Запретный плод сладок. Окончание
Маркиз сумел обосновать каждый "безнравственный" каприз человека. Опирался он на собственные наблюдения и подкреплял их, как ученый - профессионал, многочисленными ссылками на нравы древних народов, на античных историков, поэтов и мыслителей, на рассказы путешественников и миссионеров.
Де Сад изучил любовный опыт человечества и, щеголяя малоизвестными фактами, словно подбадривал читателя: - "Смелей, приятель, не бойся, не смущайся, это уже было!"
Естественно, маркиз шокирует - ведь он - впервые в литературе! - заговорил о роли фантазии в момент страсти. Его герой - не распутник - профессионал, а распутник - рассказчик, умело зажигающий самого пресыщенного читателя.
Любопытно, что все произведения маркиза пронизывает юмор. Справедливости ради отмечу, что юмор этот во многом черный, но не всегда. И именно юмор его героев принес известность автору. Устами и телами герои маркиза утверждают: дозволено все, что внушает природа, а она внушает все.
В "Философии в будуаре", например, вызывает улыбку тот момент, что герои философствуют до того, как предаются любви, в процессе ее и в "антрактах." Если не забывать, что любовь не покидает героев от первой до последней страницы произведения, и философский разговор бесконечен. Иногда это - монолог, порой - диалог, бывает - "триалог", иногда даже - "квартолог".
Де Сад, конечно, уникален: все аморальные формулы и парадоксы, которых в его книгах великое множество, поданы с таким изяществом, что не воспринимаются как что - то бесстыдное, аморальное.
Наконец, необычно то, что герои маркиза не люди, а зверюшки, куклы, которые, как марионетки, в умелых руках маркиза обретают речь, двигаются. Книга напоминает мультипликационный фильм для взрослых, этакий кукольный спектакль, "смотреть" который весьма любопытно и занимательно.
Пусть не покажется удивительным утверждение, что де Сад человек благородный: во - первых, по крови он аристократ. Маркиз происходит от Лауры, воспетой Петраркой и знаменитых воинов. Среди предков маркиза были мальтийские рыцари, епископы, аббаты - писатели, юрисконсульты, моряки главный кормчий анти-папы Бенуа ХIII, земский судья, посол в России и Англии. Мать маркиза была статс - дамой принцессы де Конде, в доме которой и родился маркиз 2 июня 1740 года.
Во - вторых, с читателями де Сад абсолютно честен и откровенен. Он пишет, что романы для того и пишутся, чтобы описывать людей такими, какие они есть, с их гордыней, которую они пытаются скрыть, боясь последствий. Признайтесь, не таков ли человек на самом деле? Не пытается ли он постоянно что - то скрыть, показаться иным?
Маркиз де Сад настоящий философ, умеющий проникнуть в тайники души человека и сделать достоянием широкой аудитории содержание тайников человеческой души и сознания. Философы и психопатологи 20 века не сделали ни одного открытия - все уже было классифицировано и художественно прокомментировано маркизом.
Не прав ли де Сад, утверждая: - "Не дано права писать плохо, когда можно сказать все, что хочешь. Никто не принуждает тебя к этому ремеслу, но если уж взялся - делай хорошо. Особенно не занимайся литературой как средством существования: будет чувствоваться нужда, ты передашь работе свою слабость; у нее будет бледность голода. Другие ремесла предоставляются тебе: делай башмаки и не пиши книг. Мы не будем уважать тебя меньше, а поскольку ты не будешь докучать нам, мы, возможно, еще больше полюбим тебя."?
Маркиз де Сад в Шератон-Сан- Морис, в здравом уме и телесном здравии, 30 января 1806 года написал свое знаменитое завещание, которое, однако, полностью не было уважено. Вот оно, это завещание:
Я запрещаю вскрывать мое тело под каким бы то ни было
предлогом. Я требую, чтобы сорок восемь часов его
хранили в комнате, где я скончаюсь, в деревянном
гробу, который следует заколотить только спустя сорок
восемь часов, предписываемых выше; по истечении оных
названный гроб будет заколочен: во время этого промежутка
надлежит отправить посыльного к сэру Ленорману, торговцу
дровами(бульвар Равенств, 101, в Версале), чтобы попросить
его прийти вместе с телегой за моим телом и транспортировать
в его сопровождении в лес моей земли в Мальмэзоне, где я хочу,
чтобы оно без малейших церемоний было помещено в первый
попавшийся кустарник, находящийся в правой стороне упомянутого
леса, если входить со стороны старого замка по большой аллее,
его пересекающей. Яма будет вырыта в этом кустарнике мальмэзонским
крестьянином под наблюдением сэра Ленормана, который оставит мое
тело лишь после помещения в названную яму; его могут сопровождать,
если он пожелает , мои родственники или друзья, которые - без
всякого признака торжественности - захотят захотят оказать мне
этот последний знак привязанности. Как только яма будет засыпана,
надлежит набросать сверху желудей, дабы потом и место названной
ямы, и кустарник выглядели, как прежде, и следы моей могилы исчезли
с поверхности земли. Ибо я льщу себя надеждой, что память обо мне
сотрется из людской головы.
Ошибался Маркиз! Не стерлось имя его, не забылся де Сад потомками, более того - новый век по - новому воспринимает его наследие. А маркиз оставил очень много: повести и романы, философские и занимательные истории, новеллы и сказки, исторические произведения и басни, эссе и пьесы, панфлеты.
Де Сад читается с интересом, но воспринимается неоднозначно: кто - то, качая головой, осуждает его откровения(но продолжает читать!), кому - то они кажутся интересными и познавательными. Бесспорно одно - никто не остается к ним равнодушен.
Свидетельство о публикации №215112400865