Лицо - моё зеркало пред Миром

   Что такое знание..., знание - это жизненный опыт, который человек начинает приобретать с детства... И понимание этого рассказа есть именно понимание для взрослого человека, как возможности проговора с маленьким (ещё) человечком в научение понимания мира вокруг. Вот однажды пошёл Дениска умываться...

     Антон - мужчина лет тридцати пяти, постучал в дверь ванной комнаты и стал ждать. За дверью ванной комнаты был слышен звук льющейся из крана воды. Спустя минуты три звук льющейся воды прекратился, дверь ванной комнаты открылась и в дверях появился Дениска, сын Антона, мальчик лет шести, который вытирал своё лицо полотенцем.

- Привет па, - Дениска с невинным видом поглядел на отца, - то есть доброе утро.

- Доброе, доброе, сын, - усмехнулся Антон, - а вот обманывать меня не надо.

- Пап, ты о чём, - Дениска невинно глядел на отца, всем видом показывая своё непонимание.

- Не надо делать вид, сын, что ты так долго умывался, - уже серьёзно проговорил Антон.

- Но я правда умывался, - Дениска попытался сделать обиженное лицо.

- Давай, давай, сын, - улыбнулся Антон, - вытирай своё сухое лицо сухим полотенцем, тебе же будет интересно ходить весь день с красным лицом, - Антон развернул Дениску и подтолкнув сына обратно в ванну зашёл следом за сыном.

- Но руки- то я мыл, - вешая полотенце на крючок буркнул Дениска.

- Сын, не надо грузить меня ложью, - опять улыбнулся Антон, - и мыло сухое и руки у тебя сухие.

- Дениска, иди завтракать, - донёсся из кухни голос Натальи, жены Антона.

- Пап, я пойду, - повернулся к двери Дениска, - мама завтракать зовёт.

- Нет, сын, мы с тобой потом по завтракаем, - остановил сына Антон и громко добавил, - Наташа, мы с Денисом потом вместе по завтракаем, а сейчас я ему кое- что покажу.

- Но..., но я же..., я уже умылся, - плаксиво забубнил Дениска, - может я пойду...

- А как раз на тему умывания мы с тобой, Дениска, и поговорим, - положил свою руку на плечо сына Антон и повернул Дениску к зеркалу над раковиной, - вот посмотри на себя, сын, кого ты видишь.

- Ну... себя вижу, - Дениска посмотрел на своё отражение в зеркале, скорчил рожицу, - ну... лицо чистое.

Антон пустив в раковину воду и намылив свои руки провёл мыльной ладонью по поверхности зеркала.

- А сейчас что ты видишь, - спросил Антон сына.

- Эй, пап, - глянул на отца Дениска, - ты же загрязнил зеркало, как я себя увижу сквозь мыльную пену.

Тогда Антон смыл со своих рук мыло и провёл мокрыми руками по поверхности зеркала убрав мыльную пену, но оставив водяные разводы, искажающие отражение.

- А сейчас что ты видишь, сын, - спросил Антон.

- А что там можно видеть, - надулся Дениска, - зеркало вытереть полотенцем надо,  что- бы оно чистым стало.

- Вот, - улыбнулся Антон, услышав такое заявление сына, - ты хоть что- нибудь понял, - и Антон развернул Дениску к себе.

- А что я должен был понять, - непонимающе спросил Дениска, - что в грязное зеркало нельзя смотреться...

- Понимаешь, Денис, - Антон обратился к сыну как к взрослому человеку, - лицо человека есть зеркало, сквозь которое и ты смотришь на мир, но и этот мир смотрит на тебя, так- что что- бы и тебе видеть этот мир правильно, и мир правильно мог видеть тебя, именно тебе надо содержать своё лицо - это зеркало чистым, ты понял.

- Понятно, - задумчиво произнёс Дениска и потом добавил, - а можно я буду умываться только водой, а то мыло глаза щиплет...

