Данный голос 2
Сортировка и статистика
21.04 94. При множестве дней, проживаемых впустую, в этот (тоже до полдня пустой, никчемный) – захотелось вдруг что-то сделать. Сидя в служебном кабинете, за рабочим столом, с включенной пишущей машинкой, «что-то сделать» означает только одно: написать. Хотя в течение 20 лет этот глагол выражает форму моей трудовой деятельности, но «написать» в связке «сделать» к работе не относится.
Такое желание возникает, конечно, не в первый раз. Но пыл сбивают сомнения о форме писательства. Воспользоваться привычными для себя рамками, поменяв лишь воображаемый образ читающего? Он не будет специалистом – медиком, хотя бы и шел разговор о здоровье, например. Но тогда получается … нечто научно популярное. Не хочу, тесно.
Лучше просто о жизни, как я ее знаю. Но долгое пребывание в науке наложило свой отпечаток – родным кажется лишь текст, по которому реально, или предполагаемо, разбросаны маленькие скобки, заключающие прописное латинское «p» в соотношении с дробными величинами до 0,05. Соотношение вероятности ошибки и достоверности. Грань вязкого болота и твердой земли. Мне нужна только твердая земля. И это не только особенности моего восприятия, но и воспроизведения. Сочинять, слагать – глаголы из чужого лексикона.
Но с другой стороны достоверность обеспечивается аппаратом статистики, перерабатывающим сырье с названием «множество однотипных наблюдений». Множества собираются разными способами, и отнюдь не всегда, одним человеком. В родной медицине, во имя будущей достоверности используется монографический прием детального описания каждого определенного случая. Набежит таких описаний энное число, и статистика свое слово скажет, если это действительно нужно. А нужно без сомнения. Изучают же букашек, червей, птиц домашних и перелетных. Весь мир живой природы под прицелом науки, а человек (устойчивое выражение венец творения) заслужил не только антропологии, но и множества ее подразделов и самостоятельных направлений. Но долго еще (если вообще когда – либо произойдет) цели познания и реальные результаты изучения, будут отстоять друг от друга дальше, чем луна от земли.
Понемногу что-то стало проясняться. Поначалу нужно лишь определить, в какой кармашек попадет мое описание. Вот нашла. Кармашек вовсе не пустой. Отдельные описания, часто весьма объемные, имеют разные метафорические названия и формы изложения, а их авторы чаще известны по курсу художественной литературы. Надо сказать, что наклейка на кармане наполовину стерлась, осталось первое слово «жизнь», второго почти не прочитать – «интроверта»? Может быть. Во всяком случае, оно более всего подходит в моем понимании к описываемому типу личности, хотя, возможно, рознится с определением классической психологии. Но сути сказанное не меняет. Подойдя к этой теме, лучше всего мне известной из самонаблюдения, есть возможность и базу данных пополнить, и статистику из научного багажа достать, определяя наиболее достоверную черту интроверта. Оказалось, что такая черта есть, хотя ее краткого определения, видимо, не существует. Речь идет о внутреннем процессе создания понятной для себя картины мира. Отдельные, но узловые фрагменты такой картины можно условно назвать «осмысленностями». К сочинительству и слаганию, отношения они, действительно, не имеют, потому что нуждаются в реальных внешних событиях как в энергетической подпитке. Выдуманные события такой способностью для интровертов не обладают, что не исключает подобного волшебного действия на других типов личности, равно как и отдельного их описания. Те кармашки тоже не пустенькие, тоже не просто так образовались.
На патетической волне самоуговоров даже вспомнился поэт, перефразировав его детский стишок, почти запела: «люди всякие нужны, люди всякие важны»... и все, решилась.
Из тайников памяти всплывают условные названия определенных жизненных кусков – «Славный день тысячелетия». «Целина», «Поездка на Кубань», «Моя милая, милая мамочка», «Сахалин», «Колыма», «Институт», «Таджикистан» – сразу начинаю все быстро выстраивать перед глазами, и все кажется таким интересным. Но на ум приходит одна очень поучительная историйка.
Трудности перевода…
Лет сто мы работали вместе в одной конторе. И была там такая Нина. И раз тысячу, в самых разных ситуациях, она вдруг, начиная что-то вспоминать из своей жизни, резко обрывала себя, особым образом закатывала глаза, и мечтательно произносила «нет, правда, вот если бы написать книгу, никто бы и не поверил, что так бывает». И вот однажды на 1001 раз, когда было какое-то свободное время, и говорю ей «Ну, Нина, давай все по порядку рассказывай, как если бы я была журналистом, в помощь тебе посланным написать книгу». И вот Нина изготовилась, и сказала примерно 5 фраз, уместившие всю ее большую и бедную семью, жизнь на окраине Москвы, да мужа – пьяницу, похороненного уже на наших глазах. И полностью иссякнув к концу последней фразы, она первый раз произнесла свою знаменитую приговорку пустым и бесцветным голосом. Поняла, что в секунду все выцвело и потеряло свою неповторимость, потому как нужные слова не нашлись, скуден язык оказался..
