память поколений

       ПАМЯТЬ  ПОКОЛЕНИЙ



С Вассой Михайловной мы работали в одной школе. Тогда я и записала её рассказ.
Вспоминает  ЛЕБЕДИК (ЧУВАШОВА) ВАССА МИХАЙЛОВНА

 В 1930 году мне было 6 лет. Жили мы в небольшой деревне Суханово  Курганской области. У родителей было шестеро детей, жили вместе с бабушкой и дедушкой. Жили дружно.

 Помню, что  со своими братьями и сёстрами мы бегали к реке, где женщины стирали бельё, колотили длинными колотушками половики и тут  же развешивали их на прясла.
Ещё помню, как отец рано утром со старшими сыновьями запрягал лошадь, и уезжали они на целый день на полевые  работы.


 Иногда брали с собой младших, ведь там можно было поспать днём в маленьком домике на подстилке из сена. Помню, как отец бережно нёс меня сонную на руках и укладывал в домике на душистый  сеновал. Эти поездки в поле я запомнила на всю жизнь.
Началось  раскулачивание и создание колхоза в деревне. Пришла разнарядка на наше село, сколько семей нужно выселить. Жребий пал на нашу многодетную семью.

. Потом я узнала, что отец не пригласил, якобы, в гости на праздник главного уполномоченного, и тот затаил обиду. Вот от таких причин зависит порой судьба человека.

Повезли нашу семью на станцию Мишкино под конвоем. По дороге другие семьи присоединились к нашему скорбному пути. Погрузили нас в товарные вагоны и повезли в неизвестность.
 На нижних нарах спали взрослые вповалку, а на верхних посадили детей. Только спустя неделю в Карелии  разрешили выйти из вагонов под конвоем и постоять у вагонов, не отходя ни на шаг в сторону.

 В сентябре 1930 года приехали в Хибины на разъезд Белый. Помню, что дедушка принёс целое ведро пшённой каши с маслом. Ели мы её под открытым небом, расположившись на земле.

 Поселили нас в шалманах, длинных сооружениях, покрытых толем. В этих строениях спали вповалку все от мала до велика. Была такая скученность, что вставший ночью уже не мог найти себе место для сна.

В антисанитарных условиях начались болезни и вшивость. Каждый день на подводах отвозили вещи в прожарку для уничтожения вшивости, но это не помогло. Многие заболели сыпным тифом. Смертность была ужасная, особенно среди детей. Каждое утро выносили из шалманов умерших. Все эти несчастные похоронены на кладбище 16-го километра.

Стало посвободнее только к осени, когда стали расселять в бараки. В одной комнате селили по 2-3 семьи, но и этому были рады. Спали в два ряда на полатях, о постельных принадлежностях не было и речи.
 Жилось трудно. Помню, как дедушка в 1932 году повстречал на улице С. М. Кирова. Он рассказал, что Киров стоял в окружении жителей города и отвечал на вопросы. Говорил Сергей Миронович Киров, что со временем  жить станет лучше, что в городе планируется строительство кинотеатра и каменной школы.

 Школа №1 открыла свои двери уже к началу учебного года, а в конце года было завершено строительство кинотеатра  «Большевик» и банно-прачечного комбината. На 23 км открылся детский санаторий, где я подружилась с Зоей Шиловой. Эту дружбу мы пронесли на всю оставшуюся жизнь.

 фото из фондов историко-краеведческого музея Хибиногорска (ныне Кировск), 1931 год

               


Рецензии
С большим интересом прочитал Вашу публикацию. Спасибо, что помните рассказы старших и записываете все это. Раскулачивание не обошло и нашу семью.
С уважением,

Асламбек Гайтукаев   05.02.2017 15:34     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес к теме. С уважением.

Зинаида Малыгина 2   05.02.2017 16:13   Заявить о нарушении