Государевы слуги России - 6 часть
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев делится: «Это угроза для существования страны. Ситуация парадоксальная – командно-административная экономика СССР, которая предполагала управление через план, централизацию, имела втрое меньше чиновников, чем рыночная, которая вроде бы должна зиждиться на принципах самоуправления. Почему чиновников стало так много, понятно: в сытые нулевые годы, когда нефтедоллары текли рекой, можно было и аппарат раздуть. Любой руководитель ведомства считал, что первым делом надо увеличивать штат. Чем он больше, тем больше денег на него будет выделено. Тем ведомство весомее. В 1992 году федеральных органов исполнительной власти было около 30. В 2000-м – больше 60. После 2004-го – уже более 90.
Возможно, при выстраивании вертикали власти цель была благая. Но реформа вылилась не в перераспределение аппарата, а в рост структур с непонятным разделением их функций. И РОСТ ЧИСЛА БЮРОКРАТОВ В ИТОГЕ ВЫШЕЛ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ! Аппарат сегодня неповоротлив, неэффективен. Он уже самовоспроизводится, как отдельный от страны организм.
О сокращении во власти объявляется громко: мол, мы вместе с народом страдаем, хотя из аппарата Госдумы не будет уволен ни один клерк! Потому как государственное управление – это кормушка.
За счет мелких частников. Президент, высказался за годовой мораторий на проверки “мелких предпринимателей”. Оказывается, на эти проверки казна тратит 160 млрд. руб. в год! Но чем тогда будет заниматься чиновничья машина, заточенная как раз на то, чтобы трясти предпринимателей? А скоро и проверять будет некого. За последние 6 лет малых предприятий в России стало меньше втрое: с 880 до 282 тысяч. Обратно пропорционально росту армии бюрократов. Не тянут предприниматели конкурентную борьбу за выживание с бюрократами и разоряются.
Аналогично с самим населением. Сферу ЖКХ контролирует служба заказчика. А она подчиняется городской администрации. К примеру, город закреплен за пятью управляющими компаниями. Всех их привела мэрия. По конкурсу, разумеется. Как происходит эта процедура, объяснять не надо? Любимое занятие управляющих компаний – капитальный ремонт. Смета заявляется, допустим, на 17 миллионов, а реально тратится 6 – 7.
Средний тариф за жилищные услуги – 10 рублей с квадратного метра. Жильцы в доме за 27 тысяч квадратных метров в месяц платят 270 тысяч рублей. А на эти деньги получают только вывоз мусора! За год набегает почти 3 миллиона никем не учтенных денег. С дома!
Другая сторона городской водоканал , является монополистом. Обычно в совете директоров знакомые все лица, отцы города. Сфера ЖКХ страшно засекречена. Сколько денег здесь уходит налево, не знают ни прокуроры, ни антимонопольщики. Но известно, что оборот в сфере ЖКХ в масштабах страны – 30 млрд. долларов. Есть что “попилить”! Видимо, поэтому у коммунальщиков постоянная неразбериха.
Складывается такое ощущение, что главы районов и поселков избираются, чтобы решать только собственные проблемы. Они тут же обрастают замами из родни.
«С чиновниками надо работать конструктивно. Они это любят» - говорит директор регионального представительства одной из федеральных торговых сетей. « Недавно открывал магазин в одном районе. Естественно, первым делом – к главе администрации. Захожу в кабинет , а у него на лбу написано: “Купи меня”. Отчего же не купить. Мне директор в магазин нужен. Мэр аж вспотел. Дочка у меня, говорит, умница большая. По рукам! Будет твоя умница директором. И все! В Москве пищат от радости: региональная сеть растет - продолжает директор - также и пожарные и полиция, кому «телек», кому холодильник. Чиновник – он везде одинаковый, жадный. Потому работать с ним легко. Главное – конструктивно нужно».
Большие чиновники и в советские времена , и сейчас получают пенсии по особому расчету с полным перечнем должностей, работая на которых как в новой России, так и еще в советское время, чиновники получают право на пенсию за выслугу лет федеральных госслужащих.
Недавно были приняты поправки к законам о государственном пенсионном обеспечении и о государственной службе, благодаря которым уровень пенсионного обеспечения госслужащих серьезно повысился. Если о цифрах - пенсии выросли сразу на 20 с лишним процентов.
