Наш хлопец не пропадет

Рассказывает  Загурский  Леонид  Брониславович (р.1935),  Череповец,  строитель.

Отец.

Мой отец- Загурский  Бронислав Николаевич ( 1897-1937),поляк, проживал с семьей в селе Мартыновка  Черноостровского района Каменец-Подольской области ( в н.вр. –Хмельницкий),  сапожник, обшивал всю деревню, в колхоз не вступил, имел корову, лошадь, уток и гусей. Расстрелян   7 декабря1937 в г. Проскуров ( н.вр. Хмельницкий). Повод для расправы: как «чуждый элемент» якобы мешал развитию колхоза, да и хозяйство отца у некоторых вызывало зависть. У меня нет даже фото отца-все осталось на Украине у родни.

В городе Хмельницкий стоит  памятник , но не на месте расстрела, а в другом конце города. Могилу засыпали бульдозером . Где похоронен о отец? Памятник поставили после 1990г.,  фамилии на нем отсутствуют. Я был там, памятник не ухожен.

Семья.

Мать-Станислава Ивановна, украинка, (р. 1909.), сестра Мария (1927), брат Тадеуш(1931).

Порушили семью.

Арест- пришли ночью из этой же деревни, (на другой день забрали тех, кто арестовывал отца). У нас тут же отняли хату; у тех, кого туда поселили, была своя хата, но похуже, победнее.  Когда во двор вломилась толпа, чтобы реквизировать, мать схватила одного гуся, чтобы было чем накормить детей.  Как она потом рассказывала, ей чуть не сломали руку- отнимали гуся.  Мать оставшись без жилья и работы, поехала в Полтаву к тетке с тремя детьми и устроилась работать поварихой в столовую. Условия, где притулились, были ужасные, как я помню всех донимал запах и какие-то мухи. Мать в письме  моей бабушке взмолилась: «Забери детей, пока мухи им глаза не выели». Бабка по матери Мария Францевна  забрала двух внучат и вернулась в село(«Как-нибудь проживем»).  Её упрекали: «Зачем привезла врагов народа?». Бабка в ответ: «Ну, расстреляйте тогда меня!».  Расстрелять её не расстреляли, но посадили позднее в голодное время по закону «о трех колосках». Чтобы внуки не умерли с голоду, она ходила на поле собирать с земли колоски с зернами. Её обвинили в том, что она обрывала растущие колосья и дали год лагерей.
       Через год-два мать вернулась в село из Полтавы -дом ей вернули, видимо, признали ошибкой . Мать работала в колхозе.

Оккупация.

У нас в селе почти все гнали самогонку- без неё не прожить, на неё выменивали молоко, крупу. Дрова тех местах- проблема, поэтому поддерживали огонь сухими листьями кукурузы, её прямо отламывали от растущего стебля.

Случай, когда меня, подростка, чуть не расстреляли немцы.  До этого у нас стояли советские танкисты, потом немцы их потеснили, они отошли недалеко- за 4 км в лесок. Немцы вошли в село ночью. Сразу почуяли: «Шнапс, гут». Особой злостью эти первые немцы в 1941г. не отличались, кстати, большинство сносно говорили по-русски.  Нам они говорили: «Вот придут фашисты, их бойтесь».  Кстати о румынах и мадьярах в деревне  осталось не самое плохое впечатление.
В руках у немцев были замечательные ( в представлении шестилетнего хлопчика) игрушки- многоцветные фонарики. На село налетала советская авиация_ при всяком сигнале солдаты выбегали из дома и укрывались, где можно. Я в это время лежал на печке у сверху все видел. Когда по воздушной тревоге солдаты выскочили на улицу я мигом шмыгнул в их комнату и схватил какую-то красивую штуку и мигом спрятал её на печке в заветный уголок ( мой тайник). Я думал, что стащил вожделенный фонарик. После тревоги немцы зашли к себе. Вдруг крики, команды- нас всех выгоняют на мороз, немец объявляет- украден пистолет. Пострадавший солдат хватает автомат и передергивает затвор. Выстрел- его товарищ успевает подбить ствол вверх. Мать на меня: Ты брал? Я говорю: нет, я только фонарик взял. Где он? На печке. Мать лезет на печку и в тайнике находит пистолет. Все довольны, и хозяин пистолета- первый, ведь за утерю оружия ему грозило наказание. «Киндер, гут». От матери мне влетело крепко.
           Я был напуган, но шкодить продолжал- голод не тетка. У немцев в комнате в мешках был сахар. Возьмешь толстый гвоздь и ткнешь в мешок, струйка сахара течет- подставишь шапку, подождешь чуток и бегом на печку.


