огонь в груди или почему наша вера не вера мудрецо

Сегодня в России настоящий бум на всевозможные религии- расцветают Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм. Наряду с традиционным для нашей страны Православием растёт популярность  Протестантизма, а так же Суфизма, Живой Этики и таких экзотических для нашей страны религий, как Шиваизм, Кришнаизм, Дзен. После духовного голода советских времён, кода самыми доступными источниками духовной пищи было наследие классиков, просто обилие духовной пищи.
Очень важным и  очень популярным сейчас стало искание «истиной веры»- и православные, и мусульмане,  и иудеи, и, отчасти адепты индо-китайских культов(Кришнаизм, Шиваизм, Дзен и проч.) ищут веру, которая бы наиболее соответствовал вере древних. Пытаются найти такой религиозных подход, который бы точно соответствовал первоначальному смыслу Библии, Корана, Бхагават-Гиты- и появляется множество  «мудрецов», которые знают этот первоначальный смысл. Это меня немного пугает и настораживает.
Почему? Что плохого если верующие будут в своей жизни выполнять предписания Корана, Библии, Бхагават-Гиты? Ничего плохого в этом нет, однако разберём этот вопрос более подробно. Библия, Коран, Бхагават-Гита- книги, которые пережили века и служили, а  да и теперь служат вдохновением для многих достойных  и добрых людей. Однако надо понимать вот что: каждое поколение находит в них свой особый смыл- и смыл одного поколения  отличается от другого.
Рассмотрим это на примере Библии. Моисей дал евреям чёткий свод правил, довольно большая часть которого касается жертвоприношений- однако сейчас евреи не приносят жертвоприношений!!! Соломон построил Храм Единого Бога, а его отец Давид сочинял Псалмы- ни Храма, ни Псалмов в эпоху Моисея не было. Далее- Исайя вещает, что Богу претят всесожжения  и собрания День Субботний, то есть то, что составляет существенную часть Закона, Данного Моисеем!! Звучит, как ересь- однако Исайя занял свой место среди Пророков. Далее приходит Иисус, который отваживается на то, на что не отваживался даже Исайя- работает в субботу(священный день отдыха по Закону Моисея), спасает блудницу, которую полагается( по тому же Закону) побить камнями и вещает «сказано древними -око за око, зуб за зуб, а я говорю вам- любите врагов ваших, благословляйте проклинающих, молитесь за обижающих вас», то есть прямо отменяет заповедь, Данную Моисеем.
Таким образом,  религия Давида, Исайи и Соломона отличаются от религии Моисея, а религия Иисуса отличается от Ветхого Завета- и тем не менее, эти образы являют собой образец единой традиции и собранны в одну книгу, Библию. И Давид, и Исайя, и Соломон и даже Иисус исходили из одного и того же  источника- Единобожия, данного в первые в виде Закона Моисея, однако каждый из них по разному понимал этот закон и привнёс в его понимание что-то своё, чего до него не было. Так же как восприятие Евангелия первыми христианами, простыми рыбаками, и восприятие Святыми Отцами Церкви, философами, принявшими Христианство, отличаются друг от друга, но имеют один и тот же  источник- Евангелие.
Теперь перейду к другой традиции- Исламу. Ислам первых веков значительно отличается от последующего. Ислам первых халифов- это в первую очередь религия   храбрых и благородных (не убивающих женщин и детей)  воинов, стремящихся как можно шире распространить границы Халифата, правители которого считали себя прямыми наследниками Муххамеда, основавшего его, и потому считавших Халифат «царством Аллаха». Ислам же Средневековья- это в первую очередь Ислам Суфиеф, искавших Аллаха, которого они именовали Возлюбленным, внутри себя и выражавшим себя в поэзии и музыке. В то же время есть Суфизм Руми, выражающий себя через стихи и притчи, и есть Суфизм Сухраварди и Ибн-Аль-Араби, выражающий себя в мистических трактатах. Суфизм Руми, выражающий себя в музыке, пении, танце и поэзии, доступнее для простых людей, воспринимающих мир через эмоции, а Суфизм Сухраварди и Ибн-Араби рассчитан  на людей, воспринимающих мир через интеллект, какими были  в основном исламские учёные и интеллигенты- но обе эти традиции составляют единый Суфизм, и одинаков ценны для Ислама.
То же и с Индуизмом. Индуизм Упанишады составляет эпоху, когда Йогу практиковали в основном брахманы, однако приходит эпоха Бхакти-  и появляются Кабир и Лалла, которые  выражают  те же идеи, что и мудрецы Упанишад, но в духе своего времени, когда йога стала доступна в форме стихов и песен простому народу. Так же надо отметить , что существуют два  типа первоисточников Индуизма- Пураны и Упанишады. В Пуранах изложены основы веры языком мифов, рассказывающих и жизни  и деяниях Богов, и этим напоминающих Библию, а Упанишады выражают истину посредством философских рассуждений. Но и Упанишады и Пураны являются первоисточниками Индуизма.
Рассмотрим это подробнее на примере Кришнаизма. В Кришнаизме есть два пероисточника- Бхагват-Гита и Шримат-Бхагаватм. В Бхагавт-Гите и Откровение Кришны изложено в виде философско-мистических  размышлений, а в Шримат-Бхагаватаме оно изложено в виде притч и историй, однако оба эти первоисточника одинаково ценны для кришнаизма.
К чему я всё это говорю? К тому, что разному времени соответствует разное восприятие одних и  тех же Святых  Книг это зависит  от обычаев, времени, социальной среды, но в первую очередь – от людей, которые читают эти книги. Даже читая обычную книгу в 16, 23 и 40 лет человек понимает её по разному- хотя это один и тот же человек!! Чего уж говорит  о Священных книгах, которые читаются в разное время людьми разных эпох и культур?
Поэтому я думаю, что нам  сейчас надо не искать в прошлом «истинную веру на века», а адаптировать  нашу религиозность к сегодняшнему  времени. Адаптировать, не профанируя её, но создавая новые образцы стихов, музыки, философии, живописи, скульптуры, молитвы.


Рецензии