04 - Городок

   4

   Наверное, когда-то на ту сторону ходил паром (сохранилась даже крохотная обветшалая пристань с покосившимся флагштоком), но сейчас оставался только один путь - в обход озера. Байрон напился прозрачной обжигающе-холодной воды и набрал полную флягу с собой. Солнце уже начинало клониться к закату, когда он добрался до городка.

   Он вышел на каменную набережную с лёгким ажурным парапетом, уставленную удобными низкими скамейками. Вдоль набережной тянулась редкая цепочка фонарных столбов; к озеру, расходящимися полукругами, сбегали две лестницы с широкими каменными ступенями. Правда, вблизи, оказалось, что все скамейки покрыты застарелым птичьим помётом, деревянные перила парапета почернели и рассохлись, в фонарях не хватает стёкол, а каменные ступени потрескались, и, сквозь трещины, вовсю пробивается молодая травка. Но Байрону всё равно здесь понравилось. Он посидел на скамейке (найдя сравнительно чистую), постоял, облокотившись на парапет, выкурил сигарету, спустился к озеру по одной из лестниц и поднялся по другой.

   На то, чтобы обойти городок много времени не потребовалось: в нём всего-то и были три недлинные улицы с двумя десятками одноэтажных и двухэтажных домов на каждой. Байрон побывал в десятках Развалин, перелистал сотни старинных книг, и неплохо разбирался в архитектуре и городской планировке Предков. Городок был спроектирован в стиле американского среднего запада, очень популярного в Эпоху Тотального Расселения. Все первые этажи зданий центральной улицы, судя по большим стеклянным витринам, были заняты магазинами, барами, кафе и прочей инфраструктурой. В самом большом и броском из зданий Байрон опознал кинотеатр. Крайние улицы были застроены жилыми домами – все похожи один на другой: с лужайками, подъездными дорожками и низенькими деревянными заборчиками. На холме поодаль виднелись строгие очертания корпусов какого-то научного или промышленного комплекса.

   Городок сильно обветшал (время и погодные условия сделали своё дело), но у Байрона язык бы не повернулся назвать это место Развалинами. И хотя в декоративных заборчиках зияли многочисленные дыры, лужайки и задние дворы заросли бурьяном и непролазным кустарником, со стен осыпалась краска, кое-где просели крыши, повсюду валялось битое стекло, труха и обломки черепицы, - Байрон мог бы поспорить, что он никогда не бывал в настолько хорошо сохранившемся поселении Предков.

   Однако, неплохо было бы заняться «раскопками».

   Хороший, дорогой хабар найти сейчас стало очень трудно: копунов развелось, что клопов в одеяле, а Развалин-то больше не становится. Все крупные города Предков, по ту сторону гор, давно покоились на дне Западно-Сибирского моря, а дальше, на восток, копуны предпочитали не соваться. Там лежали земли, покрытые непролазными болотами, изобилующие гнусом и ядовитыми змеями. Кроме того, населявшие их узкоглазые северные народы, промышляющие охотой и оленеводством, не жаловали чужаков.

   А в исхоженных Развалинах знатную вещь редко накопаешь - только ерундой поживиться и можно. Раньше как было: два дома обошёл – полный мешок доброго хабара нарыл и, потом, можешь полгода из кабака не вылазить, ежели, конечно, здоровье позволяет. Брата-копуна встретишь - расшаркаешься перед ним, бывало, вперёд себя пропустишь: чего делить-то, когда всего навалом. Брали тогда только «вечные» аккумуляторы, «умные штуки», старый алкоголь, огнестрелы, да патроны к ним.

   А сейчас целый день в Развалинах угробишь, хабар на Хуторе сбудешь – недели не пройдёт, как пора снова на «раскопки» собираться. Хабар-то копеечный: всё больше воздушные поршни от крутящихся стульев, из которых умельцы, потом, дальнобои ладят, да безделушки, которые от скуки берут или за-ради украшения. Огнестрелы не нужны сделались - патронов-то не достать; «умные штуки» уже никому года два как не попадались; «вечный» аккумулятор если и накопаешь, то больше чем на пять процентов заряда даже не рассчитывай; а старый алкоголь так редок сделался, что за бутылку коньяка фермер Шандор из Рачьего Омута годовой запас курева предлагает. Нынче, ежели брата-копуна в Развалинах заприметил – дорогу ему лучше не переходи, а в доме столкнулись, то коли в дипломатии не силён, так наружу только один и выйдет. Одно время договаривались тряпку на дверь вешать: ежели, мол, тряпка белая на дверях висит – в дом не суйся, мимо ступай, буде жизнь дорога. Но договор этот и тогда мало кто соблюдал, а теперь и подавно.

