Непридуманная история

Владимира Соболева - http://www.proza.ru/avtor/sova20

По пустынной проселочной улице медленно брела пожилая женщина. Грязные спутанные волосы, давно не знавшие расчески и шампуня, обрамляли ее морщинистое изможденное лицо. Глаза женщины были пустыми и безжизненными. Рваное, испачканное пальто, было ей велико и мешком висело на тщедушном теле. Она шла с трудом, словно робот, переставляя ноги, обутые в сильно изношенные ботинки.
 
Тот, кто не знал историю этой женщины, мог бы подумать, что это очередная алкоголичка.  Их так много появилось в последнее время, что люди даже не обращают на них внимание. Просто ускоряя шаг, проходят мимо с выражением брезгливости и презрения на лице.

Когда-то эту женщину звали Нина, Ниночка. Иногда ей казалось, что это было в другой жизни. А может быть и вовсе не с ней? В памяти порой всплывал образ высокой, статной, красивой девушки с длинными густыми волосами цвета спелой пшеницы. Скольким парням она разбила сердце, теперь уже и не упомнишь. Только один из них пришелся ей по сердцу. Она пронесла свою любовь к нему через всю свою жизнь… Нина отчетливо помнила, их первую встречу. Как она, еще молодой девчонкой, садится в общественный транспорт, чтобы доехать домой с работы. К ней подходит кондуктор, и Нина с ужасом обнаруживает, что кошелек пропал. Вместо того чтобы войти в ее положение, кондуктор начинает ругаться и стыдить ее на весь трамвай. Ниночка стоит вся пунцовая со слезами обиды на глазах и ждет не дождется следующей остановки, чтобы сбежать…  Но трамвай, как назло, едет очень медленно.  Тут к ним подходит парень в военной форме, в шутливой форме обрывает злую тираду кондуктора и оплачивает за нее билет. Она с благодарностью и чувством облегчения смотрит на молодого человека. Это и был ее дорогой Валера.

Когда Нина вышла на своей остановке и направилась домой, он догнал ее и предложил прогуляться в ближайшем сквере. Обычно девушка отклоняла подобные просьбы, но  отказать своему спасителю она не смогла. Молодые люди долго бродили по аллеям. Валера много рассказывал о себе. Нина с интересом его слушала. Но больше всего ей нравились его зеленые глаза, такие красивые, с озорными морщинками на уголках, когда он улыбался и смеялся.

Они встречались несколько месяцев. Нина радостно бежала на свидание со своим Валеркой. Девчонки на работе с завистью смотрели на статного парня в военной форме, который часто встречал ее у входа с букетом цветов. Однажды Валера пришел к ней домой грустный и уставший, рассказал, что его часть переводят в другой город за тысячу километров отсюда. Нину от этой новости точно кто обухом по голове ударил. Земля ушла из-под ног, и если бы рядом не было стула, то она бы упала. Слезы навернулись у нее на глазах. Нина представила, как её жизнь станет пустой и бессмысленной без этих зеленых глаз и этой озорной улыбки. Она от горя полностью ушла в себя и не сразу заметила, что Валера опустился на одно колено. Молодой человек достал из кармана маленькую красную коробочку и открыл ее. Внутри было золотое колечко.

- Выходи за меня замуж, - тихо произнес он.

У Нины слезы отчаянья, тут же сменились слезами радости.

- Я согласна, - срывающимся голосом ответила она.

***   ***   ***

Жизнь военной жены трудно назвать простой и безоблачной: постоянные переезды, неустроенный быт, порой приходилось даже ночевать в казарме. Но все эти жизненные перипетии она переносила стойко и даже с юмором. Главное, что с ней рядом был Валера: такой сильный и надежный, словно каменная стена, и, одновременно, нежный, любящий и заботливый.

Через год у них родился сын, Алешка. Муж, как мог, помогал молодой жене. Умудрялся в обед прибежать со службы, поесть, а заодно и постирать пелёнки малыша. Жили они душа в душу.

Вскоре им дали квартиру, маленькую однокомнатную, но сколько было радости, даже не передать! Теперь у них был собственный угол. Нина, как могла в условиях дефицита, обустроила их семейное гнездышко, тут было чисто и уютно. Она с улыбкой встречала мужа с работы. Они ужинали и вместе с маленьким сыном шли гулять.

Она запомнила этот день до мелочей. С самого утра все валилось из рук. Алешка капризничал и не слезал с рук. На сердце скребли кошки. Ощущение надвигающейся неотвратимой беды было почти осязаемым. Валера пришел поздно. Молча сел за стол и ел без аппетита.  Нина, затаив дыхание, наблюдала за своим мужем. Он долго ковырял вилкой в картофельном пюре, погруженный в свои мысли, а потом произнес:

- Нашу роту отправляют в Афганистан.

Сердце Нины оборвалось. Алешка заплакал в кроватке, и она побежала к сыну.

***   ***   ***

Прощание было не долгим. Ниночка с малышом на руках стояла на перроне. Валера храбрился, шутил и улыбался. Только вот улыбка была грустной. Он обещал Алешке, что вернется с медалью и привезет ему много гостинцев.  А Нина про себя подумала тогда: «Главное, чтобы вернулся! Вернулся живым!» Муж в последний раз обнял и поцеловал ее. Взял на руки сынишку и несколько раз подбросил его в воздух. Алешка весело смеялся. Она запомнила Валеру именно таким: с сыном на руках.

