Вечер в Берлине

Вечер в Берлине

Кролик спал на боку. В течение ночи несколько раз переворачивался с боку на бок. При этом верхнее ухо (что не на подушке) прикрывал одеялом. Это стало привычкой на протяжении последних лет.
Привычки были разные. Будучи не у дел, засыпал поздно – книги, ТВ. Просыпался от бессонницы, снова засыпал часу в 6-ом. Позднее утро, интернет под кофе, гигиена. Спешить было некуда.
Были, конечно, звонки, встречи, приятные и скучные разговоры, прогулки на пленере и пр. Так – мелкие делишки.
Командировка затягивалась ещё на пару лет. От этого ни тепло, ни холодно. Мелочёвка.
О прошедшем думать ленилось, возревать о завтрашнем – тоже.
Понедельник немцы называют blau Montag – голубым, типа с похмеля; но это для работающих. Для неспешащих – как-то по барабану.
Прихватившая ангина с температурой была некстати. Пару недель назад звонил дружок из прошлого, с просьбой встретить родственника, приезжающего на медицинский конгресс, и в свободное время показать ему город.
И вот сейчас в понедельник позвонил Авик, сообщив, что с делами покончено и у него в запасе 3 свободных дня. По голосу Кролика, он понял, что тот болен и попросил ориентиры для променада, упомянув, почему-то, церковь памяти кайзера Вильгельма I. Кролик посоветовал стандартный туристический маршрут от Красной ратуши с фонтаном Нептуна, мимо Острова музеев, Берлинского Собора, Бабель платц, по Унтер ден Линден до Паризенплатц с Брандербургскими воротами, а за ними с Рейхстагом и резиденцией канцлера. При этом с небольшим крюком по Фридрихштрассе до музея чекпойнта Чарли – прежней границей между американской и советской зонами оккупации.
Вечером Авик позвонил и сообщил, что отлично провёл время и даже посетил с удовольствием берлинский зоопарк. А на завтра
взял билеты на концерт органной музыки в церкви памяти кайзера.
На следующий день они встретились у церкви. Авик был лет на 12 моложе Кролика, и несмотря на врачебную профессию – страстным меломаном классической музыки. До концерта оставалось время и Кролик рассказал историю и судьбу этой церкви*.
На концерте в великолепном синем ритуальном зале звучали опусы Баха, Бетховена и др. Музыка уводила вдаль от суетности.
После концерта сели на второй этаж автобуса 100-го маршрута, который повёз их через вечерний Берлин до Александерплатц, названной в честь росийского императора Александра I – победителя Наполеона.
Беседовали о многом, зайдя в пивной ресторанчик, где к пиву подали айсбан – фирменное немецкое яство – запечёная свиная ножка с тушёной капустой и картофелем.
Вспоминали старых и новых знакомых, выговаривались и разъехались к полночи.
На следующий день Авик улетел домой.


2015

______________________________________

* - Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (нем. Kaiser-Wilhelm-Ged;chtniskirche или кратко Ged;chtniskirche — Гедехтнискирхе, среди жителей Берлина получил неофициальное название «Полый зуб» (Hohler Zahn)) — протестантская церковь в Берлине на площади Брайтшайдплац.
Мемориальная церковь была сооружена  в 1891—1895 годах в честь первого германского кайзера Вильгельма I по поручению его внука, последнего кайзера Германии Вильгельма II. Долгое время она была самой высокой церковью Берлина (её высота составляла 113 м).
Однако в середине XX века церкви суждено было стать мемориалом разрушения и созидания. 23 ноября 1943 года в церкви шла проповедь на тему «Всё проходит!», а спустя несколько часов храм был разрушен в результате бомбового налёта союзников.
Когда после войны возник план построить на месте разрушенной церкви новое здание, только одна из многочисленных берлинских газет получила более 47 тысяч гневных писем протеста. Сопротивление возымело успех. Руины когда-то 68-метровой башни были сохранены на специально сконструированной платформе. Вокруг руины архитектор Эгон Айерман создал новые детали здания. Церковь стала одной из примет послевоенного Берлина. Каждый час с высоты «полого зуба», как берлинцы называют башню старой церкви, звучит колокольный звон.
Туристы прозвали восстановленную и обновлённую Гедехтнискирхе «Синей церковью» из-за светящихся синим светом стёкол церкви. Секрет свечения кроется в архитектуре: источники света между двумя стенами, находящимися на расстоянии 2,70 м друг от друга, освещают стёкла, вставленные в бесчисленные бетонные «соты», окрашивая стёкла в таинственный синий цвет.
Над алтарём церкви парит фигура вознёсшегося Христа,  высотой в 4,60 м и весом почти 6 центнеров, выполненная из сплава меди и цинка. В Мемориальной церкви кайзера Вильгельма хранится «Сталинградская мадонна».

 


Курт Ройбер
Сталинградская мадонна. 1942

Бумага, уголь
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, Берлин

«Сталинградская мадонна» была написана немецким военным врачом (до начала Второй мировой войны — лютеранским священником) Куртом Ройбером в рождественскую (по григорианскому календарю) ночь с 24 на 25 декабря 1942 года на куске советской географической карты.
Солдаты и офицеры вермахта были морально сломлены и практически потеряли какую-либо надежду вырваться из окружения, и единственным их стремлением было стремление выжить. Выражением этих эмоций и стал рисунок Ройбера.
На листе (оборотная сторона советской географической карты) изображена сидящая женщина (Богородица), прижимающая к себе и укрывающая своим широким платом Младенца Иисуса Христа. Голова Матери склонена к головке Ребёнка, глаза закрыты. Правая рука Девы Марии оберегающим жестом прижимает к груди Младенца, левая скрыта платком.
Вокруг фигур надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» — «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»
13 января 1943 года «Сталинградская мадонна» была вывезена из окружения на последнем самолёте в руках тяжелораненого полковника. Землянка, в которой было написано и некоторое время находилось изображение Мадонны, была уничтожена через неделю прямым попаданием бомбы (Курт Ройбер в это время находился в госпитале). В дальнейшем «Сталинградская мадонна» была передана в Мемориальную церковь кайзера Вильгельма в Берлине где находится и сейчас.

«Сталинградская мадонна» стала эмблемой отдельного санитарного батальона германского бундесвера. В 1990 году икона «Сталинградская мадонна» была освящена церковными иерархами разных христианских конфессий из трёх европейских городов сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятелем англиканского собора в Ковентри, епископом из Берлина и архиепископом Вольским и Саратовским Пименом (Хмелевским).
Копия иконы находится в волгоградском католическом храме Святого Николая и широко почитается среди волгоградских католиков как икона «Дева Мария Примирения».


Рецензии