Литературные этюды. Жизнь и ее продолжение

Желание анализировать пройденную жизнь, увидеть в ней свои ошибки, или достижения - это верный признак наступившей старости.
Что касается меры объективности, и достоверности материала, оставим эти  вопросы на совести пишущего.
В одной из своих книг я касался вопроса о смысле жизни.  Мне трудно пришлось готовиться к написанию этой  главы. Я  довольно много читал философских трудов, думал над этими  вопросами. Потом, как мог, так написал. Никто мне свою оценку по этому поводу не высказывал, и она могла быть в равной мере и хорошая и плохая.
Прошло всего лишь два года. Но жизнь не стоит на месте. И мне стало казаться, а вернее я почувствовал, что по некоторым ранее изложенным вопросам, я сейчас думаю иначе. Я честно написал об этом в маленькой статеечке, своего рода «заметке на полях». Параллельно думалось о многом.
Если оставить философскую сторону  вопроса и спросить любого труженика, в чем он видит смысл своей жизни, в большинстве случаев ответ будет примерно таков: «Устроить у себя в доме нормально жизнь и поставить на ноги детей»
Вероятно, в простом житейском плане это и правильно Но мне хотелось рассмотреть вопрос родителей в несколько ином плане.
Дети взрослеют и постепенно разлетаются из дома.
Связь слабеет. Видятся все реже, все главнейшие вопросы решают сами.
Если еще дети вынуждены поддерживать родителей, их  главенствующая роль в семье постепенно становится «ниже плинтуса»
Только там, где есть установленные адатом правила - Чечня, Ингушетия, некоторые места Средней Азии, вековые традиции остаются незыблемыми.
Можно, наверное, признать, что в тех  семьях, где сохранился  дух интеллигентности, подобные вопросы, скорее всего не возникают.
По существующим правилам, жизнь человека продолжается столько, сколько бьется его сердце. Биологически, это, конечно, правильно.
Но сколько есть личностей, живших в античном мире - Платон, Архимед, в средние века – Леонардо да Винчи, Коперник, которых помнят сегодня и еще много веков будут помнить в будущем.
Разве об этих людях нельзя, или не нужно сказать, что их жизнь получила продолжение на 20 веков
Что-то подобное, но быть может не столь масштабное, происходит и  в наши дни.
У нас 15 лет  тому назад ушла из жизни хозяйка дома. Она была настолько любима всеми членами семьи, что сыновья даже убеждены, что ценой своей жизни, она по-библейски искупила жизнь своих внуков. Память ее в семье свято оберегается, даже в мелочах:  она так говорила, так делала, такими рецептами пользовалась, такие духи употребляла и т.д. Я уже не говорю о том, что ее мнение по многим вопросам до сих пор признается. Мне кажется, что здесь тоже можно утверждать, что ее жизнь продолжилась  в лице других членов семьи, родственников и друзей.   
Бывают более сложные ситуации. Один мой знакомый прожил фактически, или номинально 20 лет в квартире. Потом он уехал в другой город. Квартира долго пустовала. Внучки подросли, и родители решили эту квартиру отдать им.
Перебирая, что сохранить из вещей деда, многие  из них, в том числе и антикварного характера, которые очень любил дед, показались им неинтересными для последующего  хранения у себя в комнате. Разные поколения, разные вкусы
Он долго думал :почему такая большая разница во вкусах? Ну, первый вывод напрашивается, что человек не приобщал никого,  в том числе и внучек к своим интересам и привязанностям, в результате чего у них и не возникает желание  хранить все, что напоминает о деде. Хотя справедливости ради надо сказать, что кое-что они все же сочли необходимым сохранить.
Второй вывод заключается в том, что почти все  родители, как правило, занятые проблемными вопросами бытия, не успевают в должной мере прививать своим детям твердое чувства привязанности и сопричастности к судьбе каждого члена семьи, в состав которой они входят.
Не будь этого и историю страны было бы не создать. Из поколения в поколение передавались навыки, инструмент, недвижимость. И даже не потому, что они были обязательно необходимы. Этим выражалось уважение к предыдущим поколениям. И любой мастер, делая что-то, был уверен, что это не потеряется.  В особенности это распространялось на членов семьи. Сделанное дедом, или отцом, нередко составляло главную ценность дома.