Ожидание ей казалось бесконечным. Дни без мужа тянулись медленно. Каждый раз, когда звонил телефон или раздавался звонок в дверь, она вздрагивала. Письма от Валеры приходили не часто, и каждый раз это был для нее праздник. В последнем письме муж сообщал, что время его службы в Афганистане подходит к концу и к новому году он приедет домой. Нина считала дни до приезда Валеры, зачеркивая их красной ручкой в календаре. До нового года оставалась всего неделя, когда раздался звонок в дверь. Она открыла ее, на пороге стоял почтальон. Сердце женщины тревожно забилось. Она трясущимися, плохо слушающимися руками вскрыла, протянутое ей письмо. Нина и сейчас помнит его строки:

«… Ваш муж погиб смертью героя, закрыв своим телом гранату, брошенную моджахедом в ротную палатку. Он спас жизнь шестнадцати своим сослуживцам…»

Рыдая она, сползла по стене, у нее началась истерика. Услышав ее плач, в комнате разревелся Алешка.

Нина плохо помнила, что происходило потом. В памяти сохранились лишь обрывки воспоминаний. Слова сожаления и предложения помощи от друзей, знакомых и коллег мужа. Цинковый гроб, который опускают в могилу. Как она зачерпывает ладонью пригоршню земли и бросает на крышку домовины. Как кладбищенскую тишину пронзают звуки трехкратного салюта. Потом Нина возвращается в опустевшую без мужа квартиру, и к ней приходит осознание того,  что его больше нет. Он уже никогда не откроет дверь и не окажется на пороге их квартиры. Никогда не обнимет и не поцелует ее. Она никогда больше не увидит этих зеленых глаз…  Нина не жила, а просто существовала, как робот выполняла повседневные дела. Со временем боль притупилась, но не утихла.

Женщина стала жить ради сына. Она работала на двух работах, чтобы он ни в чем не нуждался. Нина вложила в него душу и всю ту любовь, которая осталась нерастраченной. Алешка стал подавать большие надежды: ему хорошо давались точные науки, он побеждал на городских и краевых олимпиадах, имел разряд по шахматам. Мальчик рос добрым и отзывчивым, и таким же смелым и сильным как его отец. Алексей окончил школу с золотой медалью и собирался поступить в университет. Но в лихие девяностые знания не котировались, зато деньги и связи решали все! И ее талантливый сын вместо университета попал в армию. Нина с тяжелым сердцем провожала Алешку с того же перрона, что и семнадцать лет назад своего мужа. Перед глазами стояла картина из прошлого: как Валера подбрасывает маленького сынишку, а тот заливается от смеха…

Нина себя убеждала, что все будет хорошо. Что сын отслужит и вернется домой. Он же не на войну уехал! Но плохое предчувствие, словно щупальца спрута, опутало ее сердце и не отпускало. Письма от Алешки приходили каждую неделю. И были для нее как глоток свежего воздуха. В них он с юмором описывал солдатские будни и никогда не жаловался. Он знал, что ей и так тяжело!

Только потом она случайно узнала, что спустя три месяца после присяги, роту ее сына построили на плацу, сказали несколько высокопарных фраз о родине и долге перед ней каждого гражданина, а затем предложили поехать воевать на Кавказ.

- Кто не хочет, может отказаться! Нужно просто выйти из строя! - сказал тогда командир.

Никто не хотел выглядеть трусом, в том числе и Алешка. И ни один из их роты так и не сделал этот спасительный шаг, шаг в ту жизнь, которая могла бы быть у них. Родные так и не дождались своих мальчишек. Зеленых, желторотых юнцов бросили в самую гущу военных действий. Это не был бой, это была бойня! Они сначала и не поняли, что все происходит по настоящему, что либо ты убьешь, либо тебя! Как это трудно первый раз убить человека. А когда пришло осознание действительности, было слишком поздно. Они стали просто «пушечным мясом». А кто и когда с ним считался? Разве его воспринимают всерьез? Погибли все до единого солдата из его роты.

Когда Нина не получила очередного письма, которые приходили как по расписанию, тревога закралась в ее сердце. И с каждым днем она все больше нарастала, пока не превратилась в отчаянье. Прошло две недели, а весточки от сына так и не было. Она в очередной раз вернулась с работы домой, проверила почтовый ящик, который оказался пустым, и поднялась к себе в квартиру. Около двери её ждал почтальон. Он протянул ей конверт. Сердце Нины заныло тупой болью от предчувствия. Она с трудом открыла письмо негнущимися пальцами. Пробежала глазами вторую в своей жизни похоронку и завыла от безысходности и бессилия.  Слезы градом катились из глаз. Ей хотелось кричать, но не было сил.  Разве ее муж не отдал долг родине сполна? Она воспитывала своего мальчика, единственного родного для нее человека на этой проклятой земле! Работала не покладая рук! В то время, когда они нуждались, государство не интересовалось их судьбой... Где оно было, когда ее мальчик два года ходил в рваных сапогах? Или когда кроме хлеба и постного масла, другой еды в доме не было?  Но как только Алешке исполнилось восемнадцать лет, оно вспомнило о нем, использовав жизнь ее кровиночки, как разменную монету… Разум Нины не выдержал и она сошла с ума. Порой ее можно встретить бредущую по проселочной дороге, в глазах пустота и обреченность. Она выглядит потерянной и никому не нужной.


Рецензии