В твоих глазах себя узнаю

          


Почему-то мне всегда немного неловко смотреть в её большие зелёные глаза. Поэтому сейчас из вежливости не опускаю взор, а концентрирую его на кончике носа клиентки. Такой приём создаёт иллюзию прямого взгляда в глаза собеседника. А для тебя хоть какая-то защита от чуждой или просто непонятной энергетики. Обычно после визита Татьяны, моей давнишней клиентки, всегда чувствую себя опустошённой и слегка подавленной. Хотя не могу объяснить почему. Безусловно, наслышана об энергетических вампирах – людях, осознанно или неосознанно пытающихся испортить нам настроение и самочувствие. Но Татьяна не подходит под их описание.
 
 Женщина, которой перевалило далеко за пятьдесят, бесконечно расточает мне комплименты своим мягким певучим голосом, заставляя чувствовать какую-то  неловкость. Наверное, всё дело во взгляде больших зелёных глаз. Дама всегда смотрит на меня так, точно я добрая фея, которая сейчас достанет волшебную палочку и коротким взмахом решит все её проблемы.
 
Я рада, что Татьяна с вечным следом покорности на лице  -  не частый гость в моём кабинете. Признаться, раньше даже были мысли отказать ей в услуге. Но совесть не позволяет это сделать только потому, что во взгляде клиентки горит какая-то фанатичная надежда. Работать с ней несложно: кожа эластична и податлива. Только вот ногти на ногах врастают. Всё бы ничего, но, прежде чем прийти ко мне, Татьяна пытается сама справиться с этой бедой. Дорогие дамы! Никогда не пытайтесь удалить вросшие ногти сами! Ну, конечно, если вы не врач- хирург, уверенный в твёрдости рук и прекрасно знающий анатомию. Идите к мастеру или к врачу. К тому, кому больше доверяете.

Сегодня два пальца на ногах у Татьяны покраснели и вздулись. Виновато глядя на меня, она объясняет, что, как обычно, пыталась вытянуть колючий уголок ногтя, даже не пытаясь предварительно распарить кожу.
 - А теперь я с трудом обуваюсь и передвигаюсь по улице,  -  грустно констатирует клиентка.  -  Ты ведь не будешь сильно ругаться, Людочка? Ты поможешь мне?
- Конечно, помогу, не прогонять же Вас,  -  отвечаю ей бодро, хотя понимаю, что сейчас придётся выполнить не самую любимую работу.

Достаю две ампулы нашатырного спирта и добавляю их содержимое в ванночку для ног(горячая вода плюс мыльный раствор). Затем открываю бутылочку с глицерином, выливаю примерно пару столовых ложек туда же. Полученный коктейль  -  прекрасное средство от воспаления и нарывов на руках и ногах, в некоторых случаях им даже можно вылечить панариций.

Татьяна опускает ноги в ванночку и с наслаждением прикрывает глаза.
- Знаешь, Людочка, я бы раньше пришла, но времени совершенно не было,  -  начинает разговор клиентка. -  Вот и затянула. Думала, сама справлюсь, но, как всегда, мимо.
- Да, понимаю.
Я натягиваю на руки медицинские перчатки и приступаю к работе.
- Внук заболел. Сидела с ним неделю, дочь всегда привозит Митю, когда тот болеет. А здорового не доверяют. Вижу мальчика только сопливым носиком да с больным животиком. В этот раз простуда затянулась. Люда, грех, наверное, но я даже радовалась, что могу с малышом подольше понянчиться. А вчера утром дочь позвонила и только несколько слов по телефону сказала: "Нам лучше, не жди".  А потом короткие гудки, я даже ответить ничего не успела.

 - Митю в детский садик повели?
- Не знаю, даже не успела спросить. Может быть, со сватьей остался, он, когда не болеет, часто у неё гостит. Это мне не доверяют.
 - Больного доверяют, а здорового нет. Странно...
 - Так совпадает, что сватья тоже болеет вместе с Митей.
- Заражается от малыша?
- Нет, у неё свои болезни: давление подскочит или почки прихватит.
- Понятно...
- Правда, мама моя недовольна, что больного малыша мне приводят, говорит, что не стала бы рисковать. Но им нечего делать, все работают, приходится идти на риск.
Удивлённо подняв глаза, вижу грустную улыбку Татьяны.
 - Татьяна, я правильно поняла, Ваша мама так говорит?
- Да, моя мама. Люда, хоть ей и восемьдесят два года, но она очень бодра. У неё отличное зрение и хороший слух, и ходит она без палочки. Хозяйство сама ведёт.
- Вы отдельно живёте?
 -  Да. Только я тоже в маминой квартире. Так получилось, что своего добра  не нажила. Когда замуж вышла, наша семья осталась жить с моими родителями в трёхкомнатной квартире. Потом они сделали размен с доплатой. Мама с отцом переехали в двухкомнатную, а нам досталась однушка, но обе квартиры остались оформлены на маму. Она очень радовалась правильности своего решения после того, как мой муж ушёл, оставив меня с трёхлетней дочерью на руках. А дальше...  Личная жизнь никак не складывалась. Мама была очень недовольна. Она по натуре властный, сильный человек. Я не в неё характером пошла, больше в отца.

