Мама, бабушка, прабабушка

(Фрагменты из повести «Свекровь», сборник "Жизнь поворачивалась так")
http://proza.ru/2012/11/28/990  )

— Вот и познакомилась. Вот и познакомилась, — повторяю я, удаляясь быстрыми шагами от дома, где только что познакомилась с будущей свекровью.
Весенний ветер подгоняет, приводит в трепет и платье, и чувства. Куда спешу? Домой? Нет! В таком исступлённом состоянии домой возвращаться нельзя. Начнутся расспросы. Родителям я гордо заявила: иду смотреть свою будущую квартиру. Остановка. Вскакиваю в салон троллейбуса. Куда еду? Пожалуй, к институтской подруге. Надо же душу излить.

Я у цели. Подруга открывает мне дверь.

— Привет!— говорю быстро, взволнованно, напряжённо.

— Привет! — спокойно отвечает она. — Входи. Что-то случилось?

— Случилось. — Я глубоко вздыхаю — Познакомилась с будущей свекровью.

— Это же необходимо.

— Но не так же!

— Ты меня заинтриговала. Пошли на кухню. Чай организуем. Успокоишься и всё расскажешь.

Чай готов. Наполнив чашки, подруга торопит меня:

— Ну, рассказывай!

Горячий напиток расслабляет меня, успокаивает, и я начинаю отводить душу:

— Все мои условия жених выполнил и пригласил, как будущую хозяйку, принимать квартиру. Пришла. Звоню. Открывает дверь незнакомая женщина. И с таким украинским придыханием на «г» произносит: «Если ты Гала, то входи. Сынулю я в магазин отправила». Гала... Так грубо меня никто ещё не называл. Я поздоровалась, переступила порог и оказалась в просторной прихожей. Женщина не ответила на моё приветствие, не представилась, не пригласила пройти в комнату, а сразу же у порога начала гоголевскую сцену из «Тараса Бульбы».

— Поворотись, сынок? Экой ты смешной?

— Вот-вот. Вроде этого: «Ну-ка, покажись, какая ты? Кого сынуля выбрал в невесты?» Мы так и находились в прихожей. Гоголевские сцены продолжались. Она бесцеремонно разглядывает меня, охает и заявляет: «Сынуля у меня такой красивый, умный, образованный. Ну и невесту себе выбрал. Боже мой! И что ж он в тебе нашёл? Худющая. Да ты ж совсем ещё пацанка! Какая из тебя хозяйка? Поди, и борщи варить ещё не научилась.

— Может, это в шутку было сказано?

— Может, в шутку, но мне стало очень обидно. До слёз. Я извинилась. Сказала, что  опаздываю на мероприятие. Попрощалась и выскочила на улицу, как ошпаренная. Вот такое знакомство. Не понравилась я будущей свекрови прямо с порога.

— А, может, ты зря ушла? — засомневалась подруга.

— Ещё чуть-чуть, и я бы разрыдалась.

— Да, получилось совсем не так, как в песне о хорошей свекрови. Плакать при знакомстве должна была не ты, а она.

И не сговариваясь, как-то одновременно мы тихонько затянули в два голоса популярную песню-разговор сына с матерью, ставшей свекровью, под исполнение которой танцевали в начале шестидесятых на институтских вечерах. Помолчали. Подруга, словно опомнившись, воскликнула: «Мы же психологию изучаем. Ищи мотивацию!

Свадьбы, как таковой, у нас и не было. Расписались. Праздничный обед состоялся в доме моих родителей. Родственники жениха не приехали, ссылаясь на то, что по обычаю свадьба должна быть в их доме. Причина же была совсем в другом.

Прошёл месяц. Муж ушёл на работу, я собралась на рынок. Неожиданный звонок. Открываю дверь. На площадке две женщины. Одна молодая, другая в солидном возрасте.

— Здравствуйте, — приветствуют меня, и я здороваюсь в ответ.

— Вот приехали, — начинает разговор женщина, которая постарше, — чтобы посмотреть, кого же предпочли нашей дочери. — И, немного помолчав, продолжает: — Мы по соседству живём с родителями вашего мужа. Дети вместе росли, вместе учились. Думали, что они поженятся. А вот не получилось.

Я немного растерялась. Бывают же в жизни ситуации, когда и не знаешь, как лучше поступить. Пригласить в дом? Зачем? Заводить знакомство ни к чему. Не поженились, значит, не судьба. Моей вины здесь нет! Может, и в самом деле браки заключаются на небесах? Мельком бросаю взгляд на девушку. Внешне проигрываю. Вполне созревшая девушка, с пышной грудью и я — «худющая пацанка». Что я могу ей противопоставить? Разве только улыбку! Не зря же мне присвоен титул: самая улыбающаяся девушка физмата. Я мило улыбаюсь и довольно вежливо говорю:

— Извините, опаздываю. Муж на работе, что ему передать?

— Ничего. Мы только посмотреть хотели на вас и всё.

— Ничего не говорите ему. До свидания, — смущённо добавляет девушка и тянет мать за руку. — Пошли.

