Актриса театра и кино

               

        В Полевской я приехал по направлению, в июле 1959 года, отслужив в армии и окончив Свердловское техническое училище. Руководство горисполкома поселило меня по адресу: улица Ленина, № 12. В маленькой квартирке было две крохотных комнатки, одну из которых уже занимали механик радиомастерской Сергей Соловьёв и его кот Егорка.
        Утрами, выходя на работу, я нередко видел, как соседний подъезд покидала  семья Сморавских. Глава семьи был директором построенного недавно Дворца культуры металлургов, а его супруга Мария Макаровна первой возглавила педагогический коллектив возведённой в 1960 году, неподалёку от нашего дома, школы-восьмилетки № 13.
        До сих пор полевчане, которым в те годы довелось у них учиться, с ними работать или под их руководством заниматься  художественной самодеятельностью,  самыми тёплыми словами вспоминают эту семейную пару, 
        Обычно они выходили из подъезда в сопровождении красавицы-дочери. Я слышал, как родители называли её Аллой.
        Вечерами девушку видеть не приходилось. Она всецело посвящала свои вечера Дворцу культуры,где с большой охотой занималась в театральной студии, играла в пьесах А. Н. Островского, Н. В. Гоголя и других драматургов и писателей.
        Как-то в разговоре с Сергеем промелькнуло её имя. Тогда он и сообщил мне, что Алла, получив среднее образование, попыталась поступить в Свердловское театральное училище, но безуспешно. Пришлось ей до следующей попытки устроиться на работу в центральную заводскую лабораторию Северского трубного завода.
        В следующем году, благополучно сдав вступительные экзамены и пройдя по конкурсу, Алла стала студенткой. С театральным педагогом ей повезло – им оказался уважаемый в уральской артистической среде театраловед Г. Н. Полежаев. В училище занятия спортом, особенно фехтованием, помогали ей успешно учиться и оставаться при среднем росте стройной телосложением, а увлечения хореографией и музыкой проявили у девушки хорошие вокальные данные и танцевальные способности, что очень пригодилось ей впоследствии.
        1966 год. Успешно сданы выпускные экзамены. Алла Сморавская с группой её друзей по училищу и с несколькими бывшими студентами столичных театральных институтов, влились в состав артистического коллектива Свердловского Академического театра драмы.
        Многолетняя мечта девушки сбылась! Теперь она - актриса одного из известнейших театров страны и теперь её главным амплуа в спектаклях будут лирико–драматические и комедийные героини.
        Конечно, ей не сразу доверили ответственные роли, но режиссёры приглядывались к ней по-серьёзному. Почти отеческую заботу об Алле проявлял   уроженец Полевского, опытнейший артист этого театра, заслуженный (1956, а затем народный (1971)артист РСФСР Леонид Давыдович Охлупин. Наверно, не без его помощи и с несомненной помощью режиссёра А. А. Блинова, весной 1969 года в афишах, расклеенных по городу, сообщалось о том, что 26 мая 1969 года в Свердловском академическом театре драмы состоится премьера спектакля Томаса Уильямса «Орфей спускается в ад» и что героиню пьесы - Кэрроллу - играет Алла Сморавская.
        Алле, как и её молодым коллегам, актёрский опыт давался с большим трудом, во время ежедневных многочасовых репетиций не только в театре, но и дома. Хорошо что вести домашнее хозяйство ей теперь помогали родители, приехавшие из Полевского на постоянное жительство в Свердловск.
        На её старания вживаться в роли своих героев обратил внимание и режиссёр А. М. Паламишев, который начал отбирать актёров в труппу для работы над пьесой А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В пьесе он доверил Алле Львовне сыграть роль Машеньки, с которой она успешно справилась, Это было отмечено как зрителями, так  и прессой после премьеры спектакля, состоявшейся 7 октября 1972 года.
        О том, как готовился в уральском театре, а затем был показан на столичной сцене спектакль «Миндаугас», в котором Сморавской довелось играть одну из главных и сложных ролей – Рамуны – дочери великого литовского князя Миндаугаса, пытавшегося объединить литовских князей перед нашествием крестоносцев, позже написала в книге «Свердловский драматический» журналист-биограф театра Ю. К. Матафонова.
        «В выборе классических произведений театр проявил подлинную творческую отвагу. Подступом к штурму этих вершин стала для свердловского коллектива работа над воплощением стихотворной трагедии современного литовского поэта и драматурга Ю. Марцинкявичюса «Миндаугас», постановка которой 30.11.1972 г. была приурочена к празднованию 50-летия образования СССР и удостоена диплома 1 степени на Всесоюзном смотре-конкурсе спектаклей, посвященных этой дате.    Осуществленное впервые на русской сцене воплощение поэмы было предпринято театром с огромной серьёзностью. Для оформления спектакля был приглашен художник из Вильнюса – Фелицкас Навицкас, работа с которым помогла коллективу в постижении стилистики и образов пьесы...