- А чем была недовольна мама? Неужели тем, что Вы замуж выйти не можете?
- Именно! Называла меня дурой, неумёхой и ничтожеством. Дочери исполнилось пять лет, когда умер мой отец. Мама начала часто брать внучку к себе. Говорила при этом, что она делает это ради меня  -  освобождает мне квартиру для свиданий с мужчинами. Она очень хотела, чтобы я вышла замуж, причитала, что ей стыдно перед людьми за то, что у неё такая непутёвая дочь. На тот момент я работала в больнице физиотерапевтом. Этим фактом мама тоже была недовольна. Постоянно повторяла, что в семье было бы больше толку от стоматолога или кардиолога. У мамы всегда были плохие зубы и больное сердце,  -  Татьяна замолкает и пристально смотрит на свою ногу, пока я достаю из большого пальца вросший ноготь. Затем облегчённо вздыхает и продолжает:  -  Я сама виновата во всём! Нужно было сразу сказать своё веское слово, забрать дочь и воспитывать её самой. Но как-то незаметно вышло так, что дочка начала ко мне ходить в гости, а жить у бабушки. Знаешь, Люда, так странно, мама с самого детства держала меня в строгости, а внучке позволяла всё! Ну, или почти всё. Замуж я так и не вышла, хотя пережила пару неудачных романов. Мама до сих пор мне их вспоминает. Говорит, что я неумёха и рохля, раз не смогла создать нормальную семью.

Слушая рассказ клиентки, начинаю проникаться к ней жалостью и сочувствием, она это тонко улавливает, смотрит прямо на меня своими большими несчастными, грустными глазами, а потом изрекает:
- Это из-за неё у меня не сложились отношения с дочерью. Из-за неё я развелась с мужем, из-за неё я никому не нужна. А у мамы всё хорошо! Она общается с моей сватьей, которой тоже внушила, что я полное ничтожество. Знаешь, что они недавно сделали? Мама написала завещание моей дочери на свою квартиру, а на ту, где живу я, оформила ей же дарственную. И сейчас у меня ничего нет! Я могу остаться на улице!
- Нет, Татьяна, зачем Вы себя накручиваете? Неужели родственники могут так с Вами поступить? Не думаю, что Ваши близкие люди на такое способны!
- Да, меня никто не выгоняет из дома. Но жизнь продолжается. Что будет через год, через пять, через десять лет?
- Зачем сейчас думать о том, что случится через десять лет?

Неожиданно меня словно тяжёлым чем-то придавило. Я почувствовала, что начинаю впитывать эмоции своей клиентки. Подняв глаза, перехватываю её полный боли взгляд и уже не пытаюсь найти от него защиту. Как странно, передо мной сидит очень взрослая женщина, прожившая большую половину своей жизни, а мама продолжает наказывать её, как маленького ребёнка! Только методы использует при этом жёсткие и далеко не детские! Очень жаль, что я не психолог, а всего лишь мастер маникюра и не обладаю способностью грамотно разложить ситуацию Татьяны по полочкам.
- Мама часто наказывала меня в детстве,  -  продолжает Татьяна после короткой паузы,  -  я испытывала душевную боль и плакала, сейчас я не плачу. А боль та же! Та же, как и в детстве, Людочка!

