C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

А. К. Саврасов. Сухарева башня

 Жизнь Алексей Кондратьевича постепенно входила в прежнее русло. Он снова преподавал, и пейзажная мастерская Саврасова представляла собой «свободнейшее учреждение всей школы». Он не связывал молодые таланты жесткими требованиями и дисциплиной, и за то они горячо любили его. Лишь  только начиналось таяние снега,  все «шли в природу»,  пытаясь отобразить на своих рисунках  ее  живые  трогательные моменты.

––– Лови  весну, –– наставлял Саврасов. –– Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В этом — главное. В поэзии.
В мастерской Саврасова вырастали  Нестеров, Левитан, Коровин –– будущая гордость России;  у них уже сейчас складывался свой собственный неповторимый почерк. Алексей Кондратьевич тоже много писал.

Семидесятые годы стали для него периодом высшего творческого расцвета. Словно обретя в работе над  «Грачами» новое важное знание о жизни и живописи, Алексей Кондратьевич создавал вдохновенные пейзажи, проникнутые красотой  и поэзией.
Особую линию в его творчестве занимали городские московские пейзажи, вписавшие уникальную страницу в отечественное художественное «москвоведение».  Лучший из них –– «Сухарева башня». Розоватая на фоне вечерней зари,  с красивым орнаментом, необычная по архитектуре.
Во всех уголках России знали об этой башне. Громадная, видимая отовсюду в Москве, как колокольня Ивана Великого, башня славилась происходившими на ней чудесами. В 1812 году за  день до вступления французских войск в Москву, над столицей  летал странный ястреб, ноги которого были опутаны мочалками и веревками. Над Сухаревой башней он зацепился мочалками за  крылья двуглавого орла на шпиле, долго бился, пытаясь высвободиться, но, обессиленный, повис и издох. «Беспременно и Бонапарт запутается у нас и издохнет!» –– истолковывал народ это диво.
 
Сухареву башню строил Петр I в честь стрелецкого полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева, который остался верным Петру, когда  царевна Софья подняла стрельцов против своего брата.  Все  здание  строилось по плану самого Петра. В 1701 году в ее палатах Петр I открыл «навигацкую» школу. В 1712 году в школе уже училось свыше пятисот детей дворян и разночинцев, ставших затем элитой русской армии и флота.  В 1715 году школу перевели в Петербург, где она получила статус Морской академии.
Саврасов мастерски передал бытовую картину. Стаи птиц  пролетают над Сухаревой башней в бледно-зеленом закатном небе, возвращаясь после зимы в родные края.  Вечерний холод,  заледенив  дневную оттепель,  превратил  снег во дворах в гололед, украсил деревья кружевом. В чистой, необыкновенно свежей живописи, выразилось открытое любование художника земной благодатью. И время  выбрано не случайно: только ранней весной и под вечер на небе бывают такие тонкие переливы зеленоватых, розовых и голубых тонов.

Художник сделал  картину даже несколько религиозной,  связав ее с лучшим, что есть  на земле и в душе человека. Высочайшее мастерство Саврасова позволило  ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в общий гармонический строй. 

      


Рецензии