Переживание

Этот сложный термин имеет несколько прочтений и интерпретаций и может быть рассмотрен как в чисто психологическом, так и философском, онтологическом, религиозном и духовном аспектах. Несколько в стороне пребывает проблема переживаний в йоге, поэтому об этом мы поговорим отдельно.

В традиционном понимании "переживание" чаще всего имеет негативный характер и связано с гиперэмоциональной реакцией на ту или иную ситуацию (слезы, плач, истерика, ступор, сердцебиение, нарушение дыхания, вегетативная буря и даже эмоциональный шок). Значительно реже встречаются такие словосочетания, как "переживание счастья", "переживания единства", "переживание полноты бытия" и т.д.

Существует множество противоречивых и неполных определений этого понятия, акцентирующих внимание на том или ином его аспекте, отделяющих, не отделяющих или вообще не связывающих переживания с эмоциональными процессами. Это, по всей видимости, связано не столько с противоречивостью понятия, сколько с различием в задачах, которые ставили перед собой исследователи этого феномена. Так что можно говорить не столько о самом "переживании", сколько о его составляющих . Итак, переживание это:

• Особая интегральная единица сознания.

• Атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения.

• Простейшее субъективное явление, психическая форма отражения, являющаяся одним из трех главных атрибутов сознания.

• Переживание является именно деятельностью, т. е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической функцией, стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями...

Переживание следует отличать от традиционного психологического толкования этого понятия, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.

• Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

• Осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.

• Непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание.

• Важнейший элемент самопознания и миропонимания.

Ключевые коннотации: акт сознания и интегральная единица сознания; особая деятельность по перестройке психического (внутреннего) мира; повышение осмысленности жизни; осмысленное эмоциональное состояние; внутреннее отражение собственных состояний психики; самопознание и миропонимание.

Уже этого вполне достаточно, а ведь перечислено далеко не все. Так уж случилось, что мы обращаем гораздо большее внимание на форму и внешние проявления переживания, чем на их суть и скрытый смысл, да и сами они часто не заслуживают столь бурной истощающей реакции. Не задумываемся  о том, какова их роль в нашей жизни, а психологический термин "глубокие трансформирующие переживания" известен лишь специалистам.

Эмоциональные реакции у большинства из нас практически неуправляемы, не завершены полностью  или завершены неправильно. Нет понимания глубинной разницы между обычным бытовым переживанием и личностным, экзистенциальным, информационным, онтологическим и духовным кризисом. Отмечается глубинный, подсознательный страх перед вхождением в катарзис и выходом из него в новое, просветленное и куда более высокое состоянии сознания.

Процесс переживания в культуре и философии понимается как нечто трудное, но обязательное для любого живого (то есть чувствующего и мыслящего) существа. Для людей, способных к глубоким переживаниям, это не просто возбужденная физиология, а особая внутренняя жизнь души, имеющая свою этику и эстетику. Это внутренние движения заряженных, абсолютно живых и  реальных  событий, иногда реальных настолько, что наружная эмпирическая реальность начинает блекнуть и размываться. Такой решительный поворот в сторону внутреннего может быть весьма опасным — он способен увести как в небеса, так и в бездны...

Давайте попробуем разобраться в следующей посылке: «Принято считать, что душевное здоровье и культивирование душевной боли несовместимы. Ответственная и взрослая личность ориентирована на дела и заботу о людях, а не центрируется на себе и своих проблемах, находится в деятельной, а не переживательной позиции, берет ответственность за собственные переживания, в том числе за свою душевную боль».

«Мои переживания находятся в моем личном душевном пространстве, и за все, что там происходит, за все свои переживания отвечаю я. Никто не может заставить меня что-то переживать, если я не дал на то своего согласия. Мои эмоции, мои переживания — это мой выбор и моя ответственность».
 
"Душевную боль" здесь следует понимать в более широком смысле — как  СТРАДАНИЕ,  которое в религии (особенно в христианстве) признается не только допустимым, но и совершенно необходимым. Однако, как это почти всегда бывает, из виду выпадает главный контекст, вне которого все умственные спекуляции вокруг феномена страдания бессмысленны.

