Иаков, брат Господень, есть апостол из двенадцати

       Речь идет о следующем свидетельстве ап.Павла из его послания к галатам.
«Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18-19).

       Существует мнение, что из приведенных слов ап.Павла еще не следует, что "Иаков, брат Господень" есть Апостол из 12.

       Мнение это ложно.

       Чтобы сделать однозначный вывод из этого высказывания, следует подробнее коснуться затрагиваемой ап.Павлом в послании темы.

       Ап.Павел пишет свое послание к галатам, чтобы отвратить их от пагубного влияния на них внедряющих «иное благовествование» (Гал.1:6) некоторых иных учителей, авторитетных, по-видимому, для них «людей, смущающих их и желающих превратить благовествование Христово» (Гал.1:7).
Какую причину выставляет ап.Павел галатам, что они «так скоро переходят к иному благовествованию» (Гал.1:6)? – Это падкость на человеческие авторитеты, т.е. стремление угодить людям (Гал.1:10); однако (угождать), искать благоволения следует в первую очередь у Бога, а не у людей (Гал.1:10). Т.е. незыблемым авторитетом для человека должно быть слово Божье, которое и было явлено им, галатам, когда-то через проповедь ап.Павла.
«Проклят всякий, надеющийся на человека» (Иер 17:5), - говорит Бог устами пророка, а потому так небезопасно для человека слепое следование человеческим авторитетам, и ап.Павел приводит галатам в пример собственную историю своего обращения ко Христу.
Краткими словами и с чувством ап.Павел обнажает основной движитель правильных действий человека: упование на Бога и стремление исполнить волю Божью наилучшим образом через предоставленные человеку Богом Отцом обстоятельства, вместо того, чтобы, уже зная волю Божью, сломя голову бежать за советами к авторитетам, даже если это апостолы или даже сам Ангел с Неба.
Именно поэтому здесь ап.Павел, как бы принужденный обстоятельствами, называет себя "апостолом Иисуса Христа", указывая при этом, что дело тут не в его достоинствах, но так захотел Сам Бог, Который благодатью Своею помог ему из гонителя Христа стать Его апостолом.
Более того, ап.Павел подчеркивает, что критерием его апостольства является его постоянное стремление всегда и во всем угождать Богу, а не людям, т.е. АПОСТОЛ ЭТО "РАБ ХРИСТОВ" (Гал.1:10). 
Вот и ответ для тех, кто, указывая на послания ап.Иакова и ап.Иуды, утверждают, что если послания эти действительно принадлежат им, то они, следовательно, не из 12 апостолов, т.к. называют себя не апостолами, а «рабами Иисуса Христа». 
Апостол Иаков: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1).
Апостол Иуда: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд.1:1).

Оказывается «раб Иисуса Христа» и «апостол Иисуса Христа» это равнозначные понятия.

Следует вспомнить наставления Иисуса Христа апостолам.

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Иоан.13:13). «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что' должны были сделать» (Лк.17:10).
Иерархия Небесная строится по иному принципу, нежели земная.
«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо'льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:25-28).

Почему в Евангелиях так мало места уделяется упоминанию тех, кто имел кровное родство с Иисусом Христом? Потому что для Господа кровь – это дух (вспомним библейское: «кровь есть душа» (Вт.12:23)), т.е. Христу роднее тот, кто по духу сроден Ему, а не по крови телесной таков. А кто имеет дух Христов? – тот, кто исполняет волю Божью. Вот почему апостолы из «братьев Его» не любили упоминать о своем кровном родстве с Иисусом, также мыслили и другие апостолы, евангелисты и все древние христиане, и только с ослаблением веры в ментальность христиан стали проникать приземленные понятия земного мира, который «лежит во зле» (1Иоан.5:19), т.е понятия которого отделены от Бога.
 
«И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.  Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?  И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;  ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»  (Мф.12:47-50).

Думаю, что теперь хорошо было бы прочитать слова самого ап.Павла, так замечательно просто и лаконично выразившего описанные выше истины.
«1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что' мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что' вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20 А в том, что' пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,-
24 и прославляли за меня Бога».  (Гал.1:1-24)

       Итак, когда ап.Павел говорит о своем посещении Иерусалима, чтобы «видеться с Петром» (18) и замечает: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (19). То как следует понимать это?
Некоторые утверждают, что если сразу ап.Павел не назвал Иакова среди апостолов, то значит он и не из них.

Вывод этот ложен.

       Согласно вышеизложенному ап.Павел укоряет галатов за их упование на людские авторитеты, вместо того, чтобы держаться слова Божьего, благовествования, которое он проповедовал им. Контрпримером им выставляет собственный случай, когда он, даже будучи гонителем Христа (т.е. он был в гораздо большей темноте, нежели они), получил от Бога благодать веры в Иисуса Христа, то он не стал обращаться к авторитету апостолов, а стал исполнять волю Божию, свидетельствуя язычникам об Иисусе Христе (15-17).  Зачем же они, будучи наученные Христову учению, стали верить иному учению каких-то авторитетов? Авторитетом для верующего есть слово Божье, которому они научены, но никак никакие авторитеты, ни даже он сам, Павел – избранный апостол, и ни даже Ангел с Неба.
Итак, ап.Павел, упоминая о своем посещении ап.Петра в Иерусалиме, говорит именно только об Апостолах из 12, т.к. говорит об Апостолах, из которых есть Петр,  т.е. из высказывания ап.Павла однозначно следует, что Иаков есть апостол из 12.

