Присутствие

Всем известно это неприятное чувство, когда ты замечаешь на себе пристальный взгляд незнакомого человека. До сих пор вздрагиваю, если это происходит вновь. Раньше меня это не заботило. К сожалению, все изменилось...

 Многие люди греются воспоминаниями о детстве, с улыбкой рассказывая забавные казусы и трогательные истории. Мне напротив тяжело хранить в памяти такие моменты, но что бы я ни делала, их не забыть…

Предугадать начало нашей дружбы было невозможно. Она началась так же неожиданно, как одним прекрасным утром может выпасть первый снег, принеся с собой радость для местной детворы и головную боль для дворников. Совсем еще ребенком я все время проводила на озере. Где и познакомилась с мои первым настоящим другом. Родители отпускали меня под опеку старого лодочника Сэма. Шестидесятилетний старик не лучшая компания для десятилетней девочки, но дети не знают о предрассудках, в такой же неведомости находилась и я. Он не был похож на моих родителей: ничего от меня не требовал, никогда не повышал голоса, лишь разговаривал со мной и улыбался. Иногда мне казалось, что когда-то давно уголки его губ были намертво пришиты, и с тех пор улыбка не сходила с его лица. При каждой имеющейся возможности я выбегала из дома и, спотыкаясь, неслась навстречу своему другу. Найти его можно было на старом месте. Он располагался на крыльце своего домика и в отличие от остальных старичков не покачивался в кресло-качалке, укутанный в шерстяной плед. Тот самый плед он расстилал на полу крыльца, обкладывал свое "гнездо" подушками и пил чай из самовара, который он отыскал в антикварной лавке и выменял на свой лучший спиннинг. "Что такое дружба?",- спросила я, жмурясь от солнца, отраженного в самоваре. "Не знаю",- ответил Сэм и иронично посмотрел на меня. Я нахмурилась, а он залился громким смехом. Все дело в том, что Сэм всегда знал ответы на интересующие меня вопросы и никогда не отвечал так прежде. Он смеялся до тех пор, пока не начал закашливаться. Я повторила свой вопрос, но на этот раз с большей настойчивостью. Ответ не заставил себя ждать. Сэм приобнял меня одной рукой, а другой пододвинул чашку с крепко заваренным чаем. "То, что ты чувствуешь сейчас, то, что заставляет тебя каждый день приходить сюда и есть дружба ". В этом заключалась жизненная позиция Сэма: сталкиваясь с любым вопросом или загадкой ,человек сам способен найти ответы, все они разбросаны в нашем сознании ,как пазлы еще несобранной картинки. "Ты для меня всё", - сказал он и его слова окутали меня своим теплом. В тот момент я поняла, что дружба с ним - это первый стоящий подарок в моей жизни. Подумав об этом, я представила Сэма, перевязанного розовой лентой с большим бантом на его седой макушке, и засмеялась, но о причине своего веселья ему так и не сказала. Я ребенок и смеяться могу, когда пожелаю.

Свой десятый день рождения мне уже не забыть. Проснувшись рано утром, я открыла окно и по самодельной лестнице спустилась на задний двор .Мне не терпелось увидеть Сэма. На каждый мой день рождения он придумывал новую забаву, от которой я приходила в восторг. Например, в семь лет мы с ним пускали на воду деревянные кораблики. Сэм несколько недель вырезал из сосны плотики, на которые в дальнейшем установил свечи. Его пальцы были изрезаны и кишели занозами, а лицо, казалось, сияло ярче солнца. С наступлением вечера, мы вышли из домика и по тропинке, освещаемой лицом Сэма, направились к озеру. Разместившись поудобнее, по очереди зажигали фитиль, и одну за другой отпускали плотики в свободное плавание. Тогда мне казалось, что тот, кто придумал задувать свечи на праздничном торте, просто болван. Меня возмущала не только не оригинальность данного способа,но также и количество желаний… Почему именно одно? В тот вечер я загадала целых пятнадцать желаний, и не важно ,что половину из них я уже не помню. 

На мое восьмилетие Сэм соорудил тарзанку на плакучей иве. Вскарабкавшись на корень, я обхватила ногами узел на канате и рванула вниз. Водная гладь сменялась небом, солнце ослепляло ,а на берегу стоял Сэм и радостно хлопал в ладоши. Я же в этот момент думала о том, что канат , позволивший мне оторваться от земли , до этого возможно служил снаряжением на корабле. Позже Сэм рассказал ,что такие джутовые катаны производят из кустарника, произрастающего в Африке  и ряде азиатских стран. «Люди ко всему относятся ,как к должному ,не желая тратить время на то, чтобы осознать всю ценность и значимость самых простых вещей»,- сказал Сэм. Я отчетливо и ясно представляла ,как прорастая сквозь землю , растение питалось водой , почвой и солнцем. Как рабочие ,не разгибая спин собирали его. Сколько труда ,сил и энергии было вложено. И что в итоге, что ждет этот канат, ежедневные терзания мной, испытания на прочность и проверка временем, а в конце он просто сгниет. Мне стало стыдно, с тех пор, полет на тарзанке был для меня поощрением . Я не желала истязать его и стала по-другому смотреть на вещи… Заметив за мной такие изменения ,Сэм сказал ,что я слишком буквально все поняла, и если буду продолжать в том же духе, то скоро не смогу спать на кровати и есть. «Представляешь ,сколько дровосеков плача от усталости рубили деревья ,чтобы сделать мебель для твоего дома, а сколько бедных африканских детей собирали какао-бобы ради очередной конфетки для тебя.»,- восклицал Сэм. Это было время ,когда я узнала значение слова «утрировать», и с тех пор и сама часто пользовалась им.

