Уходит бесценное время...

Воспоминания из детства – самые счастливые в моей жизни. Помню, как каждый вечер я засыпала, убаюканная ласковым маминым голосом. Она рассказывала об удивительных приключениях сказочных героев, о добре, всегда побеждавшем зло, о волшебстве, которое непременно происходило в обыденной жизни.

Любила я и семейные праздники. Жили мы тогда очень бедно, поэтому ждать обильных застолий и щедрых угощений не приходилось. Но саму атмосферу семейных торжеств, посиделки за столом до глубокой ночи, спокойные тихие разговоры я вспоминаю с особенным теплом и сегодня. Особенно мне нравилась Пасха. Приготовление к ней в нашем доме начиналось за несколько дней до праздника. Бабушка доставала всевозможные формы для выпечки, замешивала тесто и непременно ночью, накануне праздника приступала к стряпне. Я лежала в своей кровати не в силах заснуть, вдыхая бесподобный аромат свежей выпечки, который просачивался даже сквозь закрытую дверь. Мне так хотелось прибежать на кухню и выпросить хотя бы небольшой кусочек лакомства. Такая возможность предоставлялась следующим утром – бабушка торжественно выдавала мне сдобный кекс и разрешала доесть остатки гоголь-моголя, который, застывая на горячих куличах, превращался во вкуснейшую снежную шапку.

Каждое лето мы с бабушкой уезжали в деревню, где у нас жили дальние родственники. Целыми днями мы бродили по лесу в поисках грибов и ягод. Иногда наш путь преграждали липкие паутины, разросшиеся серебряным кружевом между двумя деревьями. Вдоволь набродившись по лесным тропам, мы отыскивали живописную полянку, стелили покрывало и пили ароматный чай на целебных травах, предусмотрительно заваренный в термосе перед выходом из дома. Вечером нас встречала хозяйка дома. Стоило ей открыть ворота, как на свободу вырывался запах горячих свежих пирожков, которые она пекла специально к нашему возвращению. Когда усталость завладевала всем телом, мы отправлялись в кровать, позволяя себе расслабиться и утонуть в мягкой перине. Утро начиналось с запаха жемчужной росы на свежей траве, бурно растущей рядом с домом. На столе в кухне нас непременно дожидался кувшин парного молока, вкус которого с легкостью вспоминается и сейчас.

Если мы с бабушкой не уезжали в деревню, я проводила выходные вместе с родителями. Иногда, взявшись за руки, вместе шли в парк аттракционов. Измазавшись сахарной ватой, я в знак благодарности целовала родителей, оставляя сладкий отпечаток губ на их щеках. Но чаще всего мы отправлялись на свой приусадебный участок. Родители занимались привычными делами, а я гонялась за быстрокрылыми бабочками или любовалась радугой, которая появлялась в прохладных струях, стоило лишь немного увеличить напор воды в шланге, из которого я поливала грядки.

Подобных воспоминаний очень много. Каждое из них– отдельная история, на некоторое время возвращающая в беззаботное счастливое детство. Ценность этих моментов начинаешь понимать только сейчас. В детстве все воспринимается как должное. В подростковом возрасте таишь в сердце обиду на весь мир, обвиняя во всех неудачах своих близких людей. Все кажется, что недолюбили, недодали тепла и заботы. Игнорируешь просьбы старших поделиться проблемами, рассказать о том, что происходит в жизни и душе. Предпочитаешь советам родных людей мнение друзей и молодежных журналов. Как результат – несправедливая обида своих близких людей, необоснованные упреки и обвинения в их адрес.

Чем дальше ступаешь по жизни, тем яснее приходит осознание, что никто не поймет лучше, чем родная мама, никто не даст более мудрого совета, чем заботливая бабушка. Чтобы решить проблемы в собственной семье, нужен взгляд умудренного опытом человека. Чтобы справиться с жизненными трудностями – вовремя подставленное надежное крепкое плечо. Чтобы избавиться от душевной боли или, напротив, поделиться нахлынувшей радостью, хочется прийти к человеку, который не только выслушает, но и искренне порадуется вместе с тобой, не тая в душе злорадство, злобу или зависть.

Осталось так много слов, не сказанных в свое время родным людям. Идет время. Уходит безвозвратно, не оставляя возможности провести работу над ошибками. Проще их не допускать, но понимаешь это слишком поздно. Хочется хотя бы попросить прощения за каждое неосторожно оброненное обвинение, за каждый неправильный поступок. Понимаем мы это чересчур поздно, когда сами становимся матерями, когда растим внуков, играем с ними и читаем сказки на ночь.

Сейчас я часто вспоминаю свое детство, тепло маминых рук, мягкие морщинистые щеки бабушки, ласковые голоса родных людей. Тогда говорили в основном они, а я слушала. Настал момент, когда захотелось выговориться и мне. Стала часто приезжать к маме и бабушке. Рассказываю о своей жизни, делюсь последними новостями, радостями и горестями. Говорю-говорю, как будто бы хочу наверстать упущенное время. Знаю, что они слышат меня и что понимают так, как больше не способен понять никто. Жаль, что не могут ответить. Лишь ветер, отталкиваясь от каменных плит надгробий, тихим эхом повторяет мои слова…

Нам не вернуть людей ушедших безвозвратно,
Туда дорога, к сожалению, в один конец .
Какая боль и грусть, невосполнимая утрата,
Когда стихает стук таких родных сердец…


Рецензии