
7. Взять с собой аптечку, в которой должны быть анти-
биотики и сульфаниламиды эффективные при кишеч –
ных инфекциях. Естественно там должны быть препа-
раты против аллергии, а далее типичный набор для
медицинских аптечек.
Рекомендации для тех, кто поедет
к Нарояну Мурти
1. Стоимость проезда в такси до Шимоги, Минасуры
примерно 250 – 300 долларов США, впрочем можно
и выторговать и более дешёвый проезд.
2. Лучше приехать в Шимогу к вечеру, переночевать,
а к шести часам в воскресенье или четверг подъехать
к его особняку. Это нужно сделать по по двум причинам: утром ещё не так жарко, и народу ещё не много.
3. В сезон дождей лучше не ездить ( июль, август, сентябрь, октябрь)
4. Надо иметь в наличии переводчика с английского и хинди языков.
Свидетельство о публикации №215112201824
С возвращением Вас!
Очень интересно Вы описали свою поездку,
а помогло ли Вашей жене лечение?
Всего Вам самого доброго!
Эльвира Гусева 24.11.2015 19:00 Заявить о нарушении
Пока пьём травы, выданные Нарояном Мурти. Описать всё невозможно, но постарался
уловить ментальность этого народа. Возможно, я это сделал для себя,- другой
"руссо туристо" увидит всё по - другому.
Спасибо. С нежностью сердца Павел.
Павел Патлусов 24.11.2015 19:30 Заявить о нарушении
Вам среди них было трудно?
Эльвира Гусева 24.11.2015 19:40 Заявить о нарушении
У них за правило" Чем больше грязи. тем лучше" Индус в грязной одежде не
вызывает у них отвращения. Женщины в ярком сари могут сесть просто на грязную
и пыльную дорогу. Я не заметил у них такого чувства, как зависть: всё опре-
деляется кармой. Из кармы нельзя выскочить, поэтому они смиряются с судьбой,
и в какой - то степени безразличны ко всему.
Спасибо за интерес к Индии и ко мне. Увидеть эту цивилизацию есть смысл.
С теплотой Души к Вам Павел
Павел Патлусов 24.11.2015 20:38 Заявить о нарушении
подхвати моя дочь и внук со внучкой, в то время, как мы ездили в Шимогу.
Я счёл это излишним в репортаже. Эта тайна для Вас. В течении суток они
тоже вылечились.
Спасибо. Павел
Павел Патлусов 24.11.2015 20:41 Заявить о нарушении
мне как-то было не по себе от
их быта, хотя люди ко всему привыкают...
Ещё раз спасибо Вам огромное за такой
интересный рассказ об Индии, индийцах.
Эльвира Гусева 24.11.2015 20:45 Заявить о нарушении
С уважением к Вам Павел
Павел Патлусов 25.11.2015 06:14 Заявить о нарушении
Анатолий Неволин 01.12.2015 08:22 Заявить о нарушении
всё объясняет. Ведь недаром 85% жителей Индии считают себя счастливыми.
Судьба для них уже выбрана и поэтому зачем что - то менять в этом мире.
Они даже плавать не умеют, хотя океан рядом. Поэтому на пляже, если индус
далеко заходит в море, то смотритель свистит, а если европеец, то он не
обращает внимания. Женщины купаются в одежде, не показывая своего тела.
И множество других мелочей, которые я не описал.
Спасибо за внимание к моему творчеству. Вечный глухарец Павел
Павел Патлусов 01.12.2015 08:47 Заявить о нарушении