Дурочка Державина. Кто такой шаматон,..

"Дурочка" Державина. Кто такой "шаматон", как он связан с Шамаханской царицей и метлой, разбудившей дурака Ивана, а к тому же, кажется, и с пьесой "Суворов и станционный смотритель", до сих пор не вызывавшей сомнений в том, кто её написал...*


   В пьесе Г.Р. Державина "Дурочка умнее умных" есть странное словечко "шемела":

ФУФЫРКИН

(Заглядывая в творило, тихо.)

Все туды сошли долой.

СТАРОКОПЕЙКИН

Ох! неужли домовой…

СИДОРОВНА

Пробежал меж нас избой!

ПИВКИНЪ

Будто вихорь шемелой.


ШЕМЕЛА;  ж.  шемело;  ср. новг. вологодск. тамб. калужск. метла;; помело;. Шемелой, со двора долой! || Детская и девичья святочная игра: бег взапуски на корточках, при песне: Не учила меня мать ни ткать, ни прясть, а учила меня мать шемелой играть! || Бестолковый человек. Шеметать и шемети;ться, заниматься бездельем, пустячками, метаться туда и сюда, суетиться по;пусту. Ше;метень, шемету;н м. шеметуха ж. шемету;ша об. шемету;нья, хлопотун, суета. Шеметко;й то;ропкий, суетливый, опрометчивый. Шеметнуться куда, кур. метнуться, кинуться. Шемеха; об. ниж- княг. шатун, бродяга, подво;рник. / Толковый словарь В.И. Даля.

шемела;  " метла", новгор., вологодск., яросл. (Волоцкий), калужск., тамб. (Даль), смол. (Добровольский),  шемело;  – то же (Даль),  шемела;  "непоседа", вятск. (Васн.), "болтун", олонецк. (Кулик.). Вероятно, арготическое образование, с суф. ше- от *metla; ср. помело; от мету; (*metlo); см. Фасмер, WuS 3, 200.

    То есть, "шемела" - это метла, в переносном значении - бестролковый человек, "шемеха" - шатун, бродяга, - тот, кто "мечется" без дела. Вот кем боялся увидеть своего сына Андрей Петрович Гринёв - шеметоном!
"Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон", - так рассуждает Гринёв-отец, направляя сына на службу.
Пушкин отчего-то любил заменять гласную "е" на "а", у него и "Шамаханская" вместо "Шемаханской". Но - видите, и "шемеха" - от той же метлы-шемелы, оказывается, происходит! То есть, может, азербайджанская Шемаха - она своим чередом, и у ней - своя этимология, - но для русского человека здесь слышалась отсылка всё к той же "метле" - "шемеле", - человеку пустому, ничем не умеющему заняться, - кроме как красотой своей прельщать и губить...  Недаром у нас в сказках с метлой всегда баба-яга! Эта красавица - Шамаханская царица - царица-Метёлка, царица Безделья, - она по сути - та же баба-яга.

   И так же до метлы доспался и дурак Иван в сказке "Конёк-Горбунок", - как доспался до неё, царствуя "на боку", царь Дадон. Это ведь вообще - парные образы, - поскольку Иван наш - это никто иной, как царевич Бова, а Дадон - он как раз из сказки о Бове и взят, - это злой отчим царевича.

Наконец уж рядовой
Разбудил его метлой.

   Конечно, соблазнительно думать, что Иван - герой положительный, а все остальные - и этот "рядовой" - отрицательные. Я тоже долго так думала, подставляя на место рядового то, в общем-то, нейтрального, "молотчего" - "рядового дворянина", который выполнял при Иване Грозном чёрную работу, а то и злого опричника, - ведь именно они разъезжали с мётлами! Про себя, - думая о Пушкине, - я держала и образ того фельдъегеря, который нагрянул в сентябре 1826 в Михайловское. В общем-то, ни от чего этого я не отказываюсь и теперь. Иван спит именно как Бова - беспросыпно. А метлой его разбудили, нанеся тем самым оскорбление, потому он и проснулся от этой метлы.  Его как будто причислили к шаматонам-бездельникам. Но ещё раньше хитрый Спальник причислил его к домовым:

Уж не ходит ли, постой,
К нам проказник-домовой?

И опять вернёмся к "Дурочке" Державина, - с чего мы и начали свои рассуждения:

СТАРОКОПЕЙКИН

Ох! неужли домовой…

СИДОРОВНА

Пробежал меж нас избой!

ПИВКИНЪ

Будто вихорь шемелой.


Домовой - как шемела-метла, - образующая вихорь!

А вот в пьесе "Суворов и станционный смотритель" есть такой образ как "вихорь-царевич", - так говорят об Александре Васильевиче Суворове:

    Вот, подумаешь, сколько шуму и один большой граф наделает, а приезжай-ка их побольше, так и взмолишься: " Упаси, Господи"! ( Поправляет волосы). Чудно, право, на этом свете! Ведь все люди как люди, а нет! Один едет смирнёшенько, кажись, воды не замутит, а другой налетит как Вихрь-царевич - такую бурю напустит, что не взвидишь свету белого: того-другого, пятого-шестого урви да подай!.."

   Вот тут соединились вихрь и царевич - метла-шемела да царевич Бова; "вещи" несовместимые, -  поскольку никаких вихрей-царевичей в русских сказках сроду не было, а "метла" - атрибут черни, или синоним "бездельника". Как несовместим сержант Фуфыркин с метлой и домовым, так и  конюший Иван - с теми же домовым и метлой, - но и с "ражим парнем" - также, - хоть этого почему-то никто не замечает. И - повторю - недоросля Петрушу Гринёва его отец также, - можно сказать, - "разбудил метлой", - то есть, - не желая, чтобы сын его стал по жизни "шемелой", отправил его в действующую армию.

   О ражем парне Фуфыркине, "рожице"- Луке и парне хоть куды Иване я напишу в следующей главе.

*Кроме как у С.Е. Шубина.


Рецензии