Очарование и Разочарование

   Бывает так, живёшь предвкушением прекрасного момента, готовишься к встрече с ним, преодолеваешь определённые трудности на пути к достижению желаемого и, получив, разочаровываешься в результате: не то, не так, не там…

   Разочарование наступает оттого, что в начале были ожидания. Высокая планка, романтические, возвышенные, идеализированные представления о чём-то.

   Разочаровываться страшно и неприятно. Самое большое, надеюсь, разочарование и самое большое на сегодня очарование этого года – выставка « Ван Гог. Ожившие полотна»

   Но обо всём по порядку.

   Я помню, как одним снежным буранным вечером мы с моей подругой Диной пробирались в Белорусский государственный большой театр оперы и балета. Как нас заметало снегом, как мы дошли, каждый по отдельности и все вместе, чтобы насладиться великолепным сценическим действом. А какая победа была в глазах всех тех, кто, не смотря на природную вакханалию и остановившийся транспорт, всё же был в этот вечер в Оперном! Только попав домой и почитав новостные сводки, мы поняли, что ураган Хавьер, который обрушился в тот день на Беларусь, принёс много страшных неприятностей. Но он же и показал, насколько наши люди могут сплотиться перед лицом опасности. Это впечатление будет со мной на долгие годы.

   Вот так же мы пробирались под холодным осенним мерзким дождём на выставку, которую широко анонсировали наши СМИ. Мы очень хотели оживить картины Ван Гога и самого художника через его полотна, мы жаждали интерактива, и дождь был не помехой. Вернее не тем препятствием, ради которого нужно было отказаться от пира духа. Были и другие препятствия на нашем пути, ведь мы с Диной уже бывали в выставочном пространстве ЦЕХ, но адрес, адрес-то поменялся. И новый снятый корпус завода, оборудованный под выставку, оказался совсем в другом районе города и довольно далеко от остановок общественного транспорта. А ещё, ещё мы с подругой странно солидарны в своём неприятии такого аксессуара, как зонт. Это добавляло экстрима. А ещё, ещё ведь мы шли «по азимуту», вернее по карте из Интернета, а там же ориентиры можно спутать, поэтому полной уверенности в правильности выбранного маршрута не было, даже после общения с девушкой-менеджером выставки по телефону. На карте оно как-то всё ближе казалось. А тут идёшь, идёшь под дождём без зонта, но в капюшоне и нужного дома всё нет. А улица пустынна, людей практически нет. Хорошо, что в нашем направлении из заводской проходной выдвинулись двое мужчин явно пролетарского происхождения и рискнув спросить у них а где же тут Цех, в смысле выставка – мы получили ответ с подробными инструкциями и поняли, что идём верной дорогой мимо стен заводских расписанных шикарными граффити.

   Вот уже и вывеска, честно говоря, мелкой она нам показалась и флаги, и даже какая-то растяжка… Дверь, вход, люди… Ура, дошли! Ещё приятный бонус, в Интернете стоимость билетов указывалась несколько выше, чем в реальной кассе. Мелочь, а приятно. Билеты в руках, их тут же отбирает контролёр, который отрывает часть по перфорации, остальное остаётся у нас, можно заходить. Гардероб: с трудом пристраиваю свою массивную дамскую сумочку пареньку, который сопротивляется од предлогом: «мне её ставить/вешать некуда» Но всё же я нахожу ей место, предупреждая, что всё ценное – а это телефон, я из неё предусмотрительно изъяла, так что ничего не случится. Парень обречённо машет рукой и выдаёт два номерка.

   Проходим в помещение, небольшое, обитое чёрной тканью. В этом пространстве расположилось человек 10-12, довольно тесно, на стенах большие качественные фоторепродукции картин Ван Гога и его цитаты на белых прямоугольниках, на небольшом экране проецируется его биография, фото, играет классическая музыка. Табакерка какая-то. Выхода нет никуда, только назад, у меня начинается приступ паники и клаустрофобии, хотя я этим никогда не страдала. Разочарование? Это, пожалуй, жёстче, чем просто разочарование, это испуг в чистом виде. Как так можно с людьми, столько наобещать и тут такое…  Не передать словами. Не может быть! Ван Гог, готовый ожить в моём сердце, никак не оживает, а скорее становится мертвее мёртвого. Мы переглядываемся с подругой, сдерживая негодующие восклицания и предположения – что это просто невозможно. Но выхода нет, мы ещё раз внимательно взглядом обшариваем драпировки – тупик! Это всё??? Вот ради этого мы сюда…???  Всё ещё не веря своим глазам и одновременно пятясь назад, мы замечаем какое-то движение в дальнем правом от нас углу «табакерки» и, (о, чудо!) драпировки раздвигаются, и мы понимаем, как проникнуть внутрь картин Ван Гога. Шок и трепет. Ура! Мы там! 