- Ну что- же, - улыбнулся на такое заявление сына Антон, - давай я тебя кое с кем познакомлю, - Антон опять развернул Дениску к зеркалу, успевшему очиститься от водяных разводов, - скажи, сын, кого ты сейчас видишь в зеркале.   

- Ну..., - раздумывая потянул Дениска, - себя вижу... и тебя... вижу, правильно.

- Правильно, - улыбнулся Антон и присел, спрятался за спину сына так, что его не стало видно в зеркале, - а сейчас кого ты видишь.

- Сейчас вижу только себя, - так- же улыбнулся Дениска, ему стала нравиться такая игра.

- То есть если в зеркало смотреть, то меня нет, - сидя за спиной сына произнёс Антон.

- Да, пап, тебя в зеркале нет, - подтвердил Дениска.

- То есть, сын, меня здесь нет, - решил утвердить сына Антон.

- Стой, пап, - Дениска повернулся к отцу, - ты же здесь, ты у меня за спиной спрятался.

- Вот, ты это понял, - Антон поднялся и опять развернул сына к зеркалу, - посмотри на себя, сын, кого и что ты видишь.

- Ну..., - опять вгляделся в своё отражение Дениска, - вижу мальчика... и его папу, то есть тебя.   

- Молодец, - похвалил Антон сына и уже серьёзно продолжил, - тогда я хочу познакомить  тебя с твоей няней, - Антон положил свои ладони на плечи сына и кивнул на зеркало, - смотри.

Дениска поглядел в зеркало, огляделся в ванной, покрутив для этого своей головой.

- Пап, - наконец заявил Дениска, - а здесь кроме нас никого нет.

- Да нет, сын, - улыбнулся Антон, - здесь кроме нас есть ещё две личности, твоя Душа  и моя Душа.

- Па, - спросил Дениска, ещё раз оглянувшись, - а почему я больше  никого не вижу.

- Ну..., - задумался Антон, пытаясь найти подходящий пример, - вот если бы я надел шапку невидимку, ты бы меня видел, Дениска.

- Нет, я бы тебя не видел, -согласился Дениска и с интересом спросил, - пап, а душа - это кто.

- Ну..., - задумался Антон, подбирая такое объяснение, что- бы сыну стало более -менее понятно, - вот ты, Дениска, любишь и уважаешь нашу маму.

  Дениска кивнул в подтверждение.

- Ты же понимаешь, сын, - продолжил Антон, - хоть мама и бывает иногда строгая, но всё- равно наша мама любит тебя и всех нас.

  Дениска опять в подтверждении кивнул.

- И..., - подбирая слова для понимания сына продолжал Антон, - наверное ты понимаешь, что мама как- бы незримо постоянно присутствует с тобой, ты что- нибудь совершишь - набедокуришь, а потом задумаешься, а что скажет мама.

- Да..., - лицо мальчика стало серьёзным, - ты прав, папа, со мной иногда такое бывает, вот... только мамы со мной рядом нет.

- Вот и неправ ты, Дениска, - улыбнулся Антон сыну, - мама всегда с тобой рядом, мама даже на расстоянии чувствует тебя и всё, что с тобой происходит...

- То есть мама в курсе всех моих дел, - перебил отца Дениска.      

- Ну..., - улыбнулся Антон испугу сына, - не то, что- бы полностью, но мама даже на расстоянии чувствует твоё состояние, сопереживает твоим чувствам, когда ты, Дениска, делаешь хорошее дело, настроение у мамы поднимается, ты бедокуришь - мама тоже это чувствует.      

- То есть маму обмануть нельзя, - Дениска с интересом глянул на отца.   

- Да нет, - опять улыбнулся Антон на вопрос сына, - наша мама тоже человек, её тоже можно обмануть, но..., - и Антон погрозил сыну пальцем, - не на долго, мама всё равно узнает правду, а от этого только хуже будет.

- А как- же..., - начал было задавать вопрос Дениска, но Антон остановил сына.

