К. А. Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина

У Константина Алексеевича  был собственный  дом в деревне. Вблизи протекала речка, и он называл это место «Мысом Доброй Надежды». Часто к нему приезжали  друзья –– поохотиться и порыбачить. Весело проходили поздние вечера, когда, сварив ухи, все располагались у костра. Память Коровина хранила буквально сокровища всевозможных  юмористических сцен. Прекрасным рассказчиком был и Федор Иванович Шаляпин, гремевший на всю страну своим гениальным талантом оперного певца.

Одни знаменитости были гостями Коровина, но здесь,  на «Мысе Доброй Надежды», вели себя просто, так что даже крестьяне к ним относились запанибрата.  Крестьянин Василий, входя к Коровину в дом, браво вешал на гвоздь у двери свой картуз и начинал деловой разговор: где теперь больше рыбы. Серов как-то раз подшутил, вытащил гвоздь, и вместо него появился гвоздь нарисованный. Привычно войдя, Василий повесил картуз, но тот почему-то упал. Он поднял его и снова повесил, и снова картуз свалился. Приглядевшись, увидев, что гвоздь нарисован, Василий сказал с обидой: 
–– В голове у их мало. Одно вредное. С утра всё хи-хи да ха-ха. А жалованье все получают во какое!

Однажды по просьбе Коровина архитектор Мазырин привёз для деревни  большую бутыль касторки. Шаляпин, увидев, спросил:
–– Зачем столько много?
–– Я её с чёрным хлебом люблю, –– лукаво сказал Коровин. Отлил полстакана, макнул в неё хлеб и съел.
–– Ну-ка, налей и мне.
Коровин налил, Фёдор Иванович выпил, но тут же с руганью выбежал вон
–– Что делается! –– смеялся Серов.

        Как-то случилось, Шаляпин заспался. Стали будить –– нет не хочет!
–– Василий, ты воду бери, полезай на чердак, поливай с потолка, –– велел Константин Алексеевич.
–– Что вы, сукины дети, делаете со мной! –– орал Шаляпин, попав под «дождь».

Коровин  с Шаляпиным были близки по характеру. Под влиянием Коровина  Шаляпин начал рисовать и лепить, а Коровин  –– запел романсы. Фёдор Иванович даже построил в деревне дом, чтобы быть «рядом с Костей». А когда Константин Алексеевич уехал лечиться во Францию, следом  приехал Шаляпин. Там, в Виши, был написан его портрет. Коровин удивительно точно передал ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала натура Шаляпина. Современники называли этот портрет  самым лучшим портретом  великого певца.
Молодость духа Коровин, Серов, Шаляпин сохраняли  всю свою жизнь.  Это и помогало  выдерживать немыслимые нагрузки.  Константин Алексеевич был приглашен в Петербург, позже в Москву писать декорации оперных постановок, и, как обычно, «попутно»,  создал множество ярких картин, украшающих ныне главные музеи России. Лихорадочный тем его жизни длился годами, интервью журналистам давал на ходу, и только с друзьями, вырвавшись к «Мысу Доброй Надежды», он мог отдохнуть и расслабиться.

Произошедшую в стране революцию и последующую эмиграцию Федор Шаляпин и  Константин Коровин переживали очень тяжело. Серова уже не было в живых.
Во время Гражданской войны Константин Алексеевич безвыездно жил в деревне, и начал писать мемуары. С большой теплотой рассказывал он  о  друзьях, себя оставляя в тени. Таким же был Фёдор Шаляпин. Когда ему сын задал вопрос: «А правда, Мазини был очень хороший певец?» Шаляпин резко ответил: «Это вот я, ваш отец, –– певец, а Мазини был серафим от бога!»

Впоследствии, поселившись в Париже, Коровин и Шаляпин постоянно в мыслях возвращались к милым  российским образам.  «Помнишь речку Рекшу? –– спрашивал Коровин. –– Я ходил купаться на нее. Стрекозы летали, пахло лугом, водой и лесом. Не рай ли это был! А мужики разве были плохие люди? Добрые люди. Ах, как оболгали Россию. Много отнял у меня времени театр, лучше бы я писал картины русской природы. Я, в сущности, не знаю и не  пойму, чем уж я был виноват? Работал я много и не сделал греха перед народом. Не пойму я людей, живущих на прекрасной и тайной земле нашей».

И все-таки  Константин Алексеевич  до последних дней сохранял оптимизм и надежду на светлое будущее:  «В жизни и трудно, и горько, и нужда, и незадача, и неправда живет меж людей. А вот есть Рождество, есть надежда, есть Свет разума. Обойдется все это злое, нечестное, житейское, низменное. И придет и воссияет правда, воскреснет приязнь и дружба человеческая, смягчится душа человека, и обнимет чувство любви душу, и возлюбят друг друга».


Рецензии