- Ну, значит, Вы должны что-то сделать, чтобы эта боль прошла,  -  неуверенно говорю я.
- Что? Скажи, что?!
Мне очень не хочется вновь смотреть в зелёные глаза клиентки, не хочу видеть страдание и какую-то надежду на помощь, поэтому не поднимаю голову, хотя уже закончила свою работу.  А ещё волной накатывает чувство раздражения и досады. По-моему, я начинаю понимать маму Татьяны. Но нельзя же быть такой рохлей, в конце концов!
- Вы должны понять, маму. Вам не просто так Бог её послал,  -  говорю я, не поднимая головы,  -  душа приходит в этот мир, чтобы получить знания и исправить прошлые ошибки. Нам постоянно посылают учителей. А ваш учитель рядом  -  это Ваша мать. Подумайте! Неужели всё так плохо? Ну не зверь же она? Попробуйте вспомнить всё хорошее, что она сделала для Вас? Ведь было что-то и хорошее! Песни мама в детстве Вам пела? Сказки читала? Одежду красивую Вам покупала? Она даже квартиру большую разменяла, когда Вы замуж вышли! Наверняка не просто это решение ей далось. И правильно, что подстраховалась, зато мужу нечего было у вас забирать при разводе,  -   последнюю фразу говорю с улыбкой.
- Да, у нас был раздел имущества, мебель делили…
- Тем более! Значит, мама понимала, с каким человеком Вы связываете жизнь! Вот и защитила недвижимость!

- Знаешь, ты права, Людмила, у меня есть хорошие воспоминания, связанные с мамой. Когда мне было семнадцать лет, мы поехали на дачу, автобус по пути сломался. Пришлось идти пешком около часа. Новые ботинки начали натирать мне ноги. А у мамы размер обуви чуть больше моего. Она отдала мне свои разношенные туфли, а сама надела мои ботинки. Когда мы добрались до места, ноги мамы кровили в нескольких местах. А ещё раньше, тогда я совсем маленькая была, мы гуляли с ней в парке, и пошёл сильный дождь. По дороге домой мама сняла свою куртку и накинула поверх моей, а сама осталась в тонкой блузке. Дождь был холодный, конечно, мама промокла до ниточки, потом болела долго, кашляла, а мне хоть бы что.

- Я уверена, таких историй масса! Вспоминайте их! Знаете, Татьяна, у многих людей есть детские обиды на маму. К сожалению, и я не исключение. Но эти обиды необходимо выкорчёвывать из своего сердца с корнем! Мама есть мама! Ей позволено всё - это мой лозунг. Все мамы хотят счастья детям, но не каждая обладает тонкой натурой, не всякая мама достаточно образованна, чтобы правильно научить нас жизни! Как только Вы осознаете этот факт, Вам станет легче, поверьте! Думаю, что и сейчас Ваша мама, как и прежде, любит Вас и желает Вам счастья. Но она такая, какая есть. Старенькую маму уже невозможно изменить. Её просто нужно понять и простить! Просто дать ей больше тепла и заботы. Не надо думать о том, где Вы будете жить через десять лет. Поговорите на эту тему с мамой, с дочерью. И вообще, Ваша мама, насколько я понимаю, любит какие-то экстравагантные методы воспитания. Скажите, кто видел её завещание? Она точно сделала его на внучку? Но даже если это и так, ведь ещё всё можно изменить. Возможно, после Вашего более нежного и чуткого отношения к ней она распорядится своим имуществом иначе. Татьяна, не накручивайте себя! Разве кто-то намекает Вам, что Вы должны оставить жильё? Признаться, я тоже не очень хорошо понимаю решение Ваших близких. Но ситуацию не мне судить. Сейчас страшного ничего не происходит! А Вам нужно просто отвлечься от грустных мыслей. Вы никогда не рассказывали мне о своих увлечениях. У вас есть хобби? Может быть, Вы рисуете, вяжете?
- Нет, не вяжу... Ой, время летит так быстро! Какое тут хобби? Прихожу домой с работы поздно, только успеваю покушать и посмотреть телевизор перед сном. Знаешь, Люда, моя давнишняя подруга раз в две недели ходит в театр. Звала меня не раз, но я такая домоседка...
- Вот и перестаньте ей быть! Когда следующий выход? Ножки Ваши мы «починили»  -  одно удовольствие ходить!  -  смеюсь я.
Через несколько минут моя клиентка стоит у выхода. Я вижу, как блестят глаза Татьяны. Вид женщины уже не кажется таким затравленным, она будто помолодела на пять лет.
" Спасибо тебе, Людочка!"  -  говорит с улыбкой Татьяна и заключает меня в объятья.

После её ухода я чувствую опустошение, точно проделала какой-то сложный долгий путь, поэтому, прежде чем начать убирать инструмент, сажусь в кресло, удобно облокачиваюсь и, закрыв глаза, медленно считаю до десяти.


Рецензии
Людмила, хорошая придумка -эти рассказы! Этот рассказ из живой жизнь и с полезным советом в конце.
Удачи во всем.
Юля

Юлия Шамлова   25.07.2020 05:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Юля! надо будет к ним вернуться...

Людмила Павловская   29.07.2020 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.