Истории Библио-Глобуса Незнакомка

Кажется, что этот день был только вчера, хотя прошло уже несколько месяцев с тех пор, как я посадил её в такси и больше никогда не видел. Был уже вечер, когда автомобиль, прорезая плотную стену дождя, выехал на Лубянскую площадь и унёсся куда-то вдаль. Я же остался стоять под сенью легкого зонта, дождевые капли сползали по его краям и падали на асфальт, разбиваясь на сотни мелких крупиц, дарящих осеннюю надежду.
9 зал, отдел разных товаров. Здесь можно найти всё, что угодно: от офисных принадлежностей, до красивых сувениров и дорогих подарочных ручек.
Я стоял, опершись на колонну в центре зала и молча наблюдал за тем, что происходит в нашем отделе. Где-то в другом конце бегала Катя Соколова, как всегда будто ужаленная. К ней подошла одна из начальниц нашего Торгового дома, они о чем-то разговаривают, улыбаются. Катюха как всегда шутит. Из-за кассы послышался смех Наташки. Снова она брякнула что-то развеселое и залилась громким хохотом, слышным на весь зал. В соседнем зале празднично играла шарманка. Покупатели, словно вода в реке, проплывали мимо меня, струйкой, друг за другом, направляясь к кассам и выходу. Возле входа уже уставший охранник в тысячный раз жестом руки показывает покупателям, где выход (все ведь привыкли выходить через вход).
Близился конец рабочего дня. Мои мысли растворились в океане усталости и все раздумья унеслись куда-то вдаль, туда, где реальность граничит с фантазиями и почему-то рабочие думы превратились в нить воспоминаний. Мимо прошла молодая пара влюбленных. Он ласково держал ее за руку, с нежностью смотрел ей в глаза, словно в последний раз хотел насладиться взглядом, запомнить каждую черту на ее прекрасном лице и почувствовать тепло любимой руки. Они проследовали к кассам и стоя в очереди, нежно поцеловались. Заметно, что они очень любят друг друга и дорожат каждой минутой вместе. Я всматривался в них, они казались мне счастливыми, и что-то нехорошее вдруг ударило изнутри. Яркой вспышкой, отдаваясь болью в животе, в памяти всплыла девушка, которую я когда-то так же обнимал, целовал и был любим ею. Окружающая обстановка медленно блекла, стена между мной и внутренними переживаниями истончалась. Прошлое, которое я всеми силами стараюсь забыть, с неимоверной силой вгрызается в подсознание и всплывает в настоящем. Будто наяву, этот заплаканный голос до сих пор преследует меня: «Я видела только нас, и никого вокруг больше не было, и не хотелось видеть никого. Я думала, что ты будешь моим мужчиной: первым и последним, одним-единственным. И чтобы в нашем мире были только мы с тобой, никаких чужих. Я могла ждать предательства от кого угодно, только не от тебя. Слышишь? Только не от тебя. За что? Ответь мне, за что?
За что?
За что?
За что?»

- Молодой человек... – чей-то голос выдернул меня из бездны минувшего и вернул в настоящее. Не знаю, что именно заставило меня так резко среагировать: само обращение или та тяжесть и мучения, с которыми этот голос позвал меня. Повернувшись, я увидел перед собой девушку, на вид не больше тридцати. Она стояла передо мной, облокотившись обеими руками на костыли, которые под тяжестью ее веса дрожали в руках, ноги были чуть согнуты и тоже слегка подрагивали. Было заметно, что ей очень тяжело стоять, она из последних сил держалась, но старалась не показывать это. Она позвала меня с сильным заиканием, с трудом выговаривая слова и речь ее была плохо разборчивой. Но я все же понял.
- Да, чем я могу вам помочь? – Ответил я заученно, как нас когда-то учили на тренингах.
- Я ищу бумагу. – Она снова с трудом произнесла это предложение. Я всматривался в голубизну ее глаз и мне казалось, что ей очень неловко от того, как неразборчиво она разговаривает. – Для принтера. – Добавила она.
- Да, конечно. – Я показал ей на шкафчик и лишь когда она, еле держась на ногах, направилась к шкафу с офисной бумагой, я поймал себя на мысли, что совершил ужасную глупость и заставил инвалида пройти через весь зал, видя скольких усилий это требует. В желании оправдать свою ошибку, я постарался поскорее забыть это недоразумение.

А люди все заходили и заходили в магазин. Кто-то держал в руках зонтик, а кто-то вбегал, отряхиваясь от воды, будто собака, вылезшая из бассейна. Выговаривая свое недовольство природе, промокшие покупатели направлялись на второй этаж, чтобы наконец-то купить новую книгу, которую будут читать по пути на работу. Я прошел вдоль своей секции, поправил полки и вновь вернулся на то место, с которого наблюдал за обстановкой в зале.
- Я хотела еще спросить… - Снова раздался за спиной уже знакомый голос. Повернувшись, я опять увидел ее.
- Да, - сказал я.
- Я заказала такси. Мне сказали, что оно будет через полчаса и водитель позвонит. – В правой руке, вместе с костылем, она держала пакет нашего магазина с оплаченной покупкой. – Можно куда-нибудь положить это, а то мне тяжело держать.
- Безусловно, - ответил я и взял у девушки пакет, который на мое удивление оказался довольно тяжелым.
- Я схожу в другие залы, там есть где посидеть.
- Ваш пакет будет здесь – Показал я ей на главную кассу нашего отдела. И вроде я должен был принести стул ей сюда, но почему-то растерялся, не знал, как себя вести в такой ситуации. Я вновь постарался отвернуться и как-то отстранить себя от ситуации, чтобы избежать лишних действий. Сидевшая за кассой Наташка, увидев меня, решила поинтересоваться:
- Лёш… я красивая? – Спросила она безо всякой причины.
- Сойдёшь для журнала «Наука и жизнь». – Ответил я и улыбнулся ей.

Через какие-то десять минут я уже забыл о существовании той женщины. Я вновь погрузился в работу, консультация за консультацией. Цыбина пошла пить чай… в двадцать пятый раз… поэтому мне пришлось показывать покупателям и подарочные ручки, подменив ее. Зайдя через какое-то время за нашу кассу, я увидел до боли знакомый пакет с покупками, который лежал там же, где я его и положил почти два часа назад. «Мне сказали, что оно будет через полчаса» - пронеслось у меня в голове. Я стал искать эту женщину в зале, но нигде не мог найти. «Возможно, она забыла» - подумал я. Но это было бы несправедливо, проделав такой сложный путь, оставить покупку в магазине.
Я вновь увидел ее через минут двадцать. Она шла, ковыляя, в наш зал из глубины магазина. Поняв, что она направляется ко мне, я медленно направился к ней.
- Вы поможете мне отнести пакет до машины?
- Конечно. – Ответил я, улыбнувшись.

- Возьми зонтик, там дождь. – Сказала Наташка и протянула мне легкий женский зонтик с яркими узорами.
Держа в одной руке ее пакет, а другой помогая ей идти, мы медленно вышли из магазина в арку. Особенно трудно ей давались ступеньки, переступая с однй на другую, мне казалось, что вот-вот силы покинут ее и она упадет.
 В арке стояло много людей, они все пережидали дождь, что лил на улице. Он не прекращался ни днем, ни ночью.  Беспощадные капли бились об асфальт, собирались в большие лужи, создавали ручейки и стекали вниз по улице, гоня за собой осенние порывы ветра.
- Погода не для прогулок. – Вырвалось у меня.
Она молчала, и с трудом переставляла костыли, тяжело дыша. Каждый шаг давался ей с неимоверным усилием и казалось, что следующее движение заберет у нее последние силы.
-. Мне сказали, что через двадцать минут.
- Прошло уже два часа. – Ответил я, не понимая систему работы такси.
- Нет, они звонили и сказали, что водитель уже рядом и позвонит, как приедет.
- И сколько прошло времени со звонка?
- Почти полчаса. Я поэтому и хочу дождаться здесь, он скоро приедет.
Я держал зонтик над ней, стараясь тоже оказаться под ним. Холодные, почти ледяные капли жалили меня в плечо. Где-то вдалеке сверкнула молния, а вслед за ней все небо оглушил могучий гром. Вглядываясь в эти секунды на могущество природы, осознаешь ее превосходство над собой и всем вокруг.
- Вам не обязательно со мной ходить, вы можете вернуться. – Она нарушила недолгое молчание.
- Я не могу вас бросить вот так, на улице.
- Вы весь мокрый. – С какой-то долей материнской заботы произнесла она и почему-то вызвала во мне робость. Я даже покраснел слегка.
- Главное, посадить вас в такси.
- Мне очень тяжело стоять, мы можем где-нибудь присесть?
Но все, что нас окружало, это бесконечный поток дождя и дорога, по которой неслись автомобили. А возвращаться в магазин, проделывая тот же сложный путь уже не хотелось, ведь в любой момент могла подъехать машина. Я увидел вход в метро и подвел туда, она оперлась о невысокий выступ возле подземного перехода. Я продолжал держать над ней зонтик. Ветер задувал под короткий рукав рубашки и его холодные порывы прикасались к моей спине, плечам и вызывали трепет.
- На улице холодно, а вы в одной рубашке и промокли. Лучше вернитесь обратно, я справлюсь сама.
- Свежий воздух мне не повредит. – Ответил я и вдохнул полной грудью холодный осенний воздух. Хоть мне действительно было холодно и я уже начинал испытывать легкую дрожь, все же старался не подавать виду.
- Не хочу быть виноватой в том, что вы заболеете. – Она произнесла это настолько наивно, что мне стало неловко. После этих слов я почему-то почувствовал довольно смешанное чувство жалости и сострадания, хотя знал, что жалость заслуживают лишь слабые, а передо мной стоят очень сильный человек.
- Напрасно вы так думаете.

