Проверка на бдительность

                (Из серии – армейские зарисовки)

         Моя служба проходила в Восточном пограничном  округе с 1973-по 1976 годы.  Войсковая часть находилась в Киргизии, в городе Нарын. Первые дни службы, а это было на протяжении двух с половиной месяцев, мы изучали особенности несения пограничной службы. Курс, включал в себя очень много. Специальная подготовка. Изучение различного вида документов на предмет их подлинности. Ориентация на местности, Следопытство и ещё очень много изучалось из тонкостей и нюансов, которые необходимы на границе. Так как я был призван в армию  водителем, для нас дополнительно, были организованы курсы по  особенностям вождения автомобильного транспорта в условиях высокогорья и сложных погодных условий. 
       Первый год я отслужил в самой части, а на втором году, меня направили в горы, на границу. Там, на высоте 3260 метров над уровнем моря, наше строительное подразделение строило новую пограничную заставу. Местечко это называлось Кок Айгыр, что в переводе с киргизского означало – Розовый жеребёнок. В мои обязанности входили следующие атрибуты службы – подвозить речную воду на строительный объект, подвозить строительный бетон и растворы на стройку, получение с соседней заставы продуктов питания и перевозка военнослужащих. В периоды селевых потоков, которые довольно таки были частыми у нас в горах, мне приходилось ночь в полночь выезжать на приграничную трассу и сопровождать транспорт. Мой автомобиль был с полным приводом, и поэтому приходилось брать автомобили на буксир и сопровождать их до более сносных участков трассы. Так что служба моя была беспокