Заросший пруд
Когда и кем, а главное для чего, направление русла изменили.
С отсутствием большой воды в балке она зарастала лесом, в углублённых местах, где застаивалась вода, образовывались болота, которые зарастали болотными растениями.
А сама балка год от года засыпалась несущей ветрами пылью и различными принесёнными сюда с равниной степи усохшими травами.
Мне запомнились те времена из детства, когда из бурунов восточный ветер пригонял огромную массу сорняка, перекати поле, все лесополосы и балка были забиты этим колючим растением.
А теперь представьте, когда здесь не было лесополос и поля не обрабатывались и единственным препятствием для сорняка перекати поле, являлась балка Куры.
Перекати поле – местное название курай, не отсюда ли название сегодняшней мелководной речки, балка забитая обилием курая, утратившее последнюю букву в названии, а уж как это получилось, можно только предположить.
Если забраться на курган у нашего хутора и внимательно посмотреть на восток, то можно заметить, как резко меняется направление балки, словно наткнувшись на прочное препятствие, резко поворачивает на север, затем снова поворачивает на юга –восток, где примерно через километр балка расширяется в несколько раз.
Вот на этом самом, так сказать выступе – мысе, на севера – западной стороне у балки, поставил своё поместье помещик Дыдымов.
От построек этого поместья сейчас остался небольшой холм, а у спуска в балку, ямы от подвалов.
В этом месте балка врезается в гору полукругом, где внизу у основания горы сделан был канал, который подавал воду на мельницу, другая как я слышал, была у подъёма на гору.
Здесь с левобережья на правобережье проходила первая дорога от поселения Государственного до села Ростовановка, где на старой карте показано, что на месте плотины водохранилища, была переправа обратно на левобережье и далее до поселения Курского.
Вот отсюда и понятно теперь наличие известных мне колодцев, которые с обводнением утратили своё значение, а когда то они играли огромную роль в качественной питьевой воде.
Если начинать смотреть от станицы, то первый находился не далеко от её восточной стороны, второй у нашего хутора напротив кургана, третий на подъёме на Дыдымовскую гору, нанесены были на топографических картах.
От села Ростовановка ещё одна дорога вела на юг к тогдашней столице Кавказа городу Екатиринограду, расстояние километров двадцать пять.
С переносом столицы на новое место дороги частично утратили своё значение, появились новые, которые проложили в других местах.
А ведь было время, когда внизу поместья Дыдымовых в балке имелся пруд, появился он не случайно, вынутую землю использовали для обустройства канала, а углубление обустроили и заполнили водой, далее на запад, до старого русла речки был фруктовый сад.
С наступлением революционных легендарных времён по правой стороне балки не осталось ни одного уцелевшего поместья, как и почему так получилось, это уже исторический вопрос.
Всё пришло в запустенье, а пруд зарастал, здесь теперь произрастает болотный тростник, довольно высокий и толстый, особый сорт только и можно утверждать, рядом в других болотах при таких же условиях болотный тростник намного хилее будет.
В зимнее время, когда появлялся прочный лёд, в одно время заготавливали тростник для совхозных нужд, срезали его специальным станком, где внизу режущим инструментом служила двуручная пила.
Тростник связывали в снопы и укладывали во всю длину в кучи – пирамиды.
Вот этот заросший тростником пруд с давних пор облюбовали дикие утки, которые с весны и до осени выводили и откармливали здесь своё потомство, а с открытием сезона, сюда любили собираться охотники.
Пруд окружается охотниками со всех сторон и начинается пальба.
Нет ничего замечательного и красивого, когда в сырую и слегка туманную погоду наблюдаешь с противоположной стороны пруда, как из разросшегося куста барбариса, растущего на середине горы, охотник стреляет из ружья дымным порохом, по взлетающим диким уткам.
Вначале клубами растёт облако дыма, достигающее нескольких метров в диаметре, а затем доносится раскатистый выстрел, словно видишь эпизод из фильма о пиратах.
На определённое время охота нам заменяет место общения, здесь не главное подстрелить утку, а просто пришли пострелять по движущимся летящим целям.
Утки со временем приспосабливаются к пальбе, взлетают и под выстрелы кружат над прудом, набирают высоту и потом разлетаются, иные вообще не взлетают, а предпочитают спрятаться в густых зарослях болотного тростника.
Много приятного времени провел мы здесь, чем - то привлекало и притягивало это место, приезжали сюда просто отдохнуть, собрать созревшего оранжевого до красноты шиповника, которого росло здесь по горе в изобилии, а чёрный боярышник вообще произрастал раскидистыми деревьями.
А главное всегда спокойная тишина, без лишнего шума и суеты, за исключением сезона охоты в вечернее время.
21 нояб 2015 г.
Свидетельство о публикации №215112200003