Эдвард Пейсон. Второе Пришествие Христово

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО
Эдвард Пейсон (1825)

Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь
Откр.1.7
Апостол, говоря о Вечере Господней, намекает на то, что Церковь будет продолжать участвовать в ней и возвещать смерть Господа, пока Он не придет снова. Это установление может быть рассмотрено поэтому как цепочка, которая соединяет первое и второе пришествие Христа. В этой цепи, как и в самом Евангелии, Он одновременно есть и Первый и Последний. Если мы оглянемся на момент его установления, мы увидим Христа за Его столом, в окружении небольшой группы учеников. Если же мы посмотрим на период его завершения, мы увидим Его на суде во всей славе небесного мира. Если мы посмотрим на начало этого установления, мы увидим Его истекающим кровью на кресте; если мы посмотрим на его окончание, то увидим Его идущим со славою на облаках небес. Именно это то пришествие, о котором любимый ученик говорит в нашем тексте. "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь".
В этом отрывке есть три вещи, которые заслуживают нашего внимания - само пришествие Христа, то, что Его увидят все, и то, что именно все увидят тогда. Несколько замечаний по каждому из этих моментов - это то, чему посвящено настоящее рассуждение.
I. Позвольте мне обратить ваше внимание на Второе пришествие Христа "на облаках небес". Я ничего не скажу пока о величии и важности этого события. Стремиться создать о нем представление с помощью пышного языка - это все равно что пытаться позолотить солнце в полдень. Каждый человек должен осознать сразу, что, если мы при первом пришествии Христа умерли для мира, ни один факт, явленный нам Откровением, не будет более важным и интересным, чем Его второе пришествие, чтобы судить мир. Однако помимо нашей уверенности мы должны сказать об этом что-то еще. Мне не нужно объяснять вам то, что для доказательства своей уверенности мы должны смотреть только на Писание, ибо это факт, который лежит далеко за пределами круга человеческого разума; факт, который только Бог может раскрыть. Тем не менее, можно сказать, что если Бог счел нужным раскрыть факт такого значения, то Он раскрывает его ясно и с частотой, пропорциональной его значению. Ожидая именно этого, мы не будем разочарованы. Пожалуй, ни одно событие будущего не раскрывается так ясно в таком количестве различных отрывков, как это. И в выявлении его, Дух Божий, кажется, избегает с необычной осторожностью, всех метафорических и образных выражений и выбирает только самый ясный и наиболее простой язык, язык, который не может быть ни неправильно понят, ни, без особой насилия, извращен. Некоторые из многих мест, в которых Он, таким образом, выявляет истину, должны быть упомянуты здесь.
Христос однажды был принесен как Жертва, чтобы понести грехи многих, и для тех, кто ищет Его, Он должен появиться во второй раз без греха во спасение. Сам Господь сойдет с небес с криком, с голосом архангела, и с трубным гласом Бога. Господь Иисус явится с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающим отмщение не познавшим Бога и не повиновавшимся Его Евангелию, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным во всех верующих. Таков язык вдохновенных Богом людей, столь же ясный, как и свидетельство ангелов. Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Еще более ясными, ясными насколько это возможно, являются слова Самого нашего Спасителя. Сын Человеческий, говорит Он, придет во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним; тогда сядет на престоле славы Своей, и перед ним будут собраны все народы. И снова: вы узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Я упомяну еще одну декларацию, выделяющуюся среди других своей своеобразной торжественностью. После того, как Христос был арестован, первосвященник, находя, что Он ничего не ответил на  лживые обвинения, сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий.  Согласно еврейскому праву и обычаю, это было равносильно клятве или присяге. Каков же был ответ? "Узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных". Услышав это свидетельство из Его собственных уст, мы могли бы ответить вместе с первосвященником, хотя и в ином смысле: нужны ли нам какие-то еще свидетельства? Мы слышали все из Его уст. Если торжественное заявление, клятва Сына Божия- это  правда, то мы можем быть уверены, что Он придет во второй раз в облаках небесных. Тот, кто не верит этому, не верит ничему, что утверждает Священное Писание.