   По началу от эйфории и в процессе освоения пространства мы готовы восторженно рукоплескать и движущейся воде на картинах и распускающимся цветам, и крутящимся лопастям ветряка… Музыка очаровательна, легка и поддерживает общую атмосферу. Цитаты. Они подчёркивают моменты, отражённые на картинах. И цвет и краски и образы!!!
   
   Освоились, перешли в следующий зал и уже, сидя на одной из скамеек, жили Искусством Художника. Гармонично организованное пространство, отсутствие лишних деталей в дизайне позволяло сосредоточиться на предмете. Насладиться именно тем, зачем мы пришли. Почувствовать всю красоту и весь трагизм творческого пути. Почувствовать Художника в развитии.
Весь цикл рассчитан на 40 минут созерцания, но мы предпочли задержаться, чтобы почувствовать и пережить выставку в другом ракурсе. Окончание осмотра очаровательно заканчивается в импровизированной мастерской, где ты можешь попробовать сам изобразить что-то, находясь под впечатлением от прочувствованного.



   После окончания просмотра захотелось задать несколько вопросов организаторам выставки. Они отыскались в Москве. Менеджер проекта Марина Прокопьева согласилась прояснить для нас некоторые тонкости возникновения самой идеи и её реализации.



    - Как родилась идея интерактивной выставки, кто её автор?


Идея показывать картины художников на больших экранах появилась во Франции, где было создано уникальное пространство в бывших каменоломнях, стены которых использовались как экраны для проекторов (выставочное пространство «Карьер-де-Люмьер»). Нам показалось, что это очень необычный и красивый способ подачи произведений искусства. К сожалению, далеко не у всех есть возможность посетить это удивительное место - поэтому наша выставка - это способ "привезти" это уникальное пространство в каждый город, заинтересовать тех, кто никогда не увлекался живописью и удивить новым видением знатоков.
Выставка Ван Гог. Ожившие полотна - результат вдохновенной работы сразу нескольких людей: талантливого сценариста и видеорежиссера Константина Воробьева, а также прекраснейшего звукорежиссера Евгения Загота. Картины и музыка работают вместе, рассказывая о трагической судьбе и потрясающем творчестве великого живописца. Неотъемлемой частью шоу также являются цитаты из писем Ван Гога - художник словно сам комментирует происходящее.

    - Какие задачи, кроме образовательной, по вашему, призвана решать подобная выставка? Насколько эффективность решения зависит от формы проведения выставки?

Безусловно, кроме образовательной функции - показать людям, что есть такой великолепный художник, привезти картины в город, для тех, у кого нет возможности посетить Амстердам или Париж и познакомиться с оригиналам; выставка носит еще и досуговый характер. Мы считаем, что это очень приятно и интересно провести час своей жизни с семьей или друзьями или любимыми людьми в атмосфере красоты и искусства.

     - Считаете ли вы правомочным высказываемое некоторыми посетителями выставки мнение о том, что проект целиком коммерческий и может быть лишь развлечением, но никак не способен достигать более высокие цели?

Мы считаем, что любое мнение имеет право на существование. Возможно, кто-то, действительно, считает так. Но мы, по опыту подобных проектов в городах России, столкнулись с другими отзывами: это преимущественно благодарности от людей, которые открыли для себя много нового, по другому взглянули на творчество Ван Гога или наоборот после посещения выставки захотели узнать о художнике больше и увидеть оригиналы полотен своими глазами.

   - Выставка уже объехала десятки городов России, побывала за её рубежами, сейчас она в Минске и пробудет тут до середины декабря. Можете более подробно рассказать о географии, о том, куда поедете после Минска?

Более подробно рассказать непросто, мы постоянно работаем над географией выставок. Следующий город в плане - Новосибирск с 29 декабря. Кстати, для жителей и гостей Минска у нас тоже есть новогодний подарок - мы решили продлить выставку до 31 января, так что кто еще не определился с подарком на Новый год родным и близким - билет на выставку - это прекрасный вариант!

   - Почему выбор пал именно на это помещение для выставления экспозиции?

Главное для нас в организации проекта - это помещение. И по всем характеристикам пространство ЦЭХ оказалось самым подходящим вариантом в Минске.

   - Удалось ли полностью гармонизировать пространство «ЦЭХ» в Минске под все возможности выставки или у нас что-то осталось «за кадром»?