Мы стояли около десяти минут. Иногда молчали и просто слушали, как капли барабанят по куполу зонтика, время от времени она спрашивала меня о моей жизни, о родителях. Мы разговорились и что-то родное и близкое промелькнуло между нами. Ей хотелось узнать, как я провожу свободное время и чем занимаюсь помимо работы. Я понимал, почему она это спрашивает, но боялся признаться себе, что передо мной человек, который никогда не сможет познать самые простые житейские радости. Почему-то, чувствуя ее рядом, мне хотелось все рассказать, поведать все сомнения и тяготы, что залегли на душе и как порой становится тяжело, но я сам толком не могу объяснить эти страхи. Мне хотелось поделиться с ней своим мироощущением, но что-то в душе все же меня сдерживало. То ли я банально стеснялся, или же это были мои личные выработанные установки. Мне казалось, если много рассказывать о своих проблемах и душевных терзаниях, то окружающие услышат их как жалобы и ворчания. А жаловаться я не привык. Я помню, один человек сказал мне, что если мы переживаем наши проблемы внутри себя, не выпуская их наружу, то это делает нас сильными, а наша душа крепнет. Я не знаю, правильно ли это, но все же порой стесняюсь рассказать кому-то о своих желаниях и чувствах: как красиво смотреть ночью на звезды и приходить к осознанию, что на этих же светлячков во вселенной смотрели сотни, тысячи лет назад такие же люди. И может быть, где-то в былом тысячелетии, какой-нибудь пастух, схватив за руку свою невесту, уводил ее в зеленые поля, где они всю ночь любовались небесным полотном и он обещал любить ее вечно. И они целовались под кроной дерева, защищавшего их от того же проказника дождя, который так же жалил их своей сыростью. Да, я часто задумываюсь об этом. Мне порой неловко рассказывать людям обо всех этих чувствах, об одиночестве, которое иногда терзает, о совершенных ошибках, которые я никогда не смогу исправить. Все это мне хотелось рассказать этой женщине, но в ее глазах я видел еще большую боль, чем есть у меня и от этого душа наполнялась какой-то ненужной для жизни лирикой. Видя ее состояние, мне почему-то стало грустно от того, что она не может беззаботно прыгать под дождем и бежать навстречу листопаду. Ей вряд ли когда-нибудь удастся быть в вечернем платье на балу и стать его королевой. Ей не дано с криком радости нестись по склону горы на лыжах или окунуться в морской прибой, уплывая к вечному горизонту. Она никогда не сможет бегать с любимым в лесу, прячась от него за деревом. И почему-то меня начинает грызть совесть, когда я вижу людей, у которых нет того, что я имею, хоть и понимаю, что они заслуживают этого больше, чем я. И почему-то мне стало стыдно за то, что я могу себе позволить без раздумий сделать сто шагов, а ей приходиться прикладывать массу усилий, чтобы сделать один. Я стал крепче сжимать зонтик в руке и старался удержать его в стихии ветра, который будто хотел отобрать у меня его.  Я старался держать его над ней, чтобы она не намокла, чувствуя какую-то ответственность в данный момент. 
- Никого нет? – Спросила она меня, видя, что я оглядываюсь вокруг.
- Я не вижу... дайте телефон, я позвоню и все выясню. – Я заметил, как из моего рта шел пар.
Она набрала номер и я взял трубку. Мне хотелось строго высказать этой службе за необязательное отношение к клиентам, но главной задачей для меня было посадить ее в машину и отправить домой, а не скандалить. Наконец, после долгих слов автоответчика, трубку взяла оператор. Я объяснил ей всю ситуацию и она предложила соединить меня с водителем того такси, кто ехал на наш вызов. Первое соединение оборвалось и пришлось звонить второй раз. Когда я услышал в трубке голос водителя, я обрадовался, ведь он уже сворачивал на нашу улицу и попросил прощения за задержку, так как стоял в пробке. Спустя несколько секунд на дороге, возле нашего островка под зонтиком, остановился описанный водителем автомобиль. Шофер помахал нам рукой и что-то отлегло в моей душе.
- Карета подана, мэм. – Сказал я с улыбкой.
- Это хорошо. – Она тоже улыбнулась и было видно, как она счастлива, что совсем скоро окажется дома.
Я снова взял ее под руку и мы медленно направились к дороге.
- Совсем скоро вы будете дома. – Произнес я.
Но она уже ничего не ответила. Все ее внимание было сконцентрировано на попытках переставить ногу и сделать шаг. Подойдя к машине, я открыл заднюю дверь и положил на сиденье пакет с ее покупками.
- Вы спереди сядете или сзади? – Спросил я ее.
- Спереди. – Ответила она и стала обходить автомобиль. Я обежал ее и открыл дверь. Мне хотелось искупить свою вину за тот шкафчик с бумагой и за другие оплошности, которые я совершил. С большим трудом она села в машину.
- Я вам очень благодарна, молодой человек. – Она взяла меня за руку и смотрела прямо в глаза. – Спасибо вам большое, вы мне очень помогли. – Ее взгляд был прозрачным, как слеза невинного младенца. Я увидел доброту, ту самую человеческую добросердечность, о которой так часто пишут в книгах, но забывают в жизни.
- Это вам спасибо. - Почему-то вырвалось у меня.
Я закрыл дверь, мы в последний раз взглянули друг на друга и через мгновенье автомобиль уже рассекал площадь, разметая в стороны грязные лужи.

