Государевы слуги России - 7 часть

                И, несмотря на столь большой бюджет, Америка уже к 1987 году имела внутренний долг в 2,3 трлн. долларов. Этот внутренний долг равнялся трем годовым государственным бюджетам и для сравнения посмотрим бюджет СССР, который союз имел в начале перестройки.
                Всего доходов   – 678,5 млрд. рублей, из них :
• Доходы , государственных и кооперативных предприятий – 423.4 млрд. рублей
• Налоги с оборота – 96.9млрд. рублей;
• Прибыль предприятий / платежи/- 125.9 млрд. рублей;
• Налоги с населения – 32.3 млрд. рублей;

                В настоящее время получается, что расходы на сбор налоговых поступлений увеличиваются , а внутри доходной части бюджета наблюдается тенденция на перераспределение налогового бремени на рядового гражданина. И это общемировая тенденция. И когда началась перестройка, никто не догадался глянуть на эту самую общемировую тенденцию, все захотели много колбасы и красивых тряпок.
                Теперь относительно недвижимости и земли, в советское время  в каждом районе были свои землемеры и сельсоветы, в которых хранились документы на земельные участки и домовладения. Так как земля не продавалась, то сделки с домовладениями, купля продажа совершались просто - договор через нотариат, прописался новый собственник к купленном доме, и квитанция на земельный налог и обязательное страхование начинали приходить к новому собственнику. Квартиры не перепродавали, прописывались, выписывались, все обмены совершали через обменное бюро с маленьким штатом .
                В условиях капиталистической действительности все продается, все покупается. Поэтому капитализация России потребовала, в первую очередь, переписи всего имущественного комплекса в промышленности, всей недвижимости у населения. Процесс навешивания бирок зовется сейчас так - регистрация права собственности.  Процедура купли-продажи требует, чтобы покупающая сторона была спокойна, что покупает у настоящего собственника. И именно с этой целью введена регистрация всей недвижимости, прав на недвижимость, и всех совершаемых с недвижимостью сделок.
                Но прежде чем недвижимость зарегистрируют за каким-то собственником, ее подробно измерят, зарисуют, проведут межевые работы с земельными участками, поставят на кадастровый учет. Вся эта огромная перепись и поддержание в исправности кадастров, реестров потребовала огромной армии бюрократии. И что мы имеем теперь вместо маленького здания советское БТИ, и квартирного обменного бюро ?
                Появилась отдельная структура - агентство по аренде земли. При этом земельные комитеты в каждом районе значительно выросли в своем составе, их именуют уже управлениями. Появились десятки частных организаций по межеванию – их около сорока. И эти организации ничего не производят: они лишь меряют, описывают, готовят бумажки. Другими словами для навешивания бирок потребовалась огромная армия бюрократия и прочей, не занимающейся производством, а предоставляющей сопутствующие услуги, предпринимательской публики.
                Такой же рост управленческого, регистрирующего, работающего с объектами недвижимости аппарата наблюдается по всей России.
                Очередная головная боль увеличение судебных работников.  До перестройки.
Арбитраж (система хозяйственных судов, разбирающих споры между субъектами промышленного и иного производства, сферы торговли) был создан (чтоб разгрузить арбитражи при Совете Министров каждой республики) по Конституции 1977 года. Итак, начиная с 1977 года, в каждом городе  начал действовать государственный арбитраж.
                Все время советской власти (до  1985 года) он существовал в следующем составе: три арбитра, главный арбитр, четыре канцелярских работника, уборщица и водитель. Занимал арбитраж всего 4 – 5 кабинетов .
                Процедура рассмотрения споров занимала не более месяца. Апелляционной инстанции не было, роль кассационной инстанции исполнял главный арбитр. А надзорная инстанция - сразу в Высший арбитраж, в Москву. Даже сложные, так называемые споры по перевозкам с обязательной стадией до судебного предъявления претензий перевозчику, не длились месяцами. Как правило, в течение трех месяцев спорная сумма уже была на банковском счету «обиженной стороны». 
                Арбитраж был государственным, он вполне оправдывал свое название, потому что правосудие вершилось быстро, эффективно и справедливо.  Тот, советский арбитраж, помимо правовых вопросов невольно исполнял и государственно-управленческие функции: штрафовал за доведение бесспорного иска до арбитражного рассмотрения, за отсутствие ответа на претензию, отправлял руководителям «зарвавшихся» сторон процесса, предписания о недопущении нарушений впредь.
                Уже в конце 80-х годов началось так называемое кооперативное движение. Это вызвало рост судебного аппарата, но пока не очень значительно. После завершения приватизации, акционирования предприятий, т.е. проще скажем после полной капитализации страны, после завершения контрреволюционного переворота, когда практически вся промышленность оказалась в частных руках, очень значительно, вырос и судебный аппарат. Наш арбитраж переехал в пятиэтажное здание бывшего строительного треста, а сам строительный трест превратился в маленькую строительную фирму и съехал.