В деревне были вольнонаемные из Западной Украины, были и поставленные немцами на какую-то должность. Характерно, в своей деревне они не пакостили. Вредили соседним деревням. Шуцман (староста) был один на всю деревню. Пришли советские солдаты- их арестовали, за пособничество оккупантам им грозили каторжные работы, они запросились на войну. Как тогда говорили-«смыть кровью». Видимо,  доверие оправдали- после войны вернулись домой.

В конце войны вокруг деревни рыли окопы.  Немцы приехал на больших машинах, выгнали всех на работу. Нам, пацанам интересно было узнать, что в крытых машинах.  Мне уже семь. Залезли под тент, брат вытащил  гранаты с ручкой, одну я принес домой. Старший брат на меня: Ты что сделал? Зачем в дом принес? Увидят- деревню спалят. Когда стемнело, он пошел к «связному»  , передал гранаты для партизан.

Другой случай- уже в Винницкой области (Сеткацкий район , села Джуринак и Крестоповка),мне рассказали его местные, когда нас привезли сюда после войны убирать свеклу). За забором стояло несколько цистерн с горючим. Ну, горючее и горючее. Кто-то унюхал, что там спирт. Ходили за спиртом тихонько, но видно было по лицам, кто хлебнул.  Сначала отлили кружечку, потом ещё, затем стали носить  ведрами, не стесняясь. Раз «несунов» застали- всех покосили из автоматов.

После войны.

Из-за оккупации в школу я пошел в 9 лет. Бумаги и тетрадей не было, бывало, учиться писать приходилось на бумаге из-под почтовых бандеролей, на них наносили линейки, писали графитовыми палочками. В родной  Мартыновке  я закончил 4- летку. Семилетка была в соседней деревне  Бережанке.  Чтобы поднять нас, мать не отказывалась ни от какой работы: обслуживала  молотилку, стоговала солому.. .Подростком я начал работать на лошади, замещал мать. Помню, стучит утром бригадир: «Вы, Загурская, можете сегодня дома остаться, а сын пусть снопы на молотилку возит».
       В 1952-м на меня обратил внимание ветеринар. Спросил: «Будешь учиться дальше?». Он начал меня натаскивать. Кое-чему я у него научился. Брат в это время служил в Забайкалье. Написал ему, что хочу стать ветеринаром. Он пишет. «Ты - дурак ?  Кто сейчас учится на ветеринара? Кавалерии в армии давно нет! Учись на шофера!». Чтобы попасть на курсы, вступил в комсомол, в 1954г. окончил школу шоферов при ДОСААФе.

Армия.

И вот пришла пора идти в армию.  Из части приехал «покупатель», нас построили.  На петлицах я разглядел изображение трубы. Он оказался военным музыкантом. Давай, мол к нам- у нас в части  инструменты, оркестр, хорошие учителя  Я согласился. Едем в поезде- еда, сало, спим, сколько влезет. Чувствуем- поезд идет на Запад. Город Гродно на реке Неман. Выгрузились- климат не наш- сырость. Новобранцев- в баню. Обмундирование. Интендант нахлобучивает шапку. Мала? Велика? Поменяешь! Действительно, в казарме скоро все сами подобрали себе по голове. 
А я все спрашиваю: «У Вас все играют?». Ответ: «А как же!». А я ведь шофер! Дома предупредили:  «Права не бери- украдут! Надо будет- вышлют!» . Во взводе –полный интернационал: хохлы, грузины, эстонцы, татары. Жили дружно, дедовщины не было.
         Нас построили: кто из вас водитель? Я вышел. Где права? Дома. По запросу права пришли через месяц. На другой день меня посадили на «козелок». .Капитан: ты ездил на малых машинах? Дома я ездил только на больших.. В штабе дивизии есть ГАЗ-67. Машина сидит низко. Ездил полковник-начальник штаба дивизии.. Я служил три года.

