Людмила Иванова и Валерий Миляев

 
В начале 2000-х годов в Феодосии летом на различных мероприятиях стала появляться популярная артистка Людмила Иванова с мужем Валерием Миляевым. Она всегда выступала эмоционально, в конце выступления обязательно пела под гитару. Аккомпанировал обычно ее муж. Их всегда хорошо встречали.
Однажды по делам я был в селе Наниково (недалеко от Коктебеля) и оказался около дома, в котором летом останавливалось семейство Людмилы Ивановой. Мелькнула мысль зайти, видеокамера была со мной. Нерешительно постучал в дверь. Получилось на редкость удачно. Все оказались дома. Поинтересовались целью моего визита. Пригласили на кухню, предложили суп, затем все прошли в сад. Расположились под старой шелковицей, включили камеру…
Спрашиваю у Людмилы Ивановны:
– Наниково далеко от моря. Почему останавливаетесь здесь?
– Это наш дом. Мы давно хотели купить домик у моря. Но в Коктебеле, Феодосии дорого для нас, а тут предложили совсем за копейки. Нам повезло! Тихо, участок с садом, а на море бываем каждый день. У нас машина «Жигули». Нас тут много. Дети, внуки, коллеги по театру, собаки. В общем, не скучаем…
– Любовь к Крыму давно?
– Я вам подробно все расскажу. У меня папа был профессор географии, в его честь даже остров в Северном Ледовитом океане есть! Поэтому мама с папой ходили в Дом ученых, меня везде брали. Они любили ездить отдыхать в Крым. Я родилась 22 июня 1933 года, и после войны мама повезла меня в Ялту, которая еще была разрушена, но санатории уже работали. У нас сложилась разношерстная компания. Был там артист, который пел неаполитанские песни. На всю компанию был один красивый купальник, у его жены. Мы все по очереди его одалживали, чтобы сфотографироваться. С тех пор я влюбилась в Крым. Часто отдыхала здесь уже со своими детьми, была на гастролях. Знакомые купили в Феодосии, на горе, участок, и нам тоже захотелось. А муж у меня ученый, сотрудничал с биостанцией на Карадаге. Кто-то там предложил ему этот участок очень дешево, и он решил мне сделать подарок…
– Вас все помнят по убедительной роли профсоюзного деятеля…
– Я была долго председателем профкома театра «Современник», видимо, поэтому. Как раз организовывала отдых в Крыму. Но все-таки больше всего я люблю работать! Вся моя семья работает в бюджетных организациях. Я в четырех организациях работаю! Руковожу музыкальным детским театром, преподаю актерское мастерство в институте, по-прежнему играю в «Современнике». И еще детской мастерской занимаюсь. Муж у меня доктор наук. Старший сын художник, руководит детской художественной школой. Младший сын по образованию психолог, но занимается цветоводством, потому что любит это дело. Мы все занимаемся любимым делом, потому что для нас это главное в жизни, а не просто зарабатывать деньги. Я привыкла бесплатно давать шефские концерты, выступать на различных предприятиях.
– Сегодня в кино, театрах много «чернухи». Люди искусства это понимают?
– Печально, конечно, времена трудные для воспитания у людей чувства прекрасного, особенно у детей. Всем некогда заниматься детьми, да и собой. Надо деньги зарабатывать. Классика и серьезная литература требует времени и душевного труда. А они устают от суеты жизни. Им хочется попроще. Отсюда и «чернуха», и порнуха. Это ненормально. Мой муж считает, что это первая стадия капитализма.
К разговору присоединяется Валерий Миляев.
– Жизнь, конечно, изменилась здорово. Раньше все приезжали в Крым отдыхать в санаторий или дикарем. Сегодня норовят купить свой домик. Вместо того, чтобы выстраивать свой внутренний мир, строят дворцы, соревнуются, кто больше наворовал. Скромность не в почете. По Марксу, это первоначальная стадия капитализма. В том, что шоу-бизнес процветает, виноваты сами зрители. Покупают билеты и «хавают» халтуру.
