А. К. Саврасов. Сухарева башня
––– Лови весну, –– наставлял Саврасов. –– Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В этом — главное. В поэзии.
В мастерской Саврасова вырастали Нестеров, Левитан, Коровин –– будущая гордость России; у них уже сейчас складывался свой собственный неповторимый почерк. Алексей Кондратьевич тоже много писал.
Семидесятые годы стали для него периодом высшего творческого расцвета. Словно обретя в работе над «Грачами» новое важное знание о жизни и живописи, Алексей Кондратьевич создавал вдохновенные пейзажи, проникнутые красотой и поэзией.
Особую линию в его творчестве занимали городские московские пейзажи, вписавшие уникальную страницу в отечественное художественное «москвоведение». Лучший из них –– «Сухарева башня». Розоватая на фоне вечерней зари, с красивым орнаментом, необычная по архитектуре.
Во всех уголках России знали об этой башне. Громадная, видимая отовсюду в Москве, как колокольня Ивана Великого, башня славилась происходившими на ней чудесами. В 1812 году за день до вступления французских войск в Москву, над столицей летал странный ястреб, ноги которого были опутаны мочалками и веревками. Над Сухаревой башней он зацепился мочалками за крылья двуглавого орла на шпиле, долго бился, пытаясь высвободиться, но, обессиленный, повис и издох. «Беспременно и Бонапарт запутается у нас и издохнет!» –– истолковывал народ это диво.
Сухареву башню строил Петр I в честь стрелецкого полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева, который остался верным Петру, когда царевна Софья подняла стрельцов против своего брата. Все здание строилось по плану самого Петра. В 1701 году в ее палатах Петр I открыл «навигацкую» школу. В 1712 году в школе уже училось свыше пятисот детей дворян и разночинцев, ставших затем элитой русской армии и флота. В 1715 году школу перевели в Петербург, где она получила статус Морской академии.
Саврасов мастерски передал бытовую картину. Стаи птиц пролетают над Сухаревой башней в бледно-зеленом закатном небе, возвращаясь после зимы в родные края. Вечерний холод, заледенив дневную оттепель, превратил снег во дворах в гололед, украсил деревья кружевом. В чистой, необыкновенно свежей живописи, выразилось открытое любование художника земной благодатью. И время выбрано не случайно: только ранней весной и под вечер на небе бывают такие тонкие переливы зеленоватых, розовых и голубых тонов.
Художник сделал картину даже несколько религиозной, связав ее с лучшим, что есть на земле и в душе человека. Высочайшее мастерство Саврасова позволило ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в общий гармонический строй.
Свидетельство о публикации №215112301148