- А ты, сын, помнишь, о чём мы с тобой говорили, - спросил Дениса Антон и напомнил тему разговора, - по моему мы разговаривали о Душе.

- Да, ты говорил, - подтвердил Дениска и опять спросил, - а какая она - Душа.

- Вот ты помнишь, сын, что в сказках бывают феи, - начал рассказывать Антон, - которых человек не видит, но они постоянно присутствуют где- то рядом...

- Да, - подтвердил Дениска, - и...

- Не перебивай меня, Дениска, - остановил сына Антон, - эти феи появляются только когда они сами захотят, или когда в них - в феях появляется необходимость, но не по желанию самого человека...

- Да..., - Дениска скорчил серьёзную рожицу и глубокомысленно добавил, - я это понимаю.

- Так вот твоя Душа, и любая другая Душа тоже, - продолжил своё объяснение Антон, - тоже из рода фей, Душа так- же присутствует рядом с тобой, всё видит и слышит твоими глазками и ушками, видит твои поступки и проступки, и как чувства передаёт об этом маме.

- А что, - любопытство в Дениске пересилило его терпение, -душа тоже разговаривает..., ну может разговаривать как человек.

- Ну..., - улыбнулся Антон сыну, - нет, Душа не разговаривает как мы с тобой, у Души свой язык для разговора, язык чувств.

- А как это..., - наивно глядя на отца спросил Дениска.

- Вот смотри, сынок, - серьёзно проговорил Антон, - я тебе говорю - я тебя люблю, ты что- нибудь чувствуешь.

- Ну..., - Дениска огляделся, посмотрел почему- то на свои ладошки и отрицательно покачал головой, - не- а, ничего не чувствую.

- А теперь представь себе, - продолжил Антон, - что вместе со словами "я тебя люблю" я как- бы возник рядом и обнял тебя, вот как сейчас, - и Антон притянул к себе Дениску и обнял, - ты теперь чувствуешь, что я тебя люблю.

- Да..., - Дениска положил свою голову на плечо обнявшего его отца, - теперь чувствую, что ты меня любишь.

- Вот и у Души есть такой язык для общения, - продолжал своё объяснение Антон, - вместо слов Души просто передают друг другу свои  чувства, как мы друг другу слова, и ты, Дениска, когда захочешь, просто мысленно скажи: "я тебя люблю", и в ответ почувствуешь, как тебя кто- то обнял и приласкал, понял.

- Ага, - качнул утвердительно головой Дениска.

Антон поднялся с корточек и посмотрел на своё отражение в зеркале над умывальником.

- Так, сынок, - Антон поглядел на Дениску, - давай быстренько умывайся и я жду тебя завтракать.

- А ты, пап, - Дениска невинно глянул на отца, - ты же тоже хотел умываться...

- А я, сын, - Антон потрепал Дениске волосы, - и встал раньше тебя и умылся раньше тебя, кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
 
- А что Бог подаёт, ну..., - Дениска невинно смотрел на отца, но за этим невинным вопросом читалось, что он хотел задержать и заговорить отца и дальше, - ... ну тем, кто рано встаёт.

- Не заговаривайте мне зубы, молодой человек, - улыбнулся выходя из ванны Антон, - много будешь знать, скоро станешь таким- же старым, как я.

- А ты, пап, совсем ещё не старик, - прокричал в след уходящему отцу Дениска и открыв не очень сильно кран в умывальник, принялся умываться.

     На этом, уважаемый читатель, я думаю, мы пока оставим Дениску, пусть  умывается. Тем более, что нам ещё не раз придётся встретиться и с Дениской и с его отцом - Антоном.

Послесловие:

     Что такое "жизнь", и как надо выстраивать свою жизнь правильно... Этот вопрос волнует и всегда волновал человека. На моё мнение жизнь по крайней мере начинает выстраиваться правильно вот из такого жизненного опыта, как кирпичиков знания об этом мире...


Рецензии