Я признаю право родителей воспитывать детей по любой подходящей для них системе, или вообще без системы. Но какие-то принципы, как мне кажется, априори, должны быть им привиты. В том числе любовь  и уважение к своим близким, тем более к членам своей семьи (а как учит Ислам, ко всем родственникам) Просто за то, что они твои родственники. 
В заключение мой собеседник горестно подвел черту.
«Значит, моя жизнь не продлится» (В рамках той формулы, о которой мы говорили выше)
Не вдаваясь в большую философию, житейский вывод из этой ситуации таков
Делай для своих близких все, что можешь, не ожидая, как  учит Библия, какой либо компенсации за добрые дела. Сможешь привязать к себе и детей и внуков, значит ты молодец. Не сможешь - пеняй  на себя.               
У меня два сына. С одним из них мы живем более 30 лет порознь, даже в разных странах. С другим 20 лет и тоже в разных странах. К счастью для всех нас, чувство семьи единой мы сохранили. Так что, какой то шанс  на продление жизни деда за счет памяти сыновей все же сохраняется. А с внуками явная недоработка. Может еще что-то успею. Может немного сыновья помогут.
Хотя очень может быть, что «немного» и не хватит. В данном случае, я речь уже не веду о любви. Несмотря,  на  то,  что это наилучший вариант. Речь идет об уважительном отношении к старшим, которых всегда полагается  уважать, а также уважать и хранить  хоть некоторые предметы, которые они особенно ценили. 
Мне кажется, что очень важно правильно понимать  существо вопроса, и объективно оценивать извечную проблему  «кто виноват?» Если  у человека хватает мужества главным виновником признать самого себя, у него неизмеримо больше шансов поправить положение дел. Я  пока умышленно не говорил о том, что спаянное родство усиливает жизнеспособность  каждого человека и повышает уровень его безопасности.
Если сейчас спросить любого здравомыслящего человека, имеет ли для него значение, что его жизнь может быть продолжена за счет памяти и уважения близких. Мне думается, что ответ будет положительным.
Кстати говоря, я совершенно не утверждаю, что уважение и добрая память должны относиться только к старшим.
Ведь новая система воспитания, которая пробивает себе дорогу  в жизнь, изначально признает, что  любовь, и уважение не полагаются по должности, а зарождаются там, где для этого сформировались  естественные основания. 
Ко мне эти понимания пришли слишком поздно. Однако я могу честно констатировать, что все же пришли, и общаясь с более молодыми людьми, ты  чувствуешь, что говоришь с ними не на языке майя, до сих пор не познанного, но на каком то другом, где все же можно и понять друг друга, и договориться.
Все эти рассуждения выводят еще на один вывод. Если у человека, даже скрытно, есть желание, чтобы его имя и после смерти пользовалось уважением, то предстоит немало сделать при  жизни. Потому-то плохих людей, как правило, не помнят, не запоминают, а зачем? Единственное, наверное, исключение Нерон.
Обратной стороной, так называемого продления жизни должны явиться
такие поступки, и такой образ жизни , которые будут помнить и благословлять их современники, и, вероятно послужат хорошим образом для будущих поколений.
Даже, если  не у всех получится, все равно жизнь станет лучше.
А более высоких лозунгов у нас нет, да и не нужно!


Рецензии
Здравые мысли и прекрасный, неторопливый слог. Сегодня такое на зелёных полях прозы.ру встретишь не столь уж часто.
Уважать людей за то, что они стоят, как личности, а не по принципу дорогой человек в дорогом кресле, это уже большой сдвиг в нашем постсоветском мироощущении.

Частенько вспоминаю Ваших однофамильцев или родственников - братьев Шаргородских, очень мне нравится, как они пишут, а произведение "Мараны Ленинграда" просто обожаю!

Neivanov   04.01.2019 11:37     Заявить о нарушении
Меньше всего отзывов у меня было именно на
эту миниатюру. Тот, кто помоложе думать на эту
тему еще не хочет. А те кто постарел либо читать
уже ничего не хотят либо ощущают, что ничего
Все равно не поменяется.
Вам спасибо за отзыв.
С уважением

Михаил Шаргородский   04.01.2019 16:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.