После дембеля. Ищу работу.
    
Демобилизовался в 1958 г., работы в деревне  нет, вакансий шофера нет, брали копать канавы связистам. Тут вербовка в Енакиево, нужны шофера и плотники, с мобилизованными едем в Ясиноватую. Бушлат, гимнастерка, чемодан,   армейский рюкзачок.  Диалог к конторе: «Мне бы на машину, как в договоре…»  «Машина..? Ты что, с груши упал? Мы сами заказываем машину.» «Тогда расторгайте договор». «Бери лопату». «Видишь?(жест). Больше не увидишь». Что предлагали- все вранье.. Работы по договору нет, нет денег на билет и еду. Я к прокурору. Как до него добраться? Номер трамвая спросил у кондуктора. Денег нет- солдата подвезли бесплатно. Прокурор после собрания собрался уходить. Увидел солдата: «Заходи!».Пишет на бланке начальнику отдела кадров. «Вот бумага- сунь ему под нос. Скажи: Или дай работу, или дай расчет. От меня скажи, что он в натуре паразит. (Ведь это солдат!)».  В конторе: «Иди в бухгалтерию- там получишь расчет». В бухгалтерии: «Ты должен нам 400р.». Стали разбираться тут и аванс, перевоз семьи, контейнер и др. «Я у вас ничего не брал».
            Возвращаться домой- какой смысл? Выдали документы- поехали в город Сталино (Донецк).  В письмах родные писали- там нужны сантехники..  Приехал к Петру Сороке- это двоюродный брат, живет в общежитии, он дал мне ключи. Кровати  рядами. Лежу-мечтаю Ребята пришли с работы, нашли мне коечку, договорились. Поговорили, нужно  хлопцу помочь. Помогли деньгами (рассчитаешься).Где работать? В автоколонне. Где жить? Пока я с вами. Придет проверяющий, говори, что ты строитель.  Взяли в автоколонну,  я стал возить сахарный песок на кондитерскую фабрику. ГАИ в то время в тех местах не лютовало,  лишь бы ты ехал. Смотришь- регулировщик и водитель пьют пиво у одного ларька..
 
          Из дома пишут- мать повредила глаз. Съездил навестить, в деревне мне работы нет.  Выручила тетка-ветеран войны, она дошагала до Берлина, после войны работала на складах военного имущества в Германии,  в Дрездене познакомилась с  вологжанином-поваром из  деревни недалеко от Ерга Череповецкого района. Познакомились, поженились. В Дрездене у них родился сын, командование временно оплачивало немку-няньку. В гости на Украину они приехали в 1958 ( в Дрездене. были полгода), потом поехали на родину мужа.