                Но нужно  отметить, что дел в судах огромное количество. Судьи без дела не сидят. Посмотрите на их плотное расписание. А еще загляните в комнаты помощников судей и секретарей судебных заседаний – кабинеты завалены делами. Помимо огромного количества дел, сложность их работы состоит еще и в том, что постоянно меняется законодательство, меняется судебная практика. А раньше никакой практики не было априори  потому, как работали законы. А сейчас законы бездействуют и у нас главенствует «англицкое право», только неизвестно откуда, мы его себе не затребовали и главенствует оно потому, как сверху постоянно работает телефонное право, которое и создает эту практику , направленную против людей. Судьям сложно и психологически, когда в судебных спорах сталкиваются зубры бизнеса, акулы монополистов, а еще труднее – когда рыбешка судится с китом. Я не буду расписывать свою практику общения с судебными субъектами т.к она имеется в моих статьях.
                Однако ж, подобные налоговые споры в советское время были просто невозможны по причине того, что налогов было всего два, по расчетам до примитивности простых, цены установлены на министерском уровне. О чем было спорить?
                Назовем основные причины роста судебного аппарата:
• Увеличение количества хозяйствующих субъектов. Это настолько определяющий фактор, что с ним вряд ли кто станет спорить. В советское время в каждом районе города 2- 3 завода, управление торговли и управление бытового обслуживания. А сейчас количество потенциальных истцов выросло в тысячи раз. Около 50 тысяч юридических лиц, а еще предприниматели идут с исками в арбитражный суд.
• Увеличилось количество поводов, оснований исков, предметов иска . В хозяйственный оборот ввели и предприятия в целом, здания и сооружения, земельные и лесные участки, акции и ценные бумаги, и т.п., то появляются споры по поводу новых объектов гражданских прав.
• Усложнилось законодательство. Теория правового государства в действии. Сейчас на каждое движение  пишется закон, издается постановление, инструкция, самостоятельным, действующим лицом стало такое явление, как «судебная практика», потихоньку правовая система России скатывается к прецедентной системе права.
И все эти объективные эти причины привели к тому, что в нынешнем Арбитражном суде значится порядка 150 человек и это без обслуживающего персонала - судебные приставы, уборщицы, водители.
                Но кроме этого возникли новые две структуры в системе арбитражных судов. Апелляционная инстанция в г. Самаре, восьмиэтажное здание и Кассационная инстанция в г. Казани и ездят бедные предприниматели по всей России, накатывая километры и выкидывая несоразмерные деньги.
                И это еще не все, я не описываю, сколько стало судей, по уголовным и административным делам и всего их вспомогательного персонала. Я не описываю сколько стало мировых судей, которые практически ничего не решают для обычного российского населения и сколько стало городских и областных судебных инстанций, а также судебных департаментов потому, как и не уследишь за такой армией судебных чиновников.
                И предела росту подобных структур еще не видно, хотя процессуальная часть уже несколько раз менялась и не к чему хорошему это не привело, единственно, что сейчас могут сразу отбить охоту на справедливость, дополнительными писанинами в виде жалоб , превращая человека, стремящегося к справедливости, в обыкновенного жалобщика. И вот такой армии подняли заработную плату в несколько сот тысяч рублей в месяц.
                Разве выдержит бюджет такой нагрузки, конечно нет. Отсюда наша серая жизнь, нищенские пенсии и минимальные заработные платы.
Так что можем твердо утверждать, что судебная система хозяйственных судов выросла в 20 раз.
                И если найдется такой наивный, что скажет, что это только в России плодят чиновников, то он будет не прав. Наша система хозяйственных судов списана с США, и система судов общей юрисдикции похожа на суды во всех буржуазных странах.  В США самый высокий показатель количества юристов на 100 тысяч населения. Этот факт в начале перестройки приводили в качестве положительной цифры - глядите де как в Америке, как много юристов! Ведь наша цель такая же - строительство правового государства, увеличение количества юристов, правовые де знания в массы. Но с увеличением количества судов, судей, юристов в обществе, законность что-то не становится выше, закон чтят все меньше, а добиться правды по судам становится проблематичным не только рядовым гражданам, но и, увы, юристам, если юрист представляет интерес мелкого предпринимателя, зато если он затрагивает интересы олигарха, то ему везде почет.
                Следующая причина роста чиновничьего аппарата, это рост системы судебных приставов.  В советское время приставов звали иначе – судебные исполнители. Они находились при каждом районом суде. В районном (сельском) суде их было примерно трое-четверо. И занимались они в основном взысканиями между гражданами. Проблем по взысканиям по исполнительным листам не было. Каждый гражданин имел доход: зарплату, пенсию, стипендию. Безработица отсутствовала, а с маленькой заработной платой меньше 80 рублей (как 16 тысяч сегодня!) жило всего 4,8 % работающего населения, средняя заработная плата по стране в 1987 году была больше 200 рублей. И, при этом, четкая прописка по месту фактического проживания. Исполнительный лист поступал по месту работы, и бухгалтерия высчитывала у должника из зарплаты долг или алименты.
                Судебные исполнители не работали с исполнительными листами по взысканиям между организациями, юридическими лицами . Почему так было? А все просто. Исполнительный лист на должника – юридическое лицо, кредитор-взыскатель, получал в тогдашнем арбитраже. В советское время было всего 2 банка с его филиалами, позднее стало 4 банка, но каждое юридическое лицо вправе было иметь один расчетный счет в одном банке. Обиженная организация сдавала исполнительный лист в учреждение банка, а банк списывал с расчетного счета должника сумму долга в пользу кредитора. Никакой тебе беготни по судебным приставам, никаких хлопот с налоговыми органами. Все гениальное просто. И эта законодательная простота оборачивалась простотой в случае взыскания долгов.
                А сейчас судебным приставам приходиться заниматься и взысканиями между гражданами, и между юридическими лицами. А потому, вместо 3 судебных исполнителей советского периода (сидевших в одном кабинете!), в службе судебных приставов района – их порядка 20-30 человек,  судебных приставов только на взысканиях, в помощь им в 2 раза большее количество технических работников. Но это еще не все.
                Есть судебные приставы, которые не занимаются взысканиями, они являются охраной  при всей судебной системе - в арбитражных судах, в судах общей юрисдикции, при мировых судах.. Рост службы судебных приставов 15 кратный. И поверьте – они трудятся не покладая рук, они тоже завалены делами. Но их упорный труд не всегда дает требуемый результат: только около 50% исполнительных листов реально исполняются. Должники без работы, пенсии минимальные, юридические лица предпочитают не держать деньги на одном счете, к моменту поступления исполнительного листа их счета в банках «обнуляются», Если же сумма долга большая, то фирме легче банкротиться или уехать в оффшоры.
Рост контролирующих органов по причине смены методов управления промышленным производством.
                Ну а теперь коснемся конкретно управления промышленностью. Как же обстоят дела здесь с бюрократами? Неужели и здесь «коммуняки» испортили всю перестройку?  Мы ушли от отраслевого управления промышленностью – ранее существовавшие отраслевые министерства ликвидированы. Казалось бы, сократился бюрократический аппарат.  В советское время , отраслевые министерства занимались организацией производства в масштабах страны, руководством, планированием производства на существующих предприятиях, налаживанием межотраслевых связей с участием Госплана, строительством новых предприятий. Сейчас подобного нет. Производство планируют собственники. Но государство, которое ранее управляло промышленностью изнутри предприятия, через директора, который находился на государственной службе, вынуждено в настоящее время заняться внешним контролем частных предприятий. А внешний контроль это более сложное занятие. Контроль в советское время происходил в виде министерской проверки, в нее входило:
• соблюдение трудового законодательства – оплата труда, техника безопасности, режим труда и отдыха;
• проверяет само производство – соблюдение технологических режимов, ГОСТов при производстве готовой продукции, ценообразование, соблюдение договорной дисциплины по отношению к потребителям, покупателям;
• проверяет бухучет - уплату налогов, использование средств амортизационного фонда – используется ли он на действительное расширение производства, иль на необоснованное премирование руководящего состава...
                Появляется  итоговый документ, директор заслушивается на коллегии министерства, издается приказ об устранении тех или иных нарушений. И директор выполнит все требования, иначе уволят. А если нарушения грубейшие, директора просто увольняли по итогам коллегии. Следует заметить при этом, что Бюрократ в советское время – министр ли, иль его замы не были по большому счету бюрократией. Они работали на результат. Должны были увеличивать производство, соблюдая при этом трудовые законы и технику безопасности, отвечать за рост, качество продукции на заводах и фабриках их министерства, главка, производственного объединения. Какой же это бюрократ, если он встроен в систему производства? Но именно этого «бюрократа» и предлагали ликвидировать все перестройщики, демократы , либералы.
                «Кандидат в президенты США Стивенсон оценивал послевоенное положение СССР таким образом, что, если темпы роста производства в сталинской России сохранятся, то к 1970 году объём русского производства в 3-4 раза превысит американский».
                В сентябрьском номере журнала «Нейшнл бизнес» за 1953 год, в статье Герберта Гарриса «Русские догоняют нас», отмечалось, что СССР по темпам роста экономической мощи опережает любую страну, и что в настоящее время темп роста в СССР в 2-3 раза выше, чем в США.
                Там же и тогда же американцы с ужасом отмечали, что повышение уровня жизни и укрепление института семьи в СССР неминуемо приведёт к демографическому взрыву, в результате которого население 1/6 части суши к концу века будет составлять полмиллиарда человек.
                Но точнее всех высказался японский миллиардер Хероси Теравама: «Вы не говорите об основном, о вашей первенствующей роли в мире. В 1939 году вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 году вы стали ещё умнее, а мы были пока дураками. А в 1955 году мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той лишь разницей, что у нас капитализм, частные производители, и мы более 15% роста никогда не достигали, а вы же при общественной собственности на средства производства, достигали 30% и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры…»


Рецензии