II. Следующим моментом в нашем тексте, который требует внимания, является тот факт, что Иисус Христос, в Своем Втором пришествии, явится пред всем человечеством. Каждый глаз должен увидеть Его. Это утверждение учит нас, что Он придет видимым образом; ибо, хотя слово "видеть", когда используется отдельно, часто означает просто "воспринимать", но оно никогда, насколько я помню, не имеет такого значение, когда используется, как здесь, явно в связи со зрением глазами. Об уме можно сказать образно, что он может увидеть или воспринять истину, и многие другие вещи, которые по самой своей природе невидимы; но глаз не может видеть ничего, что не видимо. И, если Иисус Христос придет видимым образом, то Он придет, несомненно, в человеческом образе. Он придет в том дивном славном теле, которым, как сообщают многие другие отрывки, Он обладает теперь на небесах. Если это покажется кому-то сомнительным, то вспомним другой уже упомянутый отрывок, в котором наш Спаситель говорит: узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных; это выражение, которое должно означать, если оно вообще что-либо означает, что Он придет в человеческом образе. О том же говорит возвещение ангелов. Иисус придет "тем же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Но апостолы видели Его возносящимся на небо в человеческом образе, поэтому Он придет вновь тоже  в человеческом образе. Выражения Павла являются еще более решающими. Бог, говорит он, "Сам назначил день, в который Он будет судить вселенную по правде, посредством назначенного Им Мужа, в Котором Он дал уверенность всем людям, воскресив Его из мертвых". В то же время мы можем быть уверены, согласно другим местам Писания, что судить будет Сам Бог; что наш Бог придет и не умолчит, что пред Ним буря и огонь поядающий. И Иоанн, описывая свое видение Судного дня, говорит: я увидел мертвых, малых и великих, пред Богом.  Эти противоречивые иначе отрывки будут вполне совместимы, если мы вспомним, что Иисус Христос есть Бог, Который явился во плоти, Бог и человек в одном лице. Его прославленное тело будет храмом, в котором Бог явится на суд, и оно будет видимо. О Его явлении можно, пожалуй, составить некоторое представление из описания, данного Даниилом и Иоанном. Я видел, говорит первый, как "поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.  Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги" (Рим.7.9-10). Аналогичными являются выражения  Иоанна. "Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.  Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей" (Иоан.1.12-16). Мне не нужно напоминать вам, что подобным уже было Его явление на горе Преображения, когда Его человеческая природа на некоторое время явила часть той славы, которую она должна была приобрести после Его вознесения на небеса; и эта слава, несомненно, с тех пор возросла в такой степени, что стала не только Его собственной славой, но и славой Отца Его. Величественный язык Иоанна дает нам самое возвышенное представление об этой славе.  Я видел, говорит он, великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого небо и земля бежали прочь. Но утверждение в нашем тексте учит нас, что не только Иисус Христос придет видимым образом, но все человечество узрит Его в таком виде. Каждый глаз должен будет увидеть Его. Та же истина преподается в другом месте. Он заверил Своих учеников, что они должны увидеть Его. Он заверил Своих врагов, что они должны увидеть Его. Он заявил, что когда Он вернется, пред Ним соберутся все народы. И апостол говорит, что мы все должны предстать перед судилищем Христа. И если Он придет видимым образом и все будут собраны пред Ним, то все, конечно же, должны будут увидеть Его. Поразмыслите хотя бы на мгновение об этой дивной истине. Пусть каждый скажет себе; я увижу это великое явление увижу Господа Иисуса Христа, Богочеловека, Спасителя, Судию, о Котором я так много слышал. Мое тело, спящее в могиле, услышит Его всемогущий голос и выйдет. Мои долго закрытые глаза откроются, и увидят суд и Судию во всем Его великолепии. Такова была надежда Иова. Он знал, что хотя черви скоро уничтожат его тело, он "во плоти своей" увидит Бога, его глаза, а не глаза другого увидят Его.