        Без «Миндаугаса», возможно, не было бы на свердловской сцене и пушкинского «Бориса Годунова», увидевшего свет рампы свердловского театра в самом конце сезона 1973/1974 года (постановка А. Л. Соколова».
        Жители столицы Среднего Урала увидели его премьеру 17 июня 1974 года. Среди имён артистов, занятых в спектакле, значилось и имя А. Л. Сморавской.
        В  этой же книге Ю. К Матафонова отметила: «На «Миндаугаса» и «Годунова» шла «вся Москва», побывали на этих спектаклях крупные советские режиссёры, актёры».
        В таком успехе свердловских артистов огромная заслуга принадлежала опытнейшему постановщику спектаклей, главному режиссёру театра Александру Львовичу Соколову. Ведь это были его 23-й и 28-й спектакли, поставленные им в Свердловском драмтеатре, начиная с 24 декабря 1960 года, когда на его сцене он поставил свою первую пьесу «Власть тьмы» Л. Толстого.
        Алла Сморавская гордилась и радовалась тем, что потом многие годы репетировала свои роли под его руководством.
        После гастролей в Москве, А. Л. Соколов решает ставить трагедию В. Шекспира «Гамлет», предложив А. Сморавской сыграть в ней роль Офелии - дочери знатного датского вельможи Полония, близкого к королю Клавдию, влюблённой в племянника короля - Гамлета.
        В нескольких строчках напомним содержание трагедии.
        Клавдий – родной брат восседавшего на троне короля Дании - травит его ядом, объяснив жителям королевства причину смерти монарха укусом змеи.   Осиротевший Гамлет, случайно встречается с призраком-отцом и узнаёт от него имя отравителя. Юноша решает убить нового короля. Вскоре, вместо Клавдия, от его шпаги погибает близкий к новому королю вельможа Полоний - отец возлюбленной Гамлета Офелии. Сердце девушки рвётся между местью за гибель отца и сильной любовью к его убийце.
        Готовясь к новому покушению на Клавдия, Гамлет уговаривает девушку уйти в монастырь. Но та, не выдержав потрясений, теряет рассудок и с береговой кручи бросается в пучину речных волн.
        Сыграть роль Офелии - «всех женщин жалче и злосчастней» - Алле Львовне было очень нелегко и, как потом оказалось, небезопасно для здоровья.
        В Свердловске премьера спектакля прошла 28 июля 1975 г.
        Позже Алла Львовна играла Шарлотту в чеховском «Вишнёвом саду»; Хозяйку Медной горы в одноимённой пьесе Э. Вериго, написанной им на основе сказов П. П. Бажова, опубликованных в книге «Малахитовая шкатулка».
        Вот что писала Матафонова о последнем спектакле: «Мыслью о красоте труда, гордом достоинстве труженика пронизана и постановка А. Л. Соколовым «Малахитовой шкатулки», созданный Э. Вериго по сказам П. Бажова. Спектакль отличался броскостью, красочностью, помогающими детворе воспринимать философский смысл сказов. «Малахитовая шкатулка» была задумана и поставлена театром как мюзикл – с обилием танцев и песен, ярких массовых сцен».
        8 января 1979 года я был приглашён в Свердловский театр оперы и балета на праздничные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения П. П. Бажова. В переполненном зале было много крупных ученых-бажоведов из разных городов СССР. Перед окончанием концерта зрителям  был показан спектакль «Малахитовая шкатулка».
        Напрасно я пытался увидеть на сцене бывшую соседку – ведь как следовало из приглашения, и она могла быть сегодня Медной горы Хозяйкой, но ею оказалась актриса Е. Ф. Ляхова.
        Потом узнал, что премьера спектакля состоялась не в этот день, а накануне - 30 декабря 1978 года, за сутки до основного празднования дня рождения писателя, в её родном  театре, и Алла Львовна Сморавская сыграла эту роль перед заполненным свердловчанами залом.
        На днях  я был удивлён, узнав, что Сморавской довелось играть… и в кино. Правда, ее роли в нём были эпизодическими. А снималась она в фильмах: «На чужом празднике» (1981); «Впереди океан» (1983) и во второй серии кинофильма «Покушение на ГОЭЛРО» (1986). Однако это не помешало в официальных документах называть потом Аллу Львовну  «актёром драматического театра и кино».
        Сколько разнохарактерных ролей сыграла она за годы своей активной работы в театре!       
        Задолго до кончины Алла Львовна тяжело заболела и в возрасте 61 года, 20 июня 2003 года скончалась.   
        Так и не довелось мне больше увидеть бывшую соседку по дому после её отъезда из Полевского в давние 60-е годы.                19.11.2015 г.


Рецензии
Спасибо Вам, Алексей Николаевич, за рассказ об Алле Львовне! Жаль, когда умирают талантливые люди так рано... Р.Р.

Роман Рассветов   02.05.2018 14:14     Заявить о нарушении