Честно говоря, как бы ни было гармоничным пространство, нам всегда хочется его улучшить. Над пространством ЦЭХа мы тоже работаем, и у нас уже есть несколько идей, но пока мы не будем раскрывать все карты. Пусть это будет сюрпризом.
 
   - В ходе реализации проекта полотна оцифровывались. Имели ли вы возможность работать с оригиналами или использовались копии? Как договаривались с правообладателями картин?


Мы работали с уже оцифрованными изображениями картин. Они доступны для работы. Все права правообладателей были соблюдены при создании контента, все изображения используются официально.
 
   - Есть ли планы сотрудничества с западными музеями в том числе с музеем Ван Гога в Амстердаме?

Мы приглашали музей Ван Гога в Амстердаме к сотрудничеству, но на данном этапе это оказалось затруднительно. Но, конечно, мы ищем варианты взаимодействия с этим и другими западными музеями.
 
   - Какую роль в создании необходимой атмосферы играют задрапированные чёрной тканью стены: это техническая необходимость или дизайнерское решение?

Это техническая необходимость. Для того, чтобы изображение на экранах было более четким и впечатляющим необходима максимальная затемнённость помещения.
 
   - Каких специалистов привлекали к реализации проекта? Сколько времени было затрачено от момента возникновения идеи до открытия первой выставки?

Это очень трудоемкий и времязатратный процесс. Как уже говорилось выше, необходимы не только технические специалисты, которые реализуют идею, но и звуко- и видеорежиссеры, которые смогут верно встроить контент по всем законам, учитывая искусствоведческие особенности. Конечно, без консультанта - искусствоведа создать такой проект невозможно.
 
   - Есть ли планы «оживлять» подобным образом полотна других мастеров кисти, ведь технология опробована и очевидно востребована людьми?

Конечно! У нас есть подобный проект «Великие импрессионисты». В отличие от «Ван Гог. Ожившие полотна» он посвящен трем самым известным художникам импрессионистам: Клоду Моне, Эдгару Дега и Огюст Ренуару.
 
   - Первое помещение экспозиции с Минске имеет маленькую площадь и, попадая в него, испытываешь чувство дискомфорта и разочарования, иногда тревоги.
Затем, когда оказываешься в основных залах выставки, возникает краткосрочное состояние «невесомости» и сопутствующая эйфория. Это сделано специально? Консультировались ли авторы проекта с психологами о том, какое воздействие способна оказать на посетителей подобная форма представления работ Винсента Ван Гога?


Безусловно. Идея как раз в том, чтобы кратко ознакомившись с биографией Ван Гога, его основными работами и цитатами, попасть затем в помещение наполненное его эмоциями. Ведь идея выставки заключается как раз в том, чтобы через картины и музыку передать историю и внутренний мир художника, динамику его личности на протяжении всего творческого пути.
 
   - Раскройте секрет, кто решил, что Чайковский, Дебюсси и… кто ещё из авторов?… лучше проиллюстрируют полотна Ван Гога?

   Создатели выставки старались подобрать музыку, которая наиболее красочно сможет отразить эмоциональный посыл отдельных картин или всего периода творчества. В выставке использована музыка не только Чайковского и Дебюсси. Это еще и Вагнер с трагичным «Танго смерти» и Сен-Санс с чарующим «Аквариумом» из цикла «Карнавал животных», и, конечно, японская национальная музыка, сопровождающая картины так называемого «японского» периода творчества Ван Гога. Вообще, большую часть саундтрека составляет, конечно, музыка направления «импрессионизм», ведь художники-импрессионисты были не только близкими друзьями Ван Гога, но и учителями, оказавшими на него большое влияние.
 
   - Были ли какие-то технические, экономические или организационные трудности в организации выставки в Миске. Как удалось их преодолеть?
 
Организовав уже немало подобных мероприятий в разных городах, мы готовы к любым трудностям и знаем, как быстро найти решение. Так что проект в Минске реализован без каких-либо проблем.



 Идти или нет? Однозначно, идти. Когда? В будний день, до обеда, когда меньше людей и будет возможность полного погружения. Пойду с сыном, сорву с уроков, однозначно на этой выставке он получит больше, чем в школе.
Вот такое страшное разочарование, обернувшееся полным очарованием.


Рецензии
Спасибо, Дина, за репортаж, он оказался интересным и поэтому, я считаю,удачным. С ув. ББ

Борис Бочаров   24.12.2015 09:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис, за прочтение)

Наталья Стрелкина   28.12.2015 10:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.