III. Проследим теперь, как разные люди будут затронуты этим зрелищем.
1. Хотя Писание благоговейно молчит об этой части нашего предмета, мы по-прежнему можем быть уверен, что, что не все будут созерцать это зрелище с аналогичными чувствами, и не все будут затронуты им одинаково. Чувства, с которыми люди рассматривают любой предмет, всегда соответствуют его характеру. Различные люди ы будут рассматривать один и тот же объект с разными чувствами; противоположные личности - с противоположными чувствами. Но нам известно, что среди человечества есть личности и характеры не только широко различные, но диаметрально противоположные. Мы знаем, что даже сейчас эти противоположные характеры рассматривают Иисуса Христа, Его слово, Его установления, Его друзей с противоположными чувствами.  Мы знаем, что сама мысль о Его Втором пришествии влияет на разных людей совершенно противоположным образом. Некоторые ждут этого события, другие боятся его; некоторые думают о нем с удовольствием, другие с болью. Таким образом, для нас, возможно, будет естественно заключить, что, когда событие затрагивает разных людей, они будут по-разному воспринимать его. Но мы не предоставлены обилию наших собственных выводов и рассуждений на этот счет. Наш текст явно намекает, и другие отрывки ясно учат нас, что видение Христа, грядущего на облаках небесных, произведет совершенно разное воздействие на разных людей. Они учат нас, во-первых, что все хорошие люди желают этого события и созерцают его с самыми радостными чувствами. Это дает нам понять и наш текст, где вдохновенный писатель, после предсказания прихода Христа и упоминания того, что Его узрит всякое око, добавляет: ей, аминь, то есть, да будет так; пусть это событие состоится, как только будет  угодно Богу.  Выражая тем самым свои чувства, он выразил чувства всех, кто, как и он сам, являются верными слугами Господа Иисуса Христа. Христиане описываются как те, кто ждет Его, кто ожидает и желает Его Второго пришествия. И апостол Павел сообщает нам, что праведный Судия в последний день даст венец правды всем, кто любит явление Его. В другом месте, после предсказания Второго пришествия Христа, добавляет он, "утешайте друг друга сими словами". Теперь, если хорошие люди ожидают и желают пришествия Христа, если они любят думать о нем, если это утешает их, чтобы говорить об этом, то, конечно, они будут радоваться, когда они увидят это. В самом деле, они не могут не радоваться тому, что они увидят Его, Того, Кому они следовали по вере и Кого они любили самой высокой любовью, Того, Кто приходит, чтобы завершить их спасение, чтобы дать им венец правды. Эта их радость не может быть поколеблена никакой виной, страхами и тревогами; в Лике Судии они увидят своего Спасителя, своего Главу и Друга, Чья любовь для них превыше знания, Того, Кто сказал: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того и Я признаю пред Отцом Моим и святыми ангелами. Но:
2. В то время как все верные слуги Христа будут созерцать его с радостью неизреченною и славною, все люди иного характера увидят Его приход с невыразимым ужасом, тоской и отчаянием. Все племена земные восплачут из-за Него. Эти плоды Его пришествия еще более настойчиво описаны в следующих главах. Я видел, как говорит апостол, как цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в скалы гор, и говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Кажется, нам ясно дается понять, и в нашем отрывке и в этом тексте, что видение Христа и Его второго пришествия, будет ужасно для всех, или почти всех, кто тогда будет найден живым в мире. Мы узнаем из других мест вдохновенного Писания причину этого. Это так потому, что все, или почти все, кто тогда будет найден живым, будут злыми и нечестивыми людьми. Когда придет Сын Человеческий, говорит наш Спаситель, найдет ли веру на земле?  То есть - много ли Он найдет тех, кто верит в Него и будет ожидать Его прихода? Сам способ выражения говорит нам, что это будет не так. В другом месте Господь учит нас, что в Свое Второе пришествие Он найдет мир в той же ситуации, в которой он был найден во время потопа в дни Ноя, и подобным Содому в дни Лота. Как это было, говорит Он, в дни Ноя, и Лота, так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Тогда ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, и не знали, что в тот день, когда Ной войдет в ковчег, придет потоп и погубит всех.
 Из этих и других отрывков видно, что при Втором пришествии Христа будет очень мало религии, очень мало благочестивых людей в мире. Но как это может быть согласовано со многими пророчествами, которые убеждают нас, что религия еще будет преобладать в гораздо большей степени, чем было когда-либо, и что познание Бога наполнит землю, как воды наполняют море? Мы должны найти ответ на этот вопрос в двадцатой главе Откровения. Мы читаем там, что великий  искуситель и обманщик человечества, обольщающий всю вселенную, должен быть связан в течение тысяч лет;. то есть, в течение этого периода ему не будет дозволено соблазнять или обмануть человечество, и, как следствие, религия почти повсеместно будет преобладать. К этому времени относятся все отрывки, в которых говорится о великом возрастании Царства Христа. Но по истечении этого срока великий противник будет освобожден на некоторое время; другими словами, ему будет дозволено возобновить свои искушения, и следствием будет большое и почти универсальное отступничество. Религия вновь будет осмеяна и пререкаема, а ее друзей будут преследовать с особенной злобой; Церковь вновь окажется в окружении врагов и будет почти побеждена ими, пока затем не наступит тот критический момент, когда будут видны признаки Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных. Это видение ударит  внезапно и неожиданно. Спаситель придет, как Он Сам сообщает нам, как вспышка молнии; или, как выражается апостол, день Господень придет, как тать в ночи. Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность; тогда внезапно постигнет их пагуба. И кто может сомневаться, что такое зрелище, излившись таким образом на людей, погруженных в мирские заботы и удовольствия и противящихся делу Христа, повергнет их в муку и ужас бедствий?