Можно рассуждать о высказывании ап.Павла и с другой стороны.
«Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18-19). Высказывание это равносильно следующему: «Кроме Петра (у которого я пробыл дней пятнадцать), я не видел никого из апостолов, кроме Иакова, брата Господня», которое в свою очередь равносильно следующему: «Кроме Иакова, брата Господня, я не видел никого из апостолов, кроме Петра (у которого я пробыл дней пятнадцать)».  Если вывод сомневающихся («Иаков не из числа 12» в данном высказывании) верен о первоначальном утверждении, то аналогичный вывод должен быть также верен и для эквивалентного ему последнего утверждения. Однако аналогичный вывод из последнего утверждения  «Петр не из числа 12» просто абсурден. Полученное противоречие доказывает, что вывод этот ложен.
Следовательно, Иаков есть апостол из 12.
Существует и еще один способ показать ложность этого вывода.
Если из данного высказывания однозначно не следует, что Иаков есть Апостол из 12, то тогда можно было бы заменить его имя именем другого человека явно не из 12 апостолов, и при этом высказывание не потеряет смысла.
Заменяя "Иакова", например, "какой-то торговкой пирожками", получим высказывание:
«Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме какой-то торговки пирожками».
Ну, как звучит? Даже ребенку понятно, что "какая-то торговка пирожками" тут совсем не при чем. Высказывание потеряло смысл, что доказывает ложность допущенного вывода.
Ссылки на то, что слово "кроме" в греческом языке может использоваться и в других значениях, здесь не являются аргументом, т.к. никакие его значения тут никем не могут пониматься вопреки утрате смысла всего высказывания.   

       Уразуметь слова св.Писания можно лишь только с помощью благодати Святого Духа (Лк.24,45; 2Петр.1,20-21). Неверное же восприятие слова Божьего силами лишь только человеческого интеллекта вносит ложь в сердце человека, если он поверит ему. Всякая же ложь препятствует принятию благодати Духа Святого человеком, ибо Дух Святой есть Дух истины; а ум человека без благодати Духа Святого уже не способен увидеть ложь, она ускользает от него. Восприятие же в искаженном виде слова Божия настолько вредно для человека, что ап.Павел восклицает: «есть люди смущающие вас и желающие исказить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,7-8), и затем, повторяя это еще раз, подчеркивает особенную важность правильного изложения слова Божьего для человека: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1,9). Из этого также следует, что все, слышимое нами от кого бы то ни было, следует поверять слову Божию.
      Любой грех может быть прощен человеку, кроме греха против Духа Святого, Духа Истины (Мф.12,32), а слово Божие и есть истина (Иоан.17,17), поэтому св.Писание так строго ограждает человека от его искажения. Приведу лишь некоторые цитаты.
   «Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, … такого пророка предайте смерти» (Втор.18,20). «Пророки пророчествуют ложное именем моим (Иер.14,14) … мечем и голодом будут истреблены эти пророки (15) и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам» (16).  «Бременем будет человеку слово его, потому что вы извращаете слова живого Бога, Господа Саваофа, Бога нашего (Иер.23,36) …  и положу на вас поношение вечное» (40). «Гое миру от соблазнов …,  но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18,7). «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» (Лк.17,2). «Всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни   и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22,18-19).
      Человека же до конца верного слову Божию Господь уподобляет «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (скале); и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7,24). Жизненная позиция такого человека нерушима, т.к. основание ее есть слово Божие (Мф.24,35; Ис.51,6), «совет же Господень во век пребывает и помышления Сердца Его в род и род» (Пс.32,11), так, что даже «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24,35). Аминь.

Благословен Бог истины.


Рецензии
У Иисуса Христа не было братьев по крови. Мы это прекрасно знаем. Но тогда равноапостольный Павел мог этого не знать, потому что ещё мало общался с апостолами и Девой Марией. Поэтому он и мог формального брата Иакова принять за родного. Так или иначе, а апостол Иаков первым из апостолов погиб за веру в Иисуса Христа. И это в первую очередь может доказывать, что апостол Иаков был формальным братом Господа нашего. Младший брат забрал к себе старшего брата для более лучшего существования и устроил для этого ему самую лучшую смерть, прямиком приводящую в Царствие Небесное.

Юрий Парашутов   23.11.2015 13:51     Заявить о нарушении
Дорогой Иисусу Христу, Юрий!
Спасибо большое за такой оригинальный и вполне естественный взгляд на судьбу апостола Иакова. Видится, что в основе вашего взгляда лежит несомненная вера в то, что все, что ни делает Господь, Он делает то по Своему бездонному Милосердию. Целиком поддерживаю это.
Будьте Богом хранимы!

Николай Павлович Кормаков   23.11.2015 15:19   Заявить о нарушении