  В девять лет Сэм подарил мне гавайскую гитару - укулеле. Я никогда не мечтала о ней ,но как только этот инструмент попал ко мне, поняла ,что больше не выпущу его из рук. Этого не доступно тем, кто не играл. Всякий раз мне казалось , что начиная перебирать струны ,я создаю что-то невидимое ,не осязаемое ,но оттого не менее прекрасное. «Как мала стоимость того, что дается легко и без всякой на то причины»,- постоянно повторял Сэм. Думаю, это была его любимая фраза. Окончательно я в этом убедилась ,когда он поспросил ,после его смерти ,заказать эту надпись на его надгробии. Сэм был прав. Как и много лет назад, так и сейчас я продолжаю любить музыку. Она помогала мне в трудные минуты отвлечься и забыть о проблемах.Но чтобы овладеть должным уровнем ,приходилось много заниматься и многим жертвовать...

 Мне было жутко интересно, что же на этот раз выдумал этот старик. Хотя я и понимала, что лучшего подарка, чем он сам, не получу. Пробежав по знакомому маршруту до домика Сэма, я залетела на крыльцо и не обнаружила там ни пледа, ни подушек, лишь самовар, стоявший в углу . Дотронувшись до него, я почувствовала ,что он был ледяным ,значит с вчерашнего дня чай никто не пил. Это показалось мне странным. Я сразу же направилась в хижину, но не обнаружила там Сэма. Выбежав, я направилась к маленькому причалу. На мои крики никто не отзывался. «Может он приготовил мне сюрприз?» Все было очень подозрительно: зачем он позвал меня утром, если сам ушел куда-то. Я недоумевала. И вдруг раздался звук захлопывающейся автомобильной дверцы. Обернувшись, я увидела, что со стороны дороги от припаркованной черной машины в мою сторону направлялся долговязый мужчина. Сначала я видела только его силуэт. Незнакомец шел в тени деревьев, растущих вдоль дороги. Выйдя на свет ,он остановился , давая возможность разглядеть его. Это продлилось не больше трех секунд.Он смотрел на меня в упор и шел медленно, как будто боялся спугнуть. Мне захотелось убежать, но ноги стали ватными. Подойдя на расстояние вытянутой руки, мужчина посмотрел мне прямо в глаза и улыбнулся уголком губ. «Привет, я ищу здесь одного старика, его зовут Сэмюэль, знаешь его?»,-спросил незнакомец. Я чувствовала ,как тело напрягается , сжимается ,как пружина. Ноги перестали быть ватными, я приоткрыла рот как будто желая дать ответ ,но смогла лишь вздохнуть быстро и глубоко, и  рванула с места. Мне не хватило смелости обернуться, чтобы увидеть его реакцию. Мысли кипели в моей голове. Когда я добралась до дома не рассказала родителям ни о пропажи Сэма, ни о незнакомце,да и сами родители были слишком заняты праздничными хлопотами. Весь день я держалась в нужной роли: улыбалась, где это было нужно, и радостно ахала, каждому, кто был со мной мил и добр. Но мой спектакль был прерван звонком в дверь. Мама побежала встречать опоздавшего гостя. Я пыталась не выдать свое волнение, и у меня это получалось до тех самых пор, пока в комнату широкими шагами не зашел знакомый незнакомец. После я все помню какими-то обрывками. Незнакомец долго о чем-то беседовал с моими родителями, все были взволнованы. 

Позже выяснилось, что он оказался детективом. Его звали Томас Хауард ,он занимался расследованием преступления, главным подозреваемым в котором был Сэм. Моя мама долго протестовала против того, чтобы я давала показания, но её удалось сломать, и через несколько дней меня пригласили в участок.

«Привет, юная леди. Сегодня нас ждет занимательная беседа. Думаю, проблем не возникнет, и мы подружимся. Можешь звать меня Том. А мне тебя как называть? »,-с улыбкой спросил детектив.
«Хоуп»,- выдавила я.

 Чем больше вопросов мне задавали о Сэме, тем больше я понимала, что ничего о нем не знала. Он никогда не рассказывал о своем детстве, о юности , о зрелости ,а на мой вопрос о его семье ответил «Все это было, но теперь я один» и помолчав добавил «теперь у меня есть только ты» .Я видела ,как его расстраивали вопросы о родных ,поэтому не задавала их. Этот вечно улыбающийся старик был такой счастливый рядом со мной, нам было так весело. Проблемы я оставляла для дома и для друзей. С Сэмом мы радовались мелочам и находили удовольствие в простых вещах.

«Он говорил, чем занимался в то время, когда вы не виделись?»,- спросил детектив.
 «Нет, но он ведь лодочник, и ничем прочим не занимался, разве что в магазин ездил»,- ответила я.
«А соседи видели, как он уезжал поздно вечером и возвращался только утром, и я думаю, что он ездил не за покупками.»
Мне нечего было на это ответить, я была  расстроена и подавлена. Каждый последующий вопрос сильнее вдавливал меня в кресло.
«Мне кажется, ты мне что-то не договариваешь»,- сказал Том.
Я вопросительно посмотрела не него.
« Все утверждают, что вы были друзьями, и все свое свободное время он проводил с тобой. Но ты не ответила ни на один вопрос о нем. Разве такое возможно?»
 Детектив был прав, я действительно не договаривала…


Рецензии
Здравствуйте, Дарина!

С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/03/13/279 - для новых авторов.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   14.03.2016 08:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.