Церковь всегда утверждала и утверждает, что страдание ради страдания и завершающаяся только им суть сотворение кумира, искажение истины, бессмысленная и никуда не ведущая вещь. Можно привести множество примеров и из Библии, и из традиции, и из церковного предания, и из трудов отцов церкви, однако сегодня мы говорим о другом.

Далее. "Ответственная и взрослая личность" и  душа — категории, безусловно, разные. Главные же ориентиры и реалии, которые даны личности в страдании — это совесть и нравственный закон. Бесконечные и никуда не ведущие "угрызения совести", как и психотехники, имеющие своей целью затолкать весь негативный материал куда-нибудь подальше и поглубже, не просто  бесполезны, но и опасны. Однако именно этот путь сегодня пропагандируется как одно из самых значительных достижений современной психологической и социологической школы.

И. наконец: "За все свои переживания отвечаю я сам... Мои эмоции, мои  переживания — это мой выбор и моя ответственность". Вполне можно согласиться, если рассматривать это утверждение с точки зрения обычной культуры эмоционального реагирования, но совершенно недостаточно, если мы обращаемся к духовности, психологии развития и психологии трансперсональной.

Важен не столько сам факт переживания, сколько его структура, эмоциональная и энергетическая насыщенность. Важны причины, по которым то или иное переживание появилось во внутреннем психическом пространстве. Бывают ситуации, когда оставлять подобное лишь в себе и для себя, не обращаясь за надлежащей помощью, смерти подобно...

Пожалуй, именно трансперсональная психология сегодня подошла максимально близко к решению этой задачи, во многом опередив и традиционную религию, и рациональную психологию, и ортодоксальную науку.

Сегодня я представляю вам картографию, составленную американским психологом и и исследователем Станиславом Грофом. Это не очередная "безумная теория", не философская спекуляция  и не сумма неких "технологий" — духовных, религиозных либо эзотерических. В первую очередь, это опыт, сумма и интеграция опыта; во вторых — окно и открытая дверь для тех, кто желает покинуть привычное земное поле "взрослой и ответственной личности".
 
КАРТОГРАФИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫХ  ПЕРЕЖИВАНИЙ.
 
РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБЩЕПРИНЯТОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ:

1. С ВЫХОДОМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ГРАНИЦ:

а) переживание двуединства;
б) отождествление с другими людьми;
в) групповое сознание;
г) отождествление с животными;
д) отождествление с растениями;
е) единение с жизнью и всем творением;
ж) переживание неодушевлённой материи;
з) планетарное сознание;
и) внеземные переживания;
к) отождествление с физической Вселенной;
л) парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства.

2. С ВЫХОДОМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЛИНЕЙНОГО ВРЕМЕНИ:

а) опыт внутриутробного существования;
б) опыт предков;
в) расовое и коллективное бессознательное;
г) переживание прошлых воплощений;
д) филогенетические переживания;
е) переживание космогенеза;
ж) переживание планетарной эволюции;
з) парапсихологические феномены, выходящие за пределы времени.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕПРИНЯТОЙ РЕАЛЬНОСТИ  ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ.

1.   Спиритические и медиумические переживания.
2.   Энергетические феномены тонкого тела.
3.   Встреча с духами животных.
4.   Встреча с духовными Учителями и сверхчеловеческими существами.
5.   Посещение других Вселенных и встречи с их обитателями.
6.   Переживание мифологических и сказочных сюжетов.
7.   Встречи с божествами.
8.   Переживание универсальных архетипов.
9.   Интуитивное понимание универсальных символов.
10. Творческое вдохновение и прометеев импульс.
11. Опыт Демиурга и переживание Космического Творения.
12. Опыт Космического Сознания.
13. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота.

ПСИХОИДНЫЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.

1.   СИНХРОННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОЗНАНИЕМ И МАТЕРИЕЙ.

2.   СПОНТАННЫЕ ПСИХОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

а) сверхнормальные физические способности;
б) спиритические феномены и физический медиумизм;
в) полтергейст;
г) НЛО-феномены

3.  НАМЕРЕННЫЙ ПСИХОКИНЕЗ:

а) ритуальная магия;
б) целительство и ведовство;
в) сиддхи;
г) лабораторный психокинез.

У меня нет намерения комментировать как отдельные положения, так и всю концепцию в целом. Как говорится, "вместивший да вместит", а "имеющий уши да услышит". У многих и многих все перечисленное способно вызвать лишь ироническую улыбку; они вполне удовлетворены и собой, и миром, в котором пребывают. Другие скажут: "Для обычного человека это недостижимо, бесполезно и даже опасно". Третьи хотели бы пройти через подобное испытание, но не знают, как это сделать. Этим последним не мешало бы познакомиться с очередной стороной переживания, еще более сложной, непривычной и загадочной. Речь идет о супраментальной йоге с ее собственным взглядом на все, происходящее в человеке и с человеком.
 
Вообще же полный опыт постижения, полученный Шри  Ауробиндо и  отраженный в его трудах, столь необычен, огромен и невероятен, что не может быть втиснут ни в какие рамки и определения. Он не то чтобы "не завершен" —  он простирается в такие дали и глубины, что мы в состоянии увидеть и повторить лишь самые первые его шаги и движения.

Этот опыт бесконечен, потому, что не предполагает завершения и окончания пути. Он всеобщ и в то же время строго индивидуален; он демократичен, ибо не делает различия ни по национальному, ни по религиозному, ни по
культурно-историческому, ни по какому другому признаку. Поэтому я остановлюсь лишь на некоторых положениях, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой теме.

*** 

ПЕРЕЖИВАНИЯ В ЙОГЕ.
 
ПЕРЕЖИВАНИЕ — это понятие, которое охватывает почти все, что происходит в йоге. Шри Ауробиндо говорил об этой категории психического следующее:

«Только тогда, когда что-то прочно устанавливается, это уже не переживание, а часть сиддхи (совершенства); например, мир, когда он приходит и уходит, является переживанием, когда он устанавливается и больше не уходит, тогда это – сиддхи.

Реализация – иное дело: это когда что-то, к чему вы стремитесь, становится реальным для вас; например, вы имеете идею о Божестве во всем, но это —  только идея; когда же вы чувствуете и видите Божество во всем, это становится реализацией.

Нет закона, что чувство не может быть переживанием. Переживания бывают всех сортов и принимают все формы в сознании. Когда сознание испытывает, видит или чувствует что-то духовное, психическое или даже мистическое, это – переживание в техническом йогическом смысле, ибо существуют, конечно, всевозможные переживания, которые не носят этого характера.

Сами чувства бывают разного вида. Термин «чувство» часто используют для определения эмоции. Могут быть психические или духовные эмоции, которые перечисляются среди йогических переживаний, такие как волна ;uddh; bhakti, или подъем любви к Божеству. Чувство также означает восприятие или ощущение – восприятие в витале, психическом или в сущностной субстанции сознания.

Я даже нахожу часто ментальное восприятие, когда оно очень живо описывается, как чувство. Если вы исключаете все эти чувства и родственные понятия и говорите, что они являются чувствами, а не переживаниями, тогда для переживания вообще остается очень мало места.

Чувство и видение являются главными формами духовного переживания.
Кто-то видит и чувствует Брахмана всюду; кто-то чувствует силу, входящую или выходящую из него; кто-то чувствует или видит присутствие Божества внутри или вокруг него; кто-то видит или чувствует нисхождение Света; кто-то чувствует нисхождение Мира и Ананды. Выбросите все это на том основании, что это – лишь чувство, и вы отметёте большую часть того, что мы называем переживаниями. Опять же, мы чувствуем изменение в субстанции сознания или в состоянии сознания.

Мы чувствуем себя простирающимися в ширь и тело как маленькую вещь в этой шири (это может быть также увидено); мы чувствуем сердечное сознание становящимся широким вместо узкого, мягким вместо жесткого, освещенным вместо смутного, также сознание головы, витала, даже физического; мы чувствуем тысячи вещей всех сортов, и почему мы не должны называть их переживанием?

Конечно, это – внутреннее зрение, внутреннее чувство, тонкое чувство, не материальное, как чувство холодного ветра, камня или другого объекта, но когда внутреннее сознание углубляется, оно становится не менее живым и конкретным, а даже более.

Я никогда не говорил, что  переживания этого рода не имеют вообще  никакой ценности, но они настолько смешаны и перепутаны, что если кто-то побежит за ними вообще безо всякого различения, то они либо уведут с намеченного пути, иногда трагическим образом, либо приведут в хаотичное никуда.

Это не означает, что все они  бесполезны или ничего не стоят. Там есть здравые вещи, равно как и не здравые; те, которые полезны, находятся на истинной линии, являются иногда придорожными указателями, иногда стадиями на пути к реализации, иногда веществом и материалом для реализации. Их естественно и правильно искать, звать, бороться за них, или, по крайней мере, раскрываться в доверчивом ожидании, чтобы они рано или поздно пришли.

Ваши собственные главные переживания, может, и были немногочисленными или непродолжительными, но я не могу сказать, что они были нездоровыми или бесполезными. Я бы сказал, что лучше иметь немного таких, чем множество других.

Единственный смысл, который я вкладывал в то, что писал, это не быть под впечатлением простого изобилия переживаний, не думать, что этого достаточно, чтобы быть великим садхаком (учеником) или что отсутствие такого изобилия неизбежно означает неполноценность, достойное сожаления лишение или нехватку единственно желанной вещи.

Переживания в садхане (практике йоги)  должны начинаться с ментального плана, – все, что необходимо, это чтобы переживания были здоровыми и подлинными. Пресс понимания и воли в уме и стремящийся к Божеству эмоциональный импульс в сердце являются двумя первыми агентами йоги, и мир, чистота и покой (с утиханием нижнего беспокойства) являются именно тем базисом, который должен быть установлен. Достичь этого в начале гораздо более важно, чем получить проблески супрафизических миров или иметь видения, голоса и силы.

Очищение и покой являются первой необходимостью в йоге. Можно иметь великое изобилие переживаний такого рода (миры, видения, голоса и т.д.) и без них, но эти переживания, протекая в неочищенном и беспокойном сознании, обычно полны беспорядка, смеси и в конечном итоге никуда не ведут.

Сперва мир и покой непродолжительны, они приходят и уходят, и обычно нужно много времени, чтобы они установились в природе. Поэтому лучше избегать нетерпения и продолжать ровно работать над тем, что должно быть сделано.

Если вы хотите иметь что-то, выходящее за рамки мира и покоя, пусть это будет полное раскрытие внутреннего существа и сознания Божественной Силе, работающей в вас. Стремитесь к этому искренне и с великой интенсивностью, но без нетерпения, и это придет.

Когда кто-то живет в физическом уме, единственный способ спастись от него —  это воображение. Кстати, именно поэтому поэзия, живопись и т.д. имеют такую сильную власть. Но эти фантазии часто реально являются тенями надмирного переживания либо гостями из супрафизических миров, и, когда барьер физического ума сломан или же в нем проделано небольшое отверстие, туда приходят сами переживания, если темперамент тому благоприятствует. Отсюда рождаются видения и другие подобные феномены – все, что неверно называется психическими феноменами.

Что до молитвы, то здесь никакого твердого и основательного правила установлено быть не может. На некоторые молитвы бывает ответ, на некоторые нет.  Вы можете тогда спросить, почему бы ответ не давался на все молитвы? Но почему он должен даваться? Бог — не машина: вставьте молитву в гнездо и получайте то, что просили. Кроме того, с учетом всех взаимоисключающих вещей, о которых человеческий род молит в один и тот же миг, Бог, скорее, оказался бы в неловком положении, если бы он должен был дать обещание им всем; это бы не прошло.