Мужу я ничего не сказала о визите. Это прошлое, а прошлое должно оставаться в прошлом. Теперь-то прояснилась мотивация. Будущая свекровь рассматривала меня в сравнении с этой девушкой, на её взгляд более подходящей невестой для сына. Я обидела её уже тем, что нарушила её планы. Почему сын выбрал меня? Вспомнились слова парня с нашего факультета: «Не обижайся, что мы с тобой не гуляем. С такими как ты не гуляют. На них женятся». Мужской взгляд!

Каждый приезд свекрови меня настораживал. У неё была какая-то потребность ссоры. Ей хотелось почувствовать себя обиженной. Как-то я попыталась завести разговор о ней с мужем. Тот сразу же прервал меня: «Так. Это моя мать, и я всегда буду на её стороне. Если ты умная, а я в этом не сомневаюсь, то решишь вопрос без меня. Сама. Всё! Тема исчерпана».

Как хорошо он сказал: если ты умная. Что тут возразишь?

Я старалась находить у свекрови положительные стороны. Но всё хорошее перечёркивалось её упрямством, неистребимым желанием, чтобы было так, как она хочет. Я сдерживала себя, чтобы не подбрасывать дров в её пылающее негодование. Выдержка, выдержка, и ещё раз выдержка. Язык должен отсчитать положенные семь раз прежде, чем с губ сорвутся слова. Когда она приезжала, я заявляла ей прямо с порога: «Делайте что хотите, как хотите. Я спорить и возражать не буду». Это её обезоруживало.

«Странная ты, Гала, — удивлялась она, а однажды призналась: — Я, даже если и знаю, что не права, всё равно добьюсь, чтобы было по-моему». Её слова просто поразили меня. Знает, что не права, и спорит, добивается своей точки зрения. Зачем? Чтобы проявлять такое упрямство, надо быть на что-то уж очень сильно обиженной. На что же обижена она? Может, на судьбу?

Работа, учёба, дети, заботы. Нет времени интересоваться судьбой прошлых поколений. Такова жизнь. Она идёт только в одну сторону. В будущее.

Годы летели быстро. В обращении к свекрови с мамы перешли на бабушку. А вот уже и наша дочь готовится стать мамой.

Предновогодний вечер. К нам приехала свекровь. Как всегда привезла вкуснятины. Вечером у дочери начались схватки. Отвезли её в роддом. Готовимся встречать Новый год. Накрываем праздничный стол. За окном настоящая зима, что не к лицу нашим южным широтам. Снег метёт, кружит у фонаря. Холодно и тревожно. Волнуемся. Как там, в роддоме?

Приближается полночь. Садимся за стол. Веселиться или грустить? Не знаем. Полночь. Торжественный час. Бьют куранты. Наступает Новый год. Поднимаем бокалы, загадываем желания. Звонок из роддома:

— Радуйтесь! Празднуйте! У вас внучка родилась! Всё хорошо!

— Спасибо!

Ура-а-а! Огромная радость! Муж взволнованно произносит:

— Так! Теперь я — дедушка, ты, — указывает на меня, — бабушка. Ну а ты, мама, — прабабушка. Так получается?

Лучше бы ему промолчать. Но с губ уже сорвалось: прабабушка. И вот тут-то свекровь не выдерживает. У неё нервный срыв. Она обиженно кричит:

— Вот! Теперь я уже прабабушка! Вы довольны? — плачет и уходит в отведённую ей комнату.

Мы тоже готовы разрыдаться. От радости. Роды прошли успешно! Новая жизнь! Новое потомство! Это замечательно! Но... Само по себе слово «потомство» означает, что мы все уже в прошлом.

Поздно. Пора ложиться спать. Утро мудренее вечера. Каким оно будет первое утро года? Я всегда жду его с волнением. Мне кажется, от этого утра зависит, каким будет и весь наступающий год.

Проснулась. Спешу к окну. Отодвигаю шторы. Картина прекрасная! Утро выдалось ярким, солнечным. Это придало особую праздничность первому дню Нового года. Свежий снег, выпавший за ночь, укрыл землю плотным покрывалом, одел в белые шубы деревья и сверкает под лучами солнца. Невольно цитирую пушкинские строки: «Мороз и солнце, день чудесный.» Хорошо!

Но никогда не бывает так, чтобы всем было хорошо. Кому-то лучше, кому-то хуже, а кому-то совсем плохо. Плохо свекрови. Она выходит из комнаты. Выглядит мрачной, обиженной и сразу же заявляет:

— Я сегодня уеду.

— Как, уедешь? Почему? А на правнучку посмотреть? — удивляется муж.

Опять правнучка, значит опять и прабабушка. Его слова действуют как порыв ветра на тлеющие угли. Свекровь не сдерживает слёз.

— Прабабушка. Придумали. Живите сами. Уезжаю.

Я едва сдерживаю улыбку, недовольная тем, что довольна её отъездом. По-хорошему следовало бы обиняками уговорить её остаться. Но и меня можно понять. Столько надо успеть сделать до прихода в дом нового, только что появившегося на свет человека. Внучки! Ведь заранее готовить ничего нельзя — плохая примета. С другой стороны, меня тревожит поведение свекрови. Почему у неё такая странная реакция на прабабушку.