Закон поменял условия начисления пенсии за выслугу лет. Чиновники, отработавшие на государственных должностях не менее 15 лет, получают пенсию по выслуге лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка, за каждый год сверх 15-летнего срока добавляется еще по три процента. При этом максимально возможная пенсия по выслуге лет составляет 75 процентов среднемесячного заработка федерального госслужащего. Это минимум вдвое больше, чем у любого нынешнего "обычного" пенсионера , который на сегодня довольствуется в среднем 8000 рублей. Не разбирался с последним расчетом по начислению пенсии, но обязательно разберусь и выложу в виде статьи.
Пенсионная тема - традиционно резонансная, и, как правило, когда речь заходит о пенсиях чиновников, для которых наше законодательство предусматривает особые условия их назначения и повышения, реакция "прочих" не входящих в число избранных людей как правило, негативна. Любимая тема дискуссий: почему у "обычных" пенсионеров и у госслужащих пенсии рассчитываются, а затем и индексируются по-разному?
При этом достаточно посмотреть в перечень должностей, чтобы понять: именно эти люди должны обеспечивать работу сложной машины под названием "государство". Именно от них зависит, как работают все властные структуры, какие законы принимаются и как они выполняются. Кто-то занимает кресло исключительно из карьерных соображений, наслаждается властью и надеется извлечь из нее максимум благ. Кто-то работает честно, искренне хочет навести порядок на доверенном участке и, как ни банально звучит, не продается. При этом и механизм оплаты труда чиновника, и его социальной защиты, включая, конечно, и пенсионное обеспечение, должны быть устроены так, чтобы первых в рядах "слуг государевых" от которых толка никакого, было как можно меньше, а вторых - причем умных и энергичных - больше.
По-прежнему обеспечен принцип преемственности в после перестроечной России: работа партийных и профсоюзных работников времен СССР, по сути, являлась той же государственной службой, только с одной лишь разницей, в СССР они действительно управляли государством, а сегодня палки в колеса вставляют.
Павел Крашенинников высказался по этому поводу: «Принципиально важно то, что было в советское время, тоже наша история. Это наша страна, мы правопреемники СССР. Так что, на мой взгляд, хорошо, что здесь указываются государственные служащие Советского Союза. Очевидно, что число тех, кто имеет советский стаж, не прибавляется, а убывает в силу естественных причин. Но государство должно помнить о каждом человеке. Мы стараемся в переходных положениях к любому новому закону обязательно оговаривать те отношения, которые существовали до сих пор, это касается и договоров, и публичных отношений, и частных. Но мы уже вышли на то, что пенсии стали выше прожиточного минимума. Это большое достижение».
Остается только один вопрос к Крашенинникову. А что страну строили и поднимали только аппаратчики? Стало быть им нужно поднимать пенсию до максимального предела, а люди, которые в этот же советский период эту страну строили должны получать пенсию по российским стандартам сегодняшним? А не попутали ли вы приоритеты господа хорошие или вы считаете, что народ достоин именно такого отношения к себе?
Последние события в Америке, в странах Европы свидетельствуют о том, что бюджетных средств даже в благополучных странах катастрофически не хватает. И это несмотря на то, что с помощью неравноценного обмена (в пользу, понятно, развитых стран) из колониально зависимых стран вывозятся и ресурсы, и дешевая рабочая сила.
Социологические опросы в мире свидетельствуют - за два десятилетия сторонников либеральной модели экономики снизилось в три раза и в настоящее время составляют всего 11 процентов. Когда наши демократические перевертыши 24 года назад начинали экономические псевдореформы под лозунгом либерального - капитализма, то во всем мире сторонников этой модели было всего 33 %! Они знали об этом и пошли сознательно на это преступление, ради собственной наживы.
Все знают проблемы у многих стран Европы с дефицитами бюджетов, с государственными долгами, с урезанием социальных программ. Многие задаются вопросом, а почему так случилось в еще вчера благополучных странах?
В 1989 году в Америке на начало нашей перестройки уже было более 21 млн. государственных служащих. В это же время наши основатели рыночной экономики в СССР взяли на вооружение лозунг: «У нас 2 млн. бюрократов. Даешь рыночную экономику, сократим бюрократов, сохраним деньги бюджета!» В 90-м году экономисты искали доказательства состоятельности иль несостоятельности высказываний Литвы, Латвии и Эстонии насчет того, что якобы Россия их колонизировала. Сравнили численность работников в их промышленности с ежегодным приростом основных фондов. И оказалось, что показатель прироста основных фондов на тысячу работников промышленного персонала в прибалтийских республиках был выше, чем у всех других республик СССР. Данный факт свидетельствовал о том, что именно за счет вложений со стороны союзного бюджета этот больший рост и обеспечивался. А если учесть, что в промышленном классе прибалтийских республик в процентном отношении большую часть составляли русские, то получалось, что «оккупанты» работали на увеличение экономической мощи республики. А из оккупационной страны, из России, шли дотации и субсидии. Коренное население все больше пребывало среди творческой и управленческой когорты.