Предположим на мгновение, что это событие должно происходить в настоящее время; что в то время, как я говорю, труба должна звучать, и огненный свет, окружающий Судию, засветится в эти окна. Можете ли вы сомневаться, что многие из этой общины будут повергнуты в виновный страх и угрызения совести, и что все грешники во всех частях мира будут ошарашены точно так же? Некоторые из вас видели, какая дикая паника охватывает людей во время пожара или из-за крика о том, что дом рушится. Каким же тогда будет страх при виде Судии, пришедшего с небес в огне, пожирающем мир? Зрелище потопа для виновных жителей старого мира было менее страшным; их вопли были менее громки и мучительны, чем те, что будут исходить  из уст виновных смертных, когда каждый глаз увидит Судию, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Это, однако, относится не только к тем, кто будет найден тогда живым в мире; не только для них это зрелище будет ужасным. Все мертвые грешники, чьи тела находятся в могилах, воскреснут; все, что в гробах, услышат глас Сына Человеческого,  изыдут, и делавшие добро пойдут в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Сколь же различным будет появление этих двух классов людей. Первые, в славных телах, подобных их Спасителю, воссияют как солнце; святость, любовь и небесное счастье воссияют на их лицах и будут играть в их глазах, тогда как вторые будут темны и мрачны, как ночь, и их взоры не будут выражать ничего, кроме страха и гнева, зависти и отчаяния. Тогда исполнятся все пророчества, в которых говорится о том, что все увидят разницу между праведником и нечестивым. Тогда вся вселенная увидит, что истинно есть награда для праведных, истинно есть Бог, судящий на земле.
Позвольте мне теперь, мои слушатели, сделать из всего сказанного должные выводы, которые вы сможете приложить к своей совести.
1. Рассмотрим определенность этого события. Я не сомневаюсь, что те отрывки, которые были указаны в этом рассуждении, убедят вас, что, если Библия истинна, это событие однозначно произойдет, и в глазах Бога оно достоверно так же, как то, что уже произошло. Он видит его так же ясно, как если бы это было уже в прошлом, и этот факт делает его не только ожидаемым наверняка, но, более того, невозможно, чтобы этого не случилось. Если же Библия - это несомненно Слово Божие, то, конечно, ваши глаза увидят Господа Иисуса Христа, грядущего на облаках небесных. Кто-нибудь из вас готов полагаться на предположение, что Библия является подделкой? Помните, что если вы полагаетесь на это, вы ставите на карту все, и, обманувшись, вы потеряете все, потеряете свои души и спасение и однозначно погибнете. Дорогие мои, если хотя бы возможно или вероятно, что Библия истинна - безумие идти на такой риск. Но у нас нет оснований говорить о возможности или вероятности.   Мы знаем, что Библия является словом Божьим. Мы знаем, что Сын Божий уже пришел один раз, и мы знаем, что Он придет снова. Небо и земля прейдут, но слова Его не прейдут.
