Будущее финансов

By Clive Crook


Оригинал Здесь



Сегодня нельзя сказать что существует недостаток книг, написанных на предмет последнего финансового кризиса и его последствий. Для того, чтобы сказать по этому поводу что либо новое, необходимо "взять планку на большой высоте". Хотелось бы порекомендовать книгу, отвечаюшую высоким сегодняшним требованиям. Это книга Джона Кея "Чужие деньги."

John Kay "Other People's Money"

Кей взглянул на проблему под неожиданным углом.  Книга "Чужие деньги" не является ни детальным описанием предкризисного состояния рынка, ни пошаговой раскладкой того, что пошло наперекос во время кризиса. (если вас интересуют именно эти детали, прочтите книгу Алана Блайндера "Когда закночилась музыка" Alan Blinder "After the Music Stopped") Вместо этого, Кей возвращается к истокам финансов, спрашивая, какова цель существования финансовых структур, и показывая читателю, насколько далеко экономика финансов отошла от идеала.

Задача финансовой индустрии проста, говорит автор, она существует только для того, чтобы свести, для обоюдной выгоды, тех, кто смог сберечь деньги, и тех, кто в них нуждается. Выгоды именно двух упомянутых сторон, а не финансовых посредников. Экзаменом для финансовых структур является вопрос: могут ли они, без излишних хлопот и расходов, обеспечить семьям с излишками денег, доступ к компаниям и правительствам нуждающихся в таковых. Автор подчёркивает, что все посредники, обеспечивающие процесс являются лишь второстепенными игроками на рынке.

С точки зрения Кея, современная экономика потеряла из вида этот основополагающий принцип. Фиансы и финансисты представляют собой сегодня "Вещь в Себе", как будто бы глобальная экономика существует лишь для того, чтобы обеспечить Уолл Стрит и Лондон Сити а не наоборот. Если мы, к примеру, приложим тот же  "шаблон" к энергетической промышлнности - абсурд станет очевидным: мы не производим электричество ради существования электростанций.

И тем не менее, современная экономика видит финансы, и всю их безумную сложность - посредники имеющие дело с посредниками, имеющими дело с посредниками, и не имеющими никакого интереса в конечном потребителе - именно так, как "Вещь в Себе". Замкнутую систему озабоченную обслуживанием своих собственных интересов. Давайте спросим, выигрывает ли общество как таковое в случае, когда инвестиционный банк А с прибылью проводит финансовую операцию через специалиста Б? Вовсе не обязательно. Общество выигрывает только если прибыль тем или иным образом достигает конечного пользователя. Если такового не происходит, стоимость посредничества, ложится на плечи этого самого конечного пользователя, даже если прибыль приватизирована банком.

Если мы смотрим на финансы именно с таковой точки зрения, возникают вопросы, которые Кей, осторожно преподносит читателю книги. Например он спрашивает, каким должен быть размер финансового сектора? И отвечает, намного меньше того, что мы имеем. Почему же финансовый сектор так разросся? А потому что он постоянно субсидируется напрямую и косвенно, в немалой степени правительствами, берущими на себя обязательство покрывать убытки разоряющихся банков.

Что выделяет Кея из хора других критиков банковской системы - это то, что Кей вовсе не является антирыночным аналитиком. Он хорошо образован в вопросах финансов, является успешным предпринимателем и в прошлом возглавлял Государственную Комиссию Великобритании работавшую на сырьевой бирже после кризиса. Его мировоззрение в целом про рыночное. Кей возражает против требований установить ещё более строгие и всё усложняющиеся законы. Например он не считает актуальным наметившееся движение против укрупнения банковских структур. (Проблемой является не размер, а сложность структур, считает он).

Кей считает, что для движения вперёд необходимо прекратить поток субсидий банкам. Если это будет сделано, рынок сам подтолкнёт банки в нужном направлении развития. Хотя идея сама по себе проста, она ведёт к радикальным переменам и последствиям. Ведь для внедрения предложения Кея в жизнь необходимо не только увеличить размер банковского капитала - хотя конечно же это неплохой отправной пункт. Проблема в том, с точки зрения автора, что при отсутствии правительственных гарантий, количество денег неоходимых для того, чтобы обезопасить банки от банкротства недосягаемо в сегодняшней экономике.

Что же делать? Кей считает, что банки  принимающие от населения и компаний деньги на сохранение должны инвестировать ТОЛЬКО в неспекулятивные активы - переведя их в категорию банков "ограниченной деятельности".
При этом автор предлагает идти дальше стандартных предложений, таких как восстановления требований закона Гласс-Стегала, настаивающих на разделении банков на коммерческие и инвестиционные. Он считает, что если новые банки инвестирующие в фирмы и иные рискованные предприятия должны открыто делиться прибылями с вкладчиками в размерах превышающих банковский процент. Кей приветствует создание большего количества специализированных финансовых учреждений напрямую связанных с конечным пользователем.

В некотором роде Кей сознаёт, что он просит "перевести часы назад". Успешное кредитование малому бизнесу , например, требует глубокого знания местных условий а не применения умных алгоритмов и знаний высшей математики. Он уверен, что специалисты с такими несколько "старомодными" знаниями должны вернуться на рынок. Современные финансы должны быть обращены к реальной жизни а не замыкаться в себе.

Цитата из книги:

"Непрекращающийся поток информации является частью той игры, которую ведут трейдеры, при том, что этот поток не имеет практического смысла для реальной жизни. Долгие рабочие дни банковских служащих есть не что иное как турнир, где частные лица соревнуются за титул чемпиона с прилагающимся существенным финансовым вознаграждением. Традиционная культура банковских менеджеров, когда они реально общаются со своими клиентами во время долгих совместных обедов или игры в гольф может предоставить больше информации о бизнесе чем бегущая строка терминалов Блумберг"

Впрочем давайте не будем забегать вперёд. Неоспоримо, что тикер Блумберга также даёт большое количество нужной информации. Но и невозможно отрицать что в системе современных финансов, что-то пошло наперекосяк, или что в существующей системе банковского контроля, сложность только накладывает одни проблемы финансовой индустрии на другие.

Перевод:

Виктор Урусов

Палм Кост

23 Ноября 2015


Рецензии