На заре рыночных преобразований либеральные рыночники не хотели замечать, а может просто по своей тупости и не могли увидеть главный факт, что рыночная экономика означает рост бюрократии. А рост бюрократии в свою очередь приведет к увеличению расходов бюджета на содержание бюрократии, увеличение налогового бремени прежде всего на население, потому что, как показала дальнейшая экономическая рыночная жизнь, бизнес весьма успешно сбрасывает с себя налоги о чем не знало, ратуя за реформы большинство населения. Очень хотелось иметь в магазинах двадцать видов колбасы в разноцветной обертке, сделанной из сои и разноцветного шмотья, чем был забит запад.
Рост бюрократии чуть ли не в 10 раз был уже отмечен в 1996 году! Об этом пошумели, по возмущались. Не было экономического анализа: а почему так произошло? Ни в экономически изданиях, ни в государственных аналитических центрах, ни в СМИ. Но все оказалось гораздо сложнее. Объективный рост бюрократии покажем на конкретных примерах, невидимых для граждан.
Это прежде всего, увеличение численного состава управленческих структур, занимающихся сбором налогов. При этом сразу же замечу - налоговые органы самые необходимые чиновники в нашей российской действительности. Раньше вопросами правильности уплаты налогов занимались отделы районных финансовых инспекций в каждом районе, и где сотрудников было 4-5 человек на каждый район. Эти структуры до сих пор сохранились, называются иначе, но наряду с ними в 90-х годах прошлого века появились и налоговые инспекции. С расширением процесса капитализации страны налоговые инспекции превратились в огромные структуры. Но мы видим - они не сидят без дела, как бы мы в сердцах от долгого сидения в очередях и не раздражались ироничными возгласами в их адрес. Они, можно так сказать – основа государства, без их работы государство бы не было.
Понятно, что основа деятельности любой структуры, и государства в т.ч. – деньги, налоги! А объективный численный рост налоговых органов, их огромная работа напрямую связана с капитализацией страны. После приватизации очень значительно выросло количество юридических лиц. Со времен советской власти в тысячу раз выросло количество налогообязанных юридических лиц, поэтому сборов налогов с них занимается огромное количество налоговых сотрудников.
Усложнение налогового обложения - это тенденция современной России. Это видно даже по количеству зданий - если ранее работники фининспекции сидели в каждом райисполкоме и занимали по паре кабинетов, то ныне по нескольку крупных зданий занимают налоговые инспекции. Посмотрим на основные функции налоговых органов:
1.регистрация субъектов экономической деятельности юридических лиц и предпринимателей,
2.регистрация всех изменений с этими субъектами деятельности изменение участников, размера их долей, смена директоров и т.п.,
3.собственно вопросы взимания налогов, проверка правильности уплаты налогов,
4.судебные споры с субъектами хозяйственной деятельности.
В советское время и плательщиков налогов было меньше, и ни один директор, ни один главбух не были заинтересованы в неуплате налогов. Над ними не стоял собственник, который бы «стимулировал» уход от налогов. Налоги уплачивались самому государству, который формировал бюджет. Из того же бюджета промышленность получала средства на расширение производства, на строительство новых промышленных объектов. Но иная ситуация сейчас, в капиталистической действительности. Идет тихая борьба между бизнесом и налоговыми органами. Она редко- редко заканчивается в пользу государства. В целом течение этой борьбы уже известно.
Если рассматривать уплату налогов в 1987 году в США, то мы видим, что налоги с индивидуальных расходов и налогов и взносов в фонды социального страхования многократно превышают налоги с корпораций и акцизов. Из этого можно сделать элементарный вывод, что капиталистическая страна живет за счет населения, которое она и грабит, выжимая последнее.
Всего доходов – 854.1 млрд. долларов, из них :
• Налоги с индивидуальных доходов – 392.6 млрд. долларов;
• Налоги с прибыли корпораций – 83.9 млрд. долларов;
• Налоги и взносы в фонды социального страхования;
• Акцизы – 82.5 млрд долларов;
• Наследство, дарение и таможенные взносы-41.8 млрд. долларов.
Продолжение следует…….
Свидетельство о публикации №215112200784