Крушение сансары. Глава 50
Бредя по улице в поисках подходящего места, Анахорет вышел к набережной с пуэбло, куда, когда то, по вечерам, любили приходить жители города.
Но на смену заброшенным пуэбло здесь вырос целый развлекательный городок. Множество ресторанов, танцевальных площадок, различных видов активного отдыха и пляжей. Зайдя на территорию, слон взял себе бутылку пива и устроился на одиноком пляже поближе к морю.
- А не сложно в галстуке играть в теннис? – поинтересовался, чей то голос за спиной.
Анахорет обернулся и увидел там потрепанного кота, который очень походил на бездомного. Слон никогда не допускал оплошностей в одежде и прекрасно знал, что под тенниску галстук не одевают, но в этот раз, понимая все нравственное и культурное падение города, решил пренебречь этой условностью и тут же попался. Да еще кому – бездомному.
- Будишь пиво? – спросил слон, обратившись к коту и протягивая ему свою надпитую бутылку.
Но кот, не смотря на все признаки алкогольной зависимости и отсутствия денег, от выпивки отказался и сделал замечание.
- Вы то, и имени моего не знаете, а сразу на ты и сразу выпить. Мало того, мне показалось, что вы уже пили из этой бутылки.
Слон совершенно не собирался вступать с кем-то в беседу. Он хотел посмотреть на воду, скалы и погрузиться в воспоминания. Хотел представить себя в тех годах, которые безвозвратно ушли. Но и невежливым он так же быть не хотел. Поэтому взвесив свои противоречивые чувства, абсолютно спокойно сказал.
- Если я вас обидел? Простите. Но я хотел бы сейчас побыть один. Для этого, как Вы заметили – сделав акцент на слове «Вы» сказал Анахорет – Я и уединился на этом пляже
Но кот был довольно странен. Он как будто не заметил последних слов слона и просто присев рядом начал рассуждать вслух
- Это ведь мир не настоящих ценностей. – сказал он кивая головой в сторону огней развлекательной площадки. - А ведь, когда то здесь жили сильные животные. Они справлялись с вызовами природы и судьбы. Они умели управлять и сосуществовать со всем тем, что называется жизнь. Но попытка ее облегчить и улучшить позволила все сделать проще и милее. Искусственные пляжи, огоньки, папье-маше. Все стало уютным и ненастоящим. Технологии и система помогли сделать жизнь проще. Но в результате каждый отдельный индивидуум уже не может контролировать окружающий мир. Он стал слаб. Мир контролирует созданная система, и она же порабощает, ибо если не она, животное не сможет ничему противостоять. Но чувство такой зависимости не может уложиться в сознании и животное создает себе иллюзию, что оно чем-то управляет и, что оно что-то контролирует. Оно гордо собой, своими поступками, теми благами, которые предоставляет цивилизация, не осознавая того, что его жизнь не стоит ровно ничего, если он случайно выпадет из всеобщего механизма, это все равно, что он выпадет с балкона многоэтажки.
Сам того не осознавая слон был втянут в диалог спросив:
- Вы выпали из всеобщего механизма?
- Практически. Насколько это возможно – ответил кот, манерно поглаживая усы
- И, что же? Разбились
- А-а! Это Вы о моем потрёпанном виде. – догадался кот – Да. Вы правы, немного обветшал, но не разбился, нет. Просто в той палатке, где я живу, нет удобств. Вот, к стати говоря я пришел сюда постираться и помыться. А тут Вы.
Сперва, слон хотел сказать, что бы тот делал, зачем пришел, но затем поймал себя на мысли, что с этим бездомным довольно комфортно. Конечно, он, как и все, больше любит поговорить, чем послушать. Но делает он это, как то ненавязчиво. Он, в процессе своих рассуждений, не настаивает, что бы на нем было сосредоточено внимание. Это как будто фоновая музыка, которую можно слушать, а можно думать о чем то своем.