         В этом же году они пригласили меня в гости на Вологодчину. На Украине жара, и здесь жара ,сенокос, вино пить некогда. Теткин мужа  работал трактористом, меня ставят косить. Я не умею. Научим!  В аптеке девушка симпатичная девушка Катя –медичка, Голубева Катерина  Андреевна.  Понравились друг другу, дружили 2,5 года.Я звал её замуж и одновременно рвался в город. Она не соглашалась, так как не могла оставить старых родителей. Расписались мы 7июня 1961г.. В Воскресенском соборе нас венчал о.Георгий (Трубицын). В 1965г. родилась дочь Галина, в 1973г.-сын Андрей. Совхоз  «Петриневский» в Ерге, председатель совхоза Лесов  Александр Дмитриевич  пьяниц не любил. Хозяин.  Потом я перешел в совхоз«Дружба» ( деревня Романово, район Ерги).        Переехали в Череповец, сняли квартиру, я стал работать в автопарке., (таксопарк на ул. Гоголя) .В  1967г.(?) случилась авария, пострадали люди. Я стоял перед деревянным мостом через Ягорбу, там развилка.  Моя машина-«Пазик», в меня въехала водитель-женщина,  сказался и лед на дороге. Суд признал меня частично  виноватым, дали год, я отбывал срок в Паприхе  под Вологдой. Отсидел.  Работал банщиком, кочегаром на кухне, грузчиком.      

            Хотелось снова сесть на такси, но в 1968-1990гг. таксопарк - не приобретал новых  машин, а на старую машину я не пошел. На заводе пускали стан 280.  В отделе кадров-конкурс,Конкурс,. Заводская  комиссия. Смотрю- выходят те, которых не взяли. 10 классов, а не взяли .Интересуюсь, что спрашивают на комиссии..   Вопрос общий для всех: Учишься? Нет. Будешь учиться- приходи. Председатель- С.И. Дибров., предлагает мне сперва то, где похуже. Чего тебе? По работе. Хочу слесарем на оборудование. Занято. Машинистом маслоподвала. Нет. Я тогда возьмите на  аглофабрику!  Можем взять машинистом маслоподвала в сортопрокатный или нагревальщиком. Учишься? Да. Где?  Соврал: в  школе рабочий молодежи. А где она находится? На улице Луначарского. Взяли. Пришлось поступить в эту школу. Оформился машинистом маслоподвала. Платили немного, но работа спокойная- можно учиться. Как-то в маслоподвале меняли подушки на подшипниках жидкого трения. Приходит мастер: кто здесь Загурский. Я. С вами нужно поговорить. О чем? Вы –шофер, для вас есть работа. Требовался внутризаводской транспорт для подвоза деталей. Взяли автопогрузчик с подъемником. Подъемник и фаркопф сняли, добавили прицеп. Пообещали мне двух грузчиков, дали одного, потом и этого отобрали и поручили мне еще оформлять бумаги для грузов.
           Потом был «Центрдомнаремонт (ЦДР)»- база этой организации была в сортопрокатном цехе металлургического завода...Земляк переманил на другой участок.  Условия были не важные:  по штату должно быть три слесаря, фактически было два, за недоштат не доплачивали.  Пришел к начальнику: «Переведите   на стан 350 слесарем, ближе к пенсии надо было больше денег». Не переводит. Я к механику- переведи в технологи. Ему не выгодно, слесарей нужно учить пять лет. лет, слесарей- дефицит, иди, говорит,  дефектоскопистом. Отказался. Дошло до увольнения. Записался на прием к начальнику цеха.
      Начальником тогда был Альберт Николаевич Иводитов. Как молодой он начинал  вальцовщиком по перевалке  валков. Бывало в ночную смену, когда есть свободная минута, мог прикорнуть, как работяги, на куче ветоши, со всеми  протирал подушки качения  техническим спиртом. С рабочими был простой, мог слегка покеросинить, мог послать…
       Я уперся: не переведете- увольняйте.. Ну, говорят- х.. с тобой. Не перевел- увольняйся, говорит Кто будет работать вместо тебя?  Я назвал. Иводитов по громкоговорящей профоргу: зайди. Мне: Не говори, куда переводим, меня будут склонять. С его помощью  я перешел в ЦДР слесарем, потом на монтажный участок,  там я бригадир,  у меня меня в подчинении резчик и сварщик. Ребята  выпивали, я- трезвенник, держать дисциплину нелегко. Образование у меня немного, но меня считали ответственным работником.  В смене ответственность  больше , а зарплата  меньшеше..Так доработал до 1990 г.