2.  Используем же сказанное для того, чтобы отвести свой взгляд от мирских вещей, и потушить пожары, которые они постоянно разжигают внутри нас. Пусть все, кто ослеплен или очарован великолепием мира, придут созерцать сцену, которая разрушает гордость всей человеческой славы и бросает глубокую тень на все, что люди называют великим, великолепным или возвышенным. Что значат помпезные торжества, безвкусные состязания, длинные процессии, на которые люди смотреть с жадным восторгом, по сравнению с тем, что Творец и Судия сойдет с неба в окружении всех серафических воинств, и произнесет окончательный приговор, где откроется вечная, неизменная судьба каждого чада Адама? Остановитесь на мгновение, чтобы взглянуть глазами веры, или, если у вас нет веры, глазами воображения на эту колоссальную сцену. Посмотрите на тот момент, когда наш Спаситель постепенно исчезал из глаз Своих учеников, возносясь на небо. В тот момент можно было увидеть лишь слабое сияние, которое могло на несколько мгновений остановить на себе неосторожный взор и пробудить любопытство. Если бы это видел кто-то посторонний, возникло бы множество обсуждений и домыслов, повторяющихся в разных частях мира. Но однажды все гипотезы уступят место определенности, ужасной, подавляющей уверенности. То, что сперва заметно как внешнее явление, возбуждающее любопытство, начинает быстро приближаться и расти. Некоторые начинают подозревать, что это такое, но никто не осмеливается высказывать свои подозрения. Между тем, свет солнца начинает исчезать перед превосходящим его сиянием. Тысячи замечают тени, брошенные в новом направлении, и тысячи доселе нерадивых собственными глазами видят причину. Это видение становится все четче, и теперь новые надежды и страхи начинают наполнять сердца. Угнетенные и преследуемые слуги Христа начинают надеяться, что приходит предсказанный долгожданный день их избавления. Злые, нерадивые и неверующие начинают бояться, что Библия не была глупостью.  Огненная фигура, движущаяся как поток молний, начинает показываться среди ослепительно ярких облаков, как на крыльях вихря, и останавливается над землей. Затем, внезапно разворачивается, раскрывается сразу великий белый престол, на котором пребывает во всей славе Божией Человек Иисус Христос. Каждый глаз видит Его, каждое сердце знает теперь, Кто Он есть. Слишком хорошо множество неподготовленных жителей земли теперь знают, чего ожидать, и вселенский вопль боли и отчаяния поднимается к небу, откликаясь эхом по всей земле. Но громче, гораздо громче этого вопля звучит последняя труба, и намного сильнее слышен голос Всемогущего, призывающий мертвых воскреснуть и идти на суд. Новые ужасы теперь нападают на еще живых. Под их ногами вздымается земля, раскрываются могилы и выходят мертвые, и властью Всемогущего с ними совершается великая перемена.   Смертные тела облекаются в бессмертие, чтобы быть готовыми выдержать вес славы или убогости, который плоть и кровь не могут терпеть. Между тем, легионы ангелов несутся от полюса до полюса, собрав верных слуг Христа от четырех ветров небесных, и принимая их на высоте в сретение Господу на воздухе, где Он приведет их одесную Себя, чтобы вознаградить вечной жизнью. Таковы, братья мои, сцена, свидетелями которой однажды станем все мы. Где будут вся пышность, почести, богатство, удовольствия этого мира, которые еще вчера казались нам такими ослепительными? Разве не исчезнет вся их яркость даже в глазах человеческих? Разве они не должны стать ничем и меньше чем ничем для каждого, кто твердо верит, что он должен увидеть такое зрелище, как это? Вы можете задаться вопросом, каким образом вера в эту истину, христианская вера, должна преодолеть мир. Христиане, если вы должны получить больше и больше побед по всему миру, чем вы когда-либо имели, чаще приводите эту сцену пред очами своего ума, и взирайте на нее, пока вы не станете слепы ко всякой земной славе. Тот, кто смотрит долго на солнце,  становится невосприимчивым к впечатлению от низших светил, и тот, кто много смотрит на Солнце Праведности, будет мало зависеть от любых заманчивых предметов, которые мир будет представлять пред ним.
3. Если мы все должны увидеть это великое явление, то как оно будет влиять на нас в соответствии с нашими характерами? Давайте тогда спросим: а что бы оно значило для нас, произойди оно теперь же? Вы не можете не понимать, что если вы жили беззаботно, нерелигиозной жизнью, если ваши грехи не прощены, если вы осознаете, что вы не служите верой и правдой Христу, Его Второе пришествие наполнит вас виной, запоздалым раскаянием и отчаянием. Вы должны будете почувствовать себя, как неверные и нечестные слуги при возвращении долго отсутствующего хозяина, узнавшего, что они его обманули.  Напротив, если вы верные слуги Христа, если вы ищете Его и ждете Его явления, если у вас есть свидетельство вашей совести, что вы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией живете в мире, то вы могли бы засвидетельствовать, что вы ждете этого события с радостью. Тогда поднимите головы ваши торжественно, зная, что ваше искупление приближается. О, тогда, если любой из вас не готов встретиться с Судией мира - потрудитесь со всем усердием, чтобы приготовиться к этому! Если кто-либо из вас готов к этому событию, живите так, как подобает тем, кто ожидает его. Помните слова нашего Господина: итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, чтобы вы могли избежать того суда, что произойдет, и предстать пред Сыном человеческим!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии