Встреча с бобрами. Рыбаки и рыбалка

     Озеро Песковатое – самое дальнее от нашего села. Расположено оно в восьми километрах западнее села и является старицей Дона. По размерам оно небольшое – метров 700 в длину и с наибольшей шириной до 200 метров. В летний период глубина озера от 1,5 до 3,0 метров. Во время весеннего разлива Дона озеро затапливается паводковыми водами, очищается и оздоровляется. Но такое, к сожалению, в последнее время бывает ни каждый год. Сейчас Дон разливается редко, и озеро Песковатое по 5-8 лет не затапливается, а, следовательно, не промывается и не оздоровляется. Летом берега озера зарастают рогозом, кугой и камышом. Озеро сильно мелеет, и отдельные затоны покрываются ряской и густой подводной растительностью. Центральная часть озера всегда чистая и в отдельных местах, ближе к берегу, покрыта островками лилий и кувшинок, встречается здесь и водяной орех-чилим, называемый по-местному «колюшком» за свою звёздообразную с острыми шипами форму. С юга и запада к озеру вплотную подходит густой Хохлацкий лес, отделяющий озеро от Дона, находящегося не более чем в километре. На севере и востоке прямо от берегов озера начинается большая лесная поляна, называемая Титовой. До революции здесь были сенокосные угодья сельской церкви. Рассказывают, что поляна получила своё название от имени одного из священников, жившего когда-то в селе. После коллективизации сенокосные угодья на поляне принадлежат колхозу. На западе за поляной простирается всё тот же Хохлацкий лес, через который идёт труднопроезжая дорога до паромной переправы через Дон в село Подгорное, расположенное в трёх километрах.
     Озеро Песковатое очень красиво и великолепно вписывается в лесо-полянный пейзаж. В нём много водится всякой рыбы – караси, лещи, лини, щуки, окуни, краснопёрки и другая более мелкая рыба. Раньше в озере в изобилии водились и раки. В прибрежных камышовых зарослях водятся кабаны, вьют свои гнёзда дикие утки, а в обрывистом южном лесном берегу встречаются поселения бобров.
     Я люблю ездить на рыбалку на озеро Песковатое. Ловлю я на озере поплавковой удочкой карасей или краснопёрок. Это совершенно разные виды рыб и их надо ловить тоже по-разному – карася с глубины, долго выжидая поклёвки, а краснопёрку с полводы быстро и осторожно.
     Однажды, как-то в августе, поехал я рано утром на озеро Песковатое ловить карасей. Подъехав тихо к озеру, я заглушил мотор автомашины, достал из багажника надувную резиновую лодку и рыболовные снасти, стал готовиться к рыбалке. Начиналось прекрасное утро. Ещё не совсем рассвело и до восхода солнца оставалось не более получаса. Над озером стоял молочно-белый туман, и вода дымилась тонкими белыми струйками. Проснувшиеся лесные птицы пели и щебетали на разных голосах. У озера, где я остановился, ещё тлели угли в оставленном кем-то с вечера костре. Надоедливые комары больно жалили и не давали покоя.
     Тихо отчалив от северного берега озера, я направил свою маленькую резиновую лодку к южному берегу озера, менее заросшему и более глубокому, чтобы там причалить и найти хорошее место для ловли карасей. Вскоре я такое место нашёл – это была узкая протока в кувшинках, идущая от берега, где были навалены беспорядочно деревья, к чистой поверхности озера. Закрепив лодку в кувшинках, я забросил пару удочек, предварительно прикормив место макухой, и стал ждать поклёвки.
     Уже стало заметно светлее, в центре озера плескалась крупная рыба, в камышах тоже что-то ворочалось и плескалось – то ли утки, то ли караси, а в месте подкормки стали плескаться многочисленные мелкие рыбёшки. Карась пока не клевал. Туман постепенно рассеивался.
     Вдруг, по протоке на небольшой глубине что-то проплыло от берега в озеро – я подумал, что это или крупная щука или большой карась. Но не успел я всё хорошо продумать, как метрах в пяти от меня на водной глади озера что-то чёрное и крупное подпрыгнуло и быстро ушло в воду, резко ударив по воде широким и острым, как меч, хвостом. Я вздрогнул и в первые минуты даже не мог сообразить, что бы это могло быть. По протоке в сторону озера проплыло на глубине под водой второе существо, слегка задев одну из моих удочек. Тут меня и осенило – да, ведь это же бобры! Оказалось, что я пристроился ловить карасей на бобровой дороге от норы к озеру. Я перепугался и стал быстро сматывать удочки. Опасность состояла в том, что стоило бобру своим острым хвостом зацепить мою резиновую лодку, и я бы вместе со всем своим рыболовным скарбом быстро пошёл бы под воду, а глубина здесь была не менее двух метров. Ещё не известно, чем бы всё это кончилось.
     Я успел во время отплыть от опасного места, перебраться на северный берег озера, и продолжить там ловлю карасей. Здесь места были безопасными. С первыми лучами восходящего солнца караси начали клевать. В это тихое солнечное летнее утро караси ловились хорошо. Но в ожидании поклёвки, я всё время поглядывал на южный берег озера, где ещё долго продолжали резвиться бобры.


Рецензии