Эмоциональное снижение, как и движение подъема и спуска, о котором вы пишете, обычно для всех путей йоги. Оно есть и на пути бхакти (возлюбившего Бога) , и равное чередования состояний света и состояний тьмы, есть и на пути знания. Иногда эти провалы могут быть очень и очень долгими. Те, кто имеют мистические переживания, проходят через периоды, когда все переживания прекращаются и даже кажется, что они закончились навсегда. Даже когда там имелось много перманентных реализаций, они, похоже, уходят за вуаль и не оставляют впереди ничего, кроме тупой пустоты, заполненной, если вообще заполненной, лишь повторяющимися атаками и трудностями.

Эти чередования являются результатом природы человеческого сознания и не являются доказательством непригодности или духовной катастрофы. Нужно быть готовым к ним и пройти через них. Они являются "днем и ночью" ведических мистиков. Все, что было когда-то достигнуто, остается и может быть достигнуто снова. Йога – это не та вещь, которая идет одним решительным натиском по тому или иному пути, это – строительство нового сознания, и оно полно подъемов и спусков.

 Но если кто-то верен ей, подъемы имеют обыкновение завершаться посредством аккумуляции решающей переменой, поэтому единственное, что нужно, это быть верным ей. Упав, не причитайте и не говорите: "Со мной покончено", а поднимайтесь, отряхивайте с себя пыль, и продолжайте идти дальше по правильному пути.

Эти перемены в сознании в течение дня являются вещью, общей почти для каждого в садхане. Принцип качелей, релаксация, рецидивирующее опускание до нормального или прежнего более низкого состояния из более высокого, которое переживается, но еще не является совершенно стабильным, становится очень сильным и заметным, когда работа садханы протекает в физическом сознании.

В физической природе есть инерция, которая с трудом допускает, чтобы интенсивность, естественная для более высокого сознания, оставалась постоянной – физическое всегда возвращается обратно к чему-то более ординарному. Верхнему сознанию и его силам нужно долго работать и приходить снова и снова, прежде чем они смогут стать постоянными и нормальными в физической природе.

Не беспокойтесь и не будьте обескураженными из-за этих чередований или этой задержки, какой бы долгой и утомительной она ни была; только внимательно следите за тем, чтобы оставаться всегда спокойным внутренним спокойствием и раскрытым, насколько это только возможно, верхней Силе, не позволяя никакому действительно вредному состоянию овладевать вами. Если бы там не было враждебной волны, тогда все остальное было бы только упорством несовершенств, которые есть в изобилии у всех; это несовершенство и упорство должно быть проработано и устранено Силой, но для этого устранения необходимо время.

Пустота, которую вы описывали в своем письме вчера, не была чем-то плохим – именно эта пустота, внутренняя и внешняя, часто становится в йоге первым шагом к новому сознанию. Природа человека подобна чаше с грязной водой – воду нужно выплеснуть, чаша должна быть оставлена чистой и пустой, чтобы божественная жидкость пролилась в нее.

Сложность в том, что человеческое физическое сознание чувствует затруднительным сносить эту пустоту – оно привыкло быть занятым всевозможными маленькими ментальными и витальными движениями, которые поддерживают его интерес и развлекают его или даже если беспокоят и досаждают, все же, сохраняют его активным. Думаю, что этого вполне достаточно, ибо продолжать можно до бесконечности»...

Теперь нам следует понять, для чего все это было нужно — и психология, и философия, и культура, и религия, и искусство, и мечта, и воображение, и творческие состояния, и переживания разного рода, и выход за пределы привычного пространства-времени, и переустройство внутреннего мира, и наши земные и небесные Учителя, и наши стихи, и песни, и многое, многое другое. Конечно, вы уже догадались, что речь пойдет о  РЕАЛИЗАЦИИ, причем как  в самом широком, так и в узком смысле этого слова...

*** 


Рецензии