– Как сложилась научная карьера?
– Нормально. Вовремя защитил кандидатскую, докторскую диссертации. Работал у Нобелевского лауреата Прохорова. Был заместителем директора института физики. Но крупным ученым я не стал, поскольку отвлекался на ту же бардовскую песню, занимался литературой, поэзией. Жена – артистка, значит, и театром. Настоящий ученый не может себе это позволить.
– Как получилось, что сегодня вы сотрудничаете с Карадагским заповедником?
– Мы пятнадцать лет поставляли сюда лазерные приборы для исследования чистоты воздуха. На Карадаге чистейший воздух. Когда в Кувейте во время войны горели нефтяные скважины, а это три тысячи километров от Карадага, то лазеры отмечали всплеск углекислого газа. Зная направление ветров, можно определить, откуда выбросы. Карадаг – идеальное место для мониторинга огромного региона. Мы заключили договор между Институтом общей физики (Москва) и Карадагской биостанцией. Теперь я сюда в командировку приезжаю.
Вопрос к Людмиле Ивановой:
– Случай в жизни человека...
– В судьбе артиста случай играет большую роль. Каждому в жизни дается шанс, надо не прозевать его. Если бы Эльдар Рязанов не увидел меня в фильме Колосова «Помни имя свое», где я играла эпизод в телефонной будке, он не пригласил бы меня в свой фильм на роль Шурочки. Благодаря этой роли я стала известной. И у многих артистов одна роль приносит популярность. До Шурочки я десять лет работала. Много работаю и сейчас, но помнят меня Шурочкой. Как говорил Шукшин: «Надо ждать свой случай и быть готовым к нему». И он всегда выпадает! У артиста главная миссия – служить людям. По радио и телевидению я стараюсь ободрить людей. Недавно написала книгу. Гафт сказал мне: «Так нельзя, ты написала только хорошее». А зачем же я буду писать плохое, если книга называется «Я Вас люблю»?
– Какую книгу надо прочитать обязательно?
– «Война и мир» Толстого и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Там есть все ответы на вопросы о человеческом существовании. Ко мне на занятия приходят студенты, которые хотят стать «властителями человеческих душ», а сами ничего не читали. Я всегда была отличница. И в школе, и в институте. Друзья меня окружали тоже отличники. Нам всем хотелось учиться. Сегодня больше любят тусоваться.
– «Нам песня строить и жить помогает». Вы всю жизнь прожили с физиком, а они, как известно, лирики?
– Мы с мужем барды. Сами сочиняем, сами поем. Мы с ним вместе живем больше сорока лет. Нас с ним часто приглашают выступать, где мы поем свои песни.
С гитарой к жене подсаживается Валерий Миляев.
– Я учился в университете на физическом факультете. Там были сильные традиции самодеятельности. Сочиняли песни, участвовали в агитбригадах. Это помогало нам не зацикливаться на физике. Я активно выступал на студенческих вечерах, ездил с агитбригадами по стране. Появился Окуджава и родился новый жанр – бардовская песня. И как прорвало! Появились Визбор, Ким, Кукин. С Сережой Никитиным мы вообще вместе учились. Я тоже стал сочинять. Песен сочинил немного, около десяти. Но одна песня («Приходит время, с юга птицы прилетают…») все-таки вошла в бардовский репертуар многих исполнителей. Такая атмосфера воспитывала наше мировоззрение. Среди тех, кто увлекался бардовской песней, уверен, гадов и паразитов не было…
После небольших приготовлений они устроили концерт из своих песен. По тому, как они сидели, как пели, уже зная историю их жизни, у меня возникло чувство благодарности к этим двум немолодым людям. Солировала, конечно, Людмила. Приятным голосом, с выверенными театральными жестами. Когда они закончили свой концерт, раздались бурные аплодисменты. Я обернулся. Все, кто был в доме, давно уже окружили нас. Я вспомнил слова Людмилы Ивановой: «Всегда надо быть готовым к удаче». Для меня это была очередная незапланированная удача!
Наниково, 2005 г.


Рецензии