   По правде говоря, хабар Байрона интересовал не сильно - не бедствовал. Был у него и схрон секретный с «умными штуками» (на чёрный день), и погребок заветный со старым алкоголем. Привлекали его, главным образом, старинные книги и карты, он от них всегда сам не свой становился, жадный был до знаний: за свежую книжонку мог с мешком хабару, не глядя, расстаться. А в этом городке чаял он хоть немного утолить свою страсть к познанию.

   Байрон заглянул в ближайший домик (замок здесь был магнитный и без электричества не работал) и принялся с любопытством осматриваться. Весь первый этаж занимала обширная гостиная с эркером, почти такого же размера кухня и крохотная уборная. На втором этаже располагались три спальных комнаты и ванная с душевой кабинкой. Стёкол в окнах по большей части не было, повсюду лежал огромный слой пыли и валялись охапки сухих прошлогодних листьев. На торшере в гостиной свила гнездо какая-то птица.

   Байрон нашёл в одной из спальных комнат две книги, пролистал их (какая-то техническая литература), засунул в заплечный мешок (потом разберёмся) и занялся хабаром. «Вечные» аккумуляторы, почти во всех приборах, давно сели - только в каком-то устройстве неясного назначения, их оказалось целых два с пятнадцатипроцентным (о чудо!) зарядом. Огнестрелов и патронов не нашлось - зато нашлась початая бутылка столетнего виски. Байрон сделал добрый глоток, крякнул, отёр рукавом проступившие слёзы и затолкал бутылку в мешок. «Умных штук» хватало с избытком, но он не стал брать ни одной: впереди ждали ещё шесть десятков домов, не считая комплекса на холме.

   Солнце скрылось за горами и на улице стало стремительно темнеть. Байрон выколупал из фонаря самодельную батарею и впихнул на её место «вечный» аккумулятор подходящего размера. Фонарь вспыхнул, но Байрон сразу погасил его и повесил на пояс. Он добрёл до набережной и долго стоял у парапета, любуясь последними отсветами заката. Настала пора позаботиться о ночлеге.

   Он не спеша зашагал по центральной улице, водя перед собой лучом фонаря.

   Можно было переночевать в том доме, куда он уже заходил: содрать грязное постельное бельё с кровати, перевернуть пыльный матрас… забаррикадировать дверь, заслонить окно шкафом… Да, полно! Городок давно покинут. Кого здесь можно опасаться? Разве что духов Предков, которые, после прихода темноты, возвращаются в свои дома, бесплотными толпами заполняют бары и магазины, или колесят по улочкам на своих призрачных самоходных повозках, приветствуя друг друга вежливыми гудками клаксонов…

   Неожиданно вспыхнули все уцелевшие уличные фонари, а из-за поворота, со стороны набережной, пронзительно сигналя, визжа тормозами и слепя светом круглых фар, выскочила самоходная повозка Предков. Байрон сразу узнал её – не по тем искорёженным остовам, которых было полно в любых Развалинах, а по колымаге Хромого Михала с Вшивого Бугра, которую тот сам поставил на ход и с гордостью всем показывал.

   Повозка неслась прямо на Байрона и он побежал.

   Слева вынырнула громада кинотеатра. Байрон успел броситься под защиту нависающего козырька, в тот самый момент, когда призрачная повозка, чиркнув колёсами по бордюрному камню, пронеслась мимо. Она с неистовым визгом развернулась на перекрёстке, снеся ограждение тротуара, взревела двигателем и помчалась обратно.

   Байрон не в силах был отвести от неё взгляда. Сидя на каменных ступенях кинотеатра, он, задом, пытался отползти к поворотным дверям. На фоне темнеющего неба, он увидел, как из бокового окна повозки по плечо вынырнул чётко обрисованный силуэт в шляпе и с развевающимся рукавом на вытянутой вперёд руке. В руке ярко полыхнуло и тишина наполнилась глухими хлопками выстрелов, смешанными с замогильным лающим хохотом. Байрон заслонился руками и заорал.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/25/1066


Рецензии
"Силуэт с развивающимся рукавом на вытянутой вперед руке" неуклюже как то и читается и представляется. Специально так нелепо, для гротеска? Глава напоминает американских классиков, Брэдбери в первую очередь с его покинутым земными переселенцами Марсом в "Марсианских хрониках". Картина мира будущего вырисовывается. Это свалка, по которой шарятся бомжи, причем в отличии от сталкеров, бомжи плохо вооруженные.

Юджин Дайгон   04.11.2016 10:22     Заявить о нарушении
Насчёт рукава и прочих нелепостей в облике "чёрного человека" всё объяснится в дальнейшем)

Кастуш Смарода   04.11.2016 10:34   Заявить о нарушении
Насчёт мира-свалки точно подмечено) Так и хотел)

Кастуш Смарода   04.11.2016 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.