- В теплое время года я живу в палатке. Знаете ли, люблю свежий воздух. Есть в этом какая то юношеская романтика. Вот правда, когда я ухожу на работу, крадут вещи часто, да и просто вандализм. – продолжал сам с собой разговаривать кот.
Слона заинтересовало, что бездомный, где то работает. Конечно, он понимал, что под работой может подразумеваться, что угодно. Поиск еды в мусорниках, сбор бутылок или, что то в этом роде. Но все-таки было интересно. Однако, только Анахорет открыл рот, как тут же кот продолжил свои излияния:
- А вот зимой, я обратно перебираюсь на чердак одного дома. Причем, совершенно бесплатно. Конечно, мне приходиться за это делать некоторую работы для милых жителей дома, не чердаке которого я живу. Но они за это благодарны. Уважают меня. Приносят еду.
- А, что же у Вас за работа такая? – поймав момент пока кот раскуривал трубку, спросил Анахорет.
- Я врач. Работаю на скорой помощи. А когда я дома, то есть на чердаке, жители обращаются ко мне по разным вопросам, связанным со здоровьем. Надо отнести к своей заслуге то, что не один из них не ходит к другим врачам. Мало того, за то время которое я живу у них не чердаке, никто из моих соседей не умер и, даже, не попадал в больницу. – ответил кот
Слону было интересно продолжить беседу с уличным доктором, но закончилось пиво и он предложил коту перебраться в бар и угостить его тем, что он пожелает.
- И часто Вы кормите бездомных? – поинтересовался кот.
- В первый раз – ответил слон
- Странно. – задумался кот, а затем сказал. – Но я могу и сам заплатить за себя.
- Прекратите. Я никогда не угощал бездомных и не собираюсь это делать. Но я часто угощаю животных, с которыми мне интересно.
- В таком случае мое имя Сильвестре – ответил кот и уверенно протянул лапу слону
- Вот и чудесно! Анахорет. – поднимаясь на ноги сказал слон и так же протянул коту свою лапу.
После, Сильвестре и Анахорет двинулись в сторону горящих огней, к одному из баров. Сильвестре, как будто зарабатывая себе ужин сразу же, невпопад, поднял новую тему для разговора:
- Вокруг нас много недостатков, но ведь это совсем молодое, новое общество. Общество, как ребенок, оно не может сразу стать зрелым.
- Но исторически накоплено столько опыта о том, каким оно должно быть и, что ему делать не стоит. – сразу же включился в диалог слон поняв, что если он не будет пользоваться паузами собеседника, то весь вечер будет молчать - Неужели нельзя воспользоваться историческими примерами и примерами других государств, что бы не повторять ошибки.
- Хорошо. Посмотри на умудренных опытом стариков. Они так много знают и у них такой большой жизненный опыт, но что это дает детям. Дети из поколения в поколения продолжают повторять одни и те же ошибки. Наверное, поэтому трагедии классиков сохраняют свою актуальность тысячелетиями.
- А как на счет «учиться на чужих ошибках»?
- Ага. Родиться с умом старика. Нет. Тот, кто не забавлялся игрушками в детстве, тот вернется к ним в зрелом возрасте. Кто смог обойти проблему, обречен кругами ходить вокруг нее всю жизнь. Знаете, думаю «учиться на чужих ошибках невозможно». Проблема не в этом. Проблема в том, что многие не учатся и на своих.
- Ну ладно, в отношении поколений я с Вами согласен. Но разве можно проводить аналогию между отдельно взятыми людьми и обществом в целом. Ведь человек рождается, приобретает знания и опыт, а затем это все уносит с собой в могилу, в то время как общество редко теряет все накопленные знания.
- Во первых общество это не что то иллюзорное, это те же люди только новые. Во вторых каждое отдельное общество так же рождается, развивается и умирает. По этой причине, вне зависимости на каком уровне развития находятся все остальные, зарождающееся общество должно пройти и этап анархии, и этап диктатуры и этап демократии.