Работая в ЦДР, поездил с бригадой в командировки в Грузию, в Прибалтику, в Тулу. Запомнилась командировка в доменный цех завода в Рустави. Народ не плохой, но многое нас поразило. Если понравишься грузину—душу отдаст.  Рустави.. Автобус. Кондуктора нет. На выходе- тарелка, кладут монеты. Курят на задней площадке. Заходят молодые грузинки. Наш вологодские по своей манере: Ай, какая красавица! Грузин (посторонний) : Зарэжем! В Череповце грузинское вино –плохое -50 коп. стакан, в Грузии бутылка хорошего вина стоит рубль.
      У нас в то время все продукты можно было купит по талонам.  В Рустави мои ребята сидят в общаге: «Эх, чайку бы!». В магазин пошел я. Продавец-грузинка. «Мне чаю». «Пожалуйста». Талонов нет. «А можно за деньги?» «Пожалуйста». «А сколько можно?» «Сколько хотите. А вы откуда?». «Мы вологодские, из Череповца». «А, на ремонт домны». В общаге меня встретили с радостью. Ну, ребята, давайте деньги на стол, буду вас обеспечивать.

На пенсии.

Дача в Ерге- дом жены. Внук- в Ярославле менеджер,  в Череповце дочь-Галина Леонидовна Югова.(1965г.), сын Андрей (1973), электрик.

        Я верующий человек. Люблю справедливость.      Не могу спокойно смотреть, как обижают стариков. В автобусе  молодой развалился на сиденье, соседнее место –его сумки. Соседи: молодой человек, дедушку посадите( с клюшкой). Без внимания. Я- сумки на пол. Так не делай!

О жизни.

Власть есть власть, её нужно уважать, а вот люди бывают разные, есть негодяи, есть люди с совестью.

Послесловие:

Трудовая книжка Леонида Брониславовича, впервые оформленная в 1958 году выглядит солидно. Все годы работы в колхозе на Украине, как и у многих с похожей судьбой, не зачтены (трудовые книжки в стране введены в 1939 году, в колхозах-1975-м ?).Учтенных лет работы-34, число организаций, где трудился Леонид- всего 6, из них полтора года в Донбассе, два с половиной в совхозе в Череповецкой Ерге, год в автоколонне,  капитально он «осел» на Череповецком заводе, в сортопрокатном за 14 лет освоил несколько профессий, достиг высшего (седьмого) разряда в качестве слесаря по механическому оборудованию; тринадцать лет перед пенсией отдал строительно-монтажному тресту, работал бригадиром, достиг высшего в то время пятого разряда, еще пять лет работал на базе отдыха строителей В Городище. В книжке  двенадцать  поощрений, среди них  награждение знаком «Ударник десятой пятилетки» и почетная грамота к 55-летию. Можно сказать, что в  своей карьере он двигался по возрастающей: брался за любую работу, чтобы  не сидеть на шее матери, чтобы вырастить и дать образование своим детям, но при этом не боялся сменить работу, умел без скандалов, с достоинством отстаивать свои права. Начальство ценило его качества: трезвость, ответственность, справедливость, трудолюбие.
                На его долю выпало немало испытаний, но привитая в детстве  вера в Бога и поддержка супруги помогает ему с мудростью и  оптимизмом смотреть на сегодняшний мир. После двух инсультов он бодр и не озлоблен, по мере сил готов работать в ветеранских организациях. Екатерина Андреевна последние годы долго работала в свечной лавке Воскресенского собора в Череповце, заслужила уважение и любовь прихожан.  Дача в Ерге летом, храм по воскресеньям и общение с родными наполняет их жизнь их жизнь смыслом, по телевизору хозяин смотрит только новости. Умиротворение и мудрость...

Приложения:

 Мемориал "Ангел скорби" установлен в городе Хмельницкий по инициативе горсовета в 1998 году на площади возле Прокуратуры, надпись на украинском:"Жители города-жертвам политических репрессий"(Википедия)

                Запись и обработка А.Г.Зельцера, 2015г.


Рецензии