Всё стало ясно, когда мы с мужем занялись составлением родословной нашей внучки. Собрали фотографии, опросили родственников, углубились в изучение истории прошлых лет. Проследив жизненный путь свекрови, я поняла мотив её поведения: У НЕЁ НЕЛЬЗЯ ОТНИМАТЬ! В детстве она получила очень тяжёлую психическую травму, наложившую отпечаток на всю её дальнейшую жизнь. Связано это со сложным историческим этапом — коллективизацией.

По решению местной власти семью в составе трёх человек (отец, мать и несовершеннолетняя дочь), проживающую в большом доме с хорошим хозяйством, посчитали кулаками и арестовали. Конфисковали всё: землю, дом, имущество, хозяйство. Эшелоном отправили на поселение в Сибирь. В пути глава семьи заболел и внезапно умер. Жене и дочери предоставили свободу. Возвращаться-то некуда. Так и пошло по жизни. Отнимали, отнимали, отнимали. Едва отошла от потрясения раскулачивания, нажитое отняла война. Город отнял сына сначала для учёбы, затем для работы. Невестка отняла и сына, и слово «мама», затем и слово «бабушка».

Все мы родом из детства. Хотите понять человека? Загляните в его детство. Какое оно? Мир несовершенен. В нём преобладают: кровь, пот, слёзы. Правда жизни часто травмирует детскую психику. Тяжёлая психическая травма в детстве и на всю жизнь обиды, упрямство, слёзы, истерики.


Рецензии
Галина, тронул меня Ваш рассказ, задел чем-то душу, заставил вспомнить и своё, чем-то схожее с жизнью Ваших персонажей, привёл к размышлениям и к сравнениям...
Обратила внимание на Вашу фразу "Правда жизни часто травмирует детскую психику".
С нею можно и согласиться и не согласиться.
Согласна, что когда дети остаются без родителей, попадают в детдома и вынуждены жить без их любви, ласки, внимания, заботы, вынуждены приспосабливаться к той жизни, изворачиваться в ней, чтоб выжить, то тут уж точно "правда жизни" травмирует детскую психику.
Но, когда дети живут при родителях, то тут всё зависит от родителей: какую жизнь они создадут для детей, таковы и "травмы" будут.
Детская психика она как раз сама по себе не заостряет внимание на неудобства жизни, на какие-то потери, неудачи.
Для детей важно одно: лишь бы рядом были папа и мама, любящие их и защищающие их как раз от тех проблем, что могут повлиять на психику ребёнка.
А вот если родители постоянно говорят об этих проблемах, потерях, неудачах, да ещё в присутствии детей, да ещё всё время "плачутся" по поводу этих потерь, то это уже точно зафиксируется в детском сознании и скажется на их психике.
Я не думаю, что Ваша героиня, будучи ребёнком, как-то зафиксировала своим детским умом последствия коллективизации, наверняка об этих последствиях она часто слышала от родителей, видела их "причитания" по поводу потерь - вот и зафиксировала.
Потери в военное время были, практически у всех. Но большинство принимало это как страшную данность. А кто-то истерил по этому поводу, постоянно сокрушаясь об этих потерях в присутствии детей, вот это и отложилось в детском сознании.
Кто-то спокойно отправлял детей учиться, отрывая их от материнского сердца, не делая из этого трагедии, а кто-то превращал это в трагедию.
Мать, которая заранее готовит себя к тому, что рано или поздно придётся своих детей "отдавать" в чужие семьи, чужим для неё людям: невестке, зятю, не станет по этому поводу истерить, "накручивать" и себя и своих детей против тех, кто ей не по душе пришёлся.
Одним словом, не трудное детство тут виновато в становлении характера, а в самом человеке, в его окружении и влиянии этого "окружения" в трудные времена жизни на сознание ребёнка.
Ну а уж если слова "бабушка" и "прабабушка" вызывают у Вашей Героине такую негативную реакцию, то тут точно можно сказать, что этот человек - просто эгоист, очень любящий себя и думающий только о себе и желающий, чтоб и окружающие уделяли ему внимания больше, чем другим.
На мой взгляд, оправдывать таких людей просто тяжёлым детством - не совсем верно.
Уж простите за столь объёмные размышления человека, которая с радостью носит "звания" и мамы и бабушки и прабабушки, и для которой и времена коллективизации и раскулачивания, и военные времена коснулись моих родителей (а меня - лишь по их рассказам) и времена службы сына в Армии и его учёба в другом городе, ну и, конечно же, "передача" и сына и дочери в руки их спутников жизни.
Ну а разве ж это потери?
Это не потери, это просто ЖИЗНЬ, такая, как, практически, у всех, просто к таким изменениям в жизни нужно себя готовить, да и детей своих на это настраивать, и тогда всё это не будет казаться потерями, а наоборот станет находками.

Людмила Калачева   02.02.2018 08:04     Заявить о нарушении
Спасибо.
Мы все из детства, а детство и формирует нашу психику, а от неё зависит наша жизнь.
С уважением Галина

Галина Дейнега   02.02.2018 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.