- Другими словами, хороший руководитель страны это не тот, который идеален в принципе, а тот, который максимально подходит к условиям своего времени и этапу зрелости общества?
- Совершенно верно. При этом история знает множество примеров, когда правители негодяи принесли куда больше пользы своему народу, чем праведники, приведшие народ к упадку и страданиям.
- Значит если согласиться с Вашим словами, то нынешнее управление государством свиньями является оптимальным.
В процессе увлекательной беседы кот и слон уселись за столик в ожидании официанта и не заметили, как тот подошел и молча слушал их разговор. Слон, понимая, что лишние уши в такой деликатной беседе ни к чему, извинился перед котом, что прерывает разговор и спросил у официанта
- А ты, что подслушиваешь?
На удивление, официант не стал оправдываться и говорить, что ждет, пока сделают заказ.
- Меня заинтересовала Ваша беседа. Видите ли, я здесь только подрабатываю, а на самом деле я учусь…
- Сперва выучись, а потом будешь рассуждать. Нечего тебе слушать стариковские бредни. Принеси нам, что ни будь поесть и выпить. – так же подключился к воспитанию официанта Сильвестре
Официант опешил и не знал, что сказать в ответ, но не сдвинулся с места.
- Что же ты стоишь, любезный? – спросил кот, тем самым вгоняя официанта еще в больший ступок.
- Давайте я решу этот вопрос – сказал слон и подмигнул коту
Слон уже адаптировался к особенностям поведения в местных барах. Он взял меню, сделал четкий заказ и засунул в карман официанту сумму достаточную, что бы он их не только не беспокоил, но и для того, что бы их не беспокоили другие.
Как только официант удалился, Сильвестре продолжил начатую тему:
- Возвращаясь к нашему разговору, хочу сказать, что ты меня понял, но лишь частично. Свинство в управлении? Да. Но свинья руководитель, нет. Всегда на верховном посту должен находиться человек. Человек не по форме, а по сути.
- А в чем ты видишь разницу сути и формы?
- Форма, это внешние проявления. Так, как мы сейчас убедились, и свиньи очень даже могут выглядеть как люди, при этом сохраняя свою свинскую сущность. В то время как люди сохраняют человеческую сущность, но в зависимости от ситуации могут предстать в роли любого из существующих животных. Вся разница в степени свободы. Люди ее имеют, а свиньи нет.
- Однако в какой-то момент, когда, к примеру, есть необходимость в свинстве, и свинья может управлять государством. Пусть временно, но ведь может.
- Хотя это и выглядит логичным, на практике это невозможно. Дело в том, что свинья не может возвысится над собой, что бы определить когда нужно быть при власти, а когда нет. Она не сможет и не захочет понять, когда нужно уйти.
- Но все меняется и за время своего властвования свинья может отесаться и постепенно стать человеком. – заметил слон, хотя он уже получал по этому поводу пояснения от Дона. Но ему, почему то, захотелось услышать мнение кота.
- Может только в том случае когда она находиться на пути к власти, а не обладая ею. Когда то или иное существо следует по ступенькам власти, для него важно расти над собой, в противном случае продвижение будет невозможным. И так, шаг за шагом, оно достигает верховной власти, становясь человеком. В том случае, когда власть достигнута, необходимо всего себя, без остатка, посвятить властвованию. В противном случае управление будет не эффективным, и такое существо потеряет власть. Но, не обладая компетенциями человека, другое существо не может, даже если бы захотело, эффективно управлять государством. По этой причине такое существо находится в вечном страхе потерять власть. Тогда, движимое не разумом, а страхом, все усилия существа направляются не на эффективное управление государством, а на сохранение своей власти любой ценой. А при таком порядке вещей существо не только не развивается, а напротив, может даже регрессировать.
- Да! Довольно убедительно. Такого же мнения придерживается и мой давний друг. Но в таком случае…начал было говорить слон, но в этот момент со сцены, где играла музыка, раздалось:
- А сейчас, для ученых сидящих за тем столиком. – сказал музыкант и указал на столик, за которым сидели Анахорет и Сильвестре – мы исполним эту замечательную песню.
Оказалось, что официант был настолько благодарен за чаевые, которые получил наперед, что решил заказать для слона и кота песню.
Шокированные происходящим и, не успев доесть и допить то, что было на столе, собеседники расплатились и быстро покинули заведение.
Некоторое время они шли молча, но, как только веселая обстановка развлекательной зоны сменилась обыденными городскими улицами разговор возобновился.
- Вот вам и культура. – заметил кот – А может так и нужно. Может быть роль культуры – вот такие дешевые развлечения.
- Позволю себе с вами не согласиться – сказал слон – Я, как представитель этой самой культуры в прошлом…
В ответ на это кот удивленно посмотрел на слона.
Слон, заметив этот взгляд, утвердительно помотал головой и продолжил:
- Да, да! Не смотрите, что я слон. Я в прошлом был птицей. Потом и котом, кстати, был. Да. А почему вы врач и кот?
- Я вам потом об этом расскажу. Что же вы хотели мне поведать относительно культуры?
- Да, конечно – согласился слон, так как сам недолюбливал, когда в процессе беседы прыгают с темы на тему – У культуры, на мой взгляд, более высокое предназначение, чем просто развлечение. Культура является той смазкой, которая сглаживает неровности и шероховатости между существами. При снижении ее качества или количества, закономерно возникают трения. Деньги, жажда власти, материальные ценности являются песком в этой смазке. С одной стороны, они являются не частью личности, а чем-то находящимся между отдельными личностями. С другой стороны, они не облегчают взаимодействие, а усложняют его. Культура же, отыскивает в каждом существе, что то общее. Она показывает, что, несмотря на разный внешний вид сущность каждого одинакова. То же касается и религии. Хотя религия действует несколько иначе. В религии так же берутся общие черты и присваиваются чему то божественному. Божество и объединяет. Таким образом, культура и религия порождают сострадание.
После этих слов воцарилось временное молчание. Затем кот сказал:
- Знаете? Вы все говорите правильно, только идеализировано. Оторвано от конкретных животных. Культура, как смазка… А, как это преломляется в отдельной личности. Вот возьмите, например официанта, который заказал эту нелепую песню и не дал нам спокойно доесть.
- Но, позвольте. Я далек от мысли, что этот мальчишка слушает только это. Сейчас в музыкальном мире есть довольно много прелестных вещей. – не согласился слон
- В груде мусора, что то, что представляет собой мусор менее разложившийся, кажется, чем то «прелестным». В толпе уродов, уродство меньшей выраженности кажется нам прекрасным. Относительность – сказал кот
- Вам хорошо рассуждать, когда у вас есть с чем сравнивать. Мы с вами прожили на границе двух эпох и можем четко провести параллели. А, что делать тем, кто вырос среди этого самого мусора? Откуда ему знать, что такое прекрасно. Слава богу, что в этом самом мусоре появляется нечто менее мусорное. За ним появиться, что то еще более хорошее и так далее и так далее до прекрасных вершин совершенства.
- Да, развитие и стремление это прекрасно, но Ваши рассуждения приводят к возникновению идеализации примитивных временных вещей. Ведь мало мусорное в глазах нового поколения не кажется таковым. Они расценивают его как нечто великое, так появляются псевдо-кумиры. Поколение ориентируется на эти кумиры и никаких «прекрасных вершин» им не светит.
- Ладно. – устало сказал слон подходя к своей гостинице. – Думаю, мы довольно много сегодня обсудили. Может быть Вам снять номер?
- Нет спасибо. Я люблю воздух – сказал кот – мне тоже было приятно с вами поболтать. Так хорошо, без стеснения показаться идиотом, можно поговорить только с тем, кого никогда больше не увидишь.
- Как знать? – сказал слон – Земля круглая.
- Вы в этом уверены? – спросил кот и, не прощаясь, пошагал прочь
Свидетельство о публикации №215112300825