… и языка
… Об мой язык некое количество научных рецензентов споткнулось, и головную боль, уж точно, получили. То, правда, дело особое – научное писание периода позднего советского неолита. Установочка интереснейшая – это чтобы «труд» по любой отрасли медицины содержал информацию убедительную и ясную каждому при первом же, секундном знакомстве (страшная нескромность требовать у светилы любого калибра, на чтение, или выслушивание своего произведения его драгоценнейшего времени). Поэтому главное требование к научному произведению состоит в том, чтобы в первый же момент знакомства с ним в голове у светилы произросла мысль: «2х2=4», что приятно, знакомо, и хорошо действует на интеллектуальное пищеварение.
А по форме все должно быть изложено некими русско-подобными словами, коими учат писать и говорить в стенах различного рода медицинских НИИ. Язык для внутреннего употребления. Этот язык странен, напрочь отвергающий местоимение «я». Только «мы» – шеренги «Николаев вторых», всегда, при любых обстоятельствах в первых строках своих изложений тщательнейшим образом исследующих соотношения полов в общем числе изучаемых, подопытных, подвергающихся всяким медицинским (как кажется им самим) воздействиям. На самом деле воздействия бывают разные.
Один мой коллега, кандидат медицинских наук, делал свою кандидатскую, работая в подмосковной поселковой больнице. Он был соискатель. Шефа нашел из московского НИИ. Я, конечно, не знаю, шеф ли одарил моего коллегу сверхценной идеей, или он преподнес эту идею шефу (очевидно заинтересованному в количестве подопечных диссертантов – как 5 накапает, так и в профессора можно подаваться). Короче, мой коллега, на заре туманной научной юности занимался тем, что вливал своим больным (внутривенно) всякие бутилированные (и имевшиеся тогда в розничной торговле) минеральные воды – нарзан, боржоми, ессентуки. Естественно, мой коллега не был пустым живодером. Он все делал по науке: дегазировал воду, стерилизовал в автоклаве, и только потом вливал ее через капельницы внутривенно. «А зачем?» – спросите. Ответ моего коллеги был блистательным (других людей, кто бы мог ответить на этот вопрос, как показало мое небольшое статистическое исследование не было).
Ответ заключался в том, что если, на случай войны, кончатся все запасы физиологического и других растворов, то военный хирург может быстренько послать санитарочку в ближайший продовольственный магазин, принести пару – тройку бутылочек боржоми – и вот уже обескровленному и обезвоженному раненому смерть не грозит!
Диссертация защищалась по специальности военно-полевая хирургия и шла с грифом «для служебного пользования».
Возвращаясь к моему опыту пребывания в мире медицинской науки и выдаванию на гора научной продукции, могу сказать, что и мне и со мной в этом мире было трудно. Научная задача моя заключалась в том, чтобы исследовать причинно-следственные связи в одном из разделов онкологии. Свои научные находки хотелось излагать с помощью нормального языка, на котором общаются взрослые образованные люди. У меня были свои идеалы: акушер Снегирев – живший и блистательно писавший о своем клиническом опыте в едином для всех – писателей, ученых, художников – серебряном веке русской культуры.
В 20-30 годы русский язык еще очень симпатично присутствовал в трудах Петрова, Богомольца, Шмальгаузена. В наше время я была без ума от Владимира Михайловича Дильмана. И это как в поэзии.
Говорят, совсем юный Блок, обожавший немецких романтиков дочитывался до такого состояния, что уже сам мог воспарить к поднебесным поэтическим высям. Стихи его собственные начинали просто фонтанировать.
Я тоже (простите за нескромность, но процесс, очевидно, тот же) начитывалась Дильмана. При множестве его восхитительных, умных сносок на две ближайших страницы, все чтение – изучение превращалось в интеллектуальную изумительную забаву (следить за мыслью №1, потом №2 и так до бесконечности, и все совершенно одновременно). Вкусив это, было уже невозможно в собственных статьях и двух диссертациях писать на тот самый приветствуемый манер: Всего больных 100, из них мужчин 48, женщин 52… В общем, я тоже парила в поднебесье теоретической онкологии, и бедные мои рецензенты вынуждены были (нет, не читать!) улыбаться мне особым сортом улыбки, которая включает в себя снисхождение, доброжелательность, укор и массу других оттенков, и произносить всегда примерно одно и тоже – будьте проще.
с
Свидетельство о публикации №215112300090