Этот дождь! Кажется, что он льет бесконечно. Но, как сказал один из героев фильма «Дождь не может идти вечно». Я вытянул ладонь вперед и ощутил холодные капли, разбивающиеся о мою руку. Мой взгляд еще долго был устремлен туда, куда уехал автомобиль. Ветер бил в лицо, лаская меня по щекам своей промозглостью. «У природы нет плохой погоды» - Шепнуло мне на ухо подсознание.  На душе в один миг зацвели ландыши, свежий аромат которых пронесся по всем уголкам моего мироощущения и, вдохнув осеннюю свежесть, я почувствовал, как что-то внутри поменялось. Маленький кусочек чего-то тяжелого и ненужного откололся от моего сердца и растворился в чистоте обновленных ощущений. Недобрые мысли испарились и я еще долго вспоминал эту девушку. Мне хотелось узнать, доехала ли она до дома и как она себя чувствует. Я долго не мог понять, почему мне захотелось сделать для этой девушки так много, хотя я мог отвести на улицу и оставить ее там под дождем. Я часто оставлял людей наедине с их проблемами, бросал в те моменты, когда этого нельзя было делать. Эх, нет теперь смысла вспоминать прошлое, ведь его уже не исправить. Можно лишь идти дальше по дороге жизни, записывая в книгу своей судьбы новые победы, перечеркивающие прошлые поражения. И не только победы над кем-то, но и над собой, своими внутренними страхами и глубокими противоречиями. А может быть сам того не понимая, придя на помощь этой девушке, я хотел загладить перед Богом вину за то, что когда-то другой человек нуждался в зонтике моего сердца, а я опрокинул все надежды и принес страшную боль. Но, на то она и жизнь, чтобы состоять из череды потерь и приобретений. Нам лишь нужно уметь быть начеку и видеть шансы, в которых мы можем исправить свои ошибки и оставить их в далеком прошлом.
Прощай старый мир! Здравствуй мир новый!


Рецензии