Мистика. 1 Быль или небыль?

     Вечером после ужина, когда все домашние дела сделаны, соседки, взяв шитьё или вязание, собирались в небольшой, но чистенькой и уютной хатке Анны. Она жила с двумя дочерьми и матерью.  Недавно Аня получила от уехавшего в командировку мужа  письмо, в котором он сообщил, что в семью не вернется, т. к. не в силах прокормить троих детей (Анна была беременна). Понимая, в каком она состоянии, соседки договорились не оставлять её вечерами одну  и  придумали такие посиделки. В этой тёплой компании за рукоделием женщины делились своими печалями и радостью, обсуждали успехи и трудности воспитания детей, домашние и огородные дела.  Когда эти темы исчерпаны, кто-нибудь обязательно просит:
  -  Шура, расскажи что-нибудь интересное.
      И Шура, непревзойденная рассказчица, начинала рассказ о том, как у них  в деревне жил колдун, который мог превращаться в филина и этот филин вдруг влетал в дома при закрытых дверях, садился на потолочную балку и, вцепившись когтями, висел вниз головой и слушал, о чём говорят собравшиеся. А потом,  уже в человеческом облике, он удивлял  односельчан знанием их секретов, пока не догадались, что это за филин.  Много неприятностей он доставлял односельчанам, особенно любил испортить праздничное настроение на свадьбах, угрожая неприятностями молодым.  И они происходили, если родители молодых не одаривали колдуна и не просили смиренно  пощадить молодых. Историй было множество, рассказчица умело разжигала интерес слушательниц и они просили её рассказать ещё и ещё, а то и повторить уже известную полюбившуюся историю. Засиживались допоздна.
       Увлеченные беседой и шуриными рассказами, они не замечали, что в закутке за комодом сидит с куклой и внимательно слушает шестилетняя Нина. А у той от этих историй замирало сердечко, она цепенела от страха, но с интересом слушала от начала до конца. А когда мама  провожала своих подруг и закрывала за ними дверь,  Нина, пока мама не видит, быстро ныряла под одеяло к спящим бабушке и младшей сестре, отворачивалась к стене, делая вид, что уже давно тут спит. Тесно прижавшись к бабушке, она успокаивалась, страх отступал и девочка засыпала.
Утром, когда  мама уходила на работу, а бабушка, вытопив печь и накормив девочек, садилась разрезать лоскуты  на ленточки, сшивать и сматывать их в клубки по цвету для будущих половиков, Ниночка подсаживалась к бабушке помочь ей: вдеть нитку в иголку,  наматывать клубки. За этой неспешной работой можно было спросить у бабушки всё, что интересовало.
   - Бабушка, а у вас в деревне были колдуны? Расскажи.
     И бабушка рассказывала, как однажды в деревню забежал волк и забился под лавку  в сенях одной избы. На заполошный крик хозяйки прибежал с вилами сосед, которого считали колдуном. Увидев волка, он отбросил вилы и остановил набежавших мужиков:
   - Хорош волк!  Дайте я с ним поговорю, - выставил всех на улицу и закрыл дверь. 
А спустя несколько минут вытолкнул незнакомого молодого парня:
   - Иди, иди, и чтоб я тебя больше никогда не видел. В следующий раз не пожалею.
И парень, сломя голову, побежал к лесу.
   -  Бабушка, а кто это был?
   -  Оборотень. Перекинулся в волка, да молодой, пропустил рассвет и не успел вернуться в человеческий облик. А наш колдун был сильный – вот он ему помог и отпустил – пожалел мальчишку.
   -  А мы можем превратиться в волка?
   -  Нет, мы же не оборотни, оборотнем надо родиться.
   -  А каких ещё оборотней ты видела?
   -  Видела одного - этого волка, а люди рассказывали про оборотней – ястребов,
      сов, летучих мышей, медведей.
   -  А это не сказки?
   -  Может, и сказки,  только и в сказках много правды. Вот ты думаешь, что
      русалки только в сказках живут, а я их видела.
   -  Где? Когда?
   -  На нашей Госомке. Я тогда ещё молодая была. Мы вечером боялись ходить на речку – нас предупреждали, что в темноте на берег выходят русалки и могут утащить в омут.  Если до темноты не наносишь воды для скота – хочешь-не хочешь, а надо идти на речку. Ну, мы тогда  собирались втроём-вчетвером и шли гурьбой за водой.  И видели  русалок. Они сидели на ракитах.  Нас не трогали, но следили молча  и давали нам набрать воды.
  -  А какие они?
  -  Обыкновенные.  Как люди, только волосы длинные до пят, они их укрывали
     вместо одежды.
  -  А затаскивали кого-нибудь в омут?
  -  Нет, нашу деревню Бог миловал.  А вот в Кабаличах двух хлопцев  утопили, перед войной, еще той, первой с немцами. Один коня повёл поить на речку ночью – конь прибежал один домой, а наутро  нашли утопленника.  А вскорости и второй также, только никто не мог понять, почему он один ночью пошёл к речке.
     В другой раз на просьбу рассказать что-нибудь еще про колдунов она рассказала:
   -  Ты уже знаешь, что у нас в деревне жил сильный колдун. Помнишь, как ён волка-оборотня прогнал? А однажды твой дед Миша с ним поссорился. Я уж и не помню из-за чего, да дед наш известный забияка, ён причину найдеть. И вот колдун ему пообещал: «Попомнишь меня!» Дед только посмеялся в ответ. А вскорости его пригласили в Кабаличи кумом – ребенка крестить. Он ушёл с утра.  Уже и скот накормили-напоили, и поужинали, а его всё нет. Решили, что он «перебрал» и остался ночевать у кабаличской родни. Легли спать. Среди ночи разбудил стук в окно, да такой, что я испугалась, как бы стёкла не выбили.  Открыла я дверь, а ён вбежал и сразу дверь на засов, а сам весь трусится. И рассказал:
   - Покрестили мы мальца, отпраздновали.  Я домой собрался, да по дороге встретил другого кума, он зазвал к себе. Угостились мы с ним еще раз, да засиделись до сумерек.  Не сказать, что я пьяный был, но и не тверёзый.  Иду, песню пою.  Спускаюся с горки – сзади по ногам – хрясь! Еле устоял. Оглянулся – мамочки! – огромное огненное колесо на меня катится.  Я отпрыгнул вправо – и оно вправо, я отступаю, а оно прямо на меня катится и жаром в лицо пышет, я побег, не разбирая дороги, а оно не отстаёть. Я к броду – а оно дорогу заслоняет, не даёт Госомку перейти и гонит меня вдоль речки. Жар от него нестерпимый.  Так и гнало бегом вдоль  берега до самого Глинищева, а потом назад.  Весь хмель из меня вышел. Я уже когда к броду подбегал, сообразил, откуда такая напасть и взмолился: «Ну прости меня, дурака, соседушка, виноват я был, прости!» И колесо упало, рассыпалось искрами и исчезло.  Вот, наконец, и до дома добрался. Глянь – рубаха вся от пота мокрая – столько километров пробежал без остановки.
     Бабушка не упустила возможности попенять ему на его задиристый характер, с чем он, на удивление, спорить не стал.
     В первый же приезд в деревню Нина решила переспросить у дедушки, так ли это было. Дедуля рассказал всё точь-в-точь так же.  Только добавил, что на следующий день он проходил мимо хаты колдуна, а тот стоял, будто  поджидая, и спросил: «Ну что, хочешь еще со мной потягаться?» А дед ответил: «Не-а, твоя взяла. Признаю».
 Вот такие полусказочные, полуправдивые рассказы настраивали пытливую девочку на то, что в мире много удивительного.  Оно встречалось и дальше, в юности, зрелости.  И не всему находилось рациональное объяснение.
    У каждого  в   жизни иногда случаются события, которые невозможно объяснить ни одним из известных законов природы или с точки зрения науки. И мы тогда делаем вывод : «Мистика!»

   


Рецензии
Напомнили.
В пионерском лагере нас вечерами вожатая вечерами будоражила подобными историями.
Будоражило.
И прививало начатки дисциплины и уважения к среде...

Солнца Г.И.   08.01.2023 17:47     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогое Солнышко! Очень приятно, что Вам понравился мой рассказ-воспоминание. Многое еще необъяснимо с точки зрения науки.
С теплом и наилучшими пожеланиями.

Елена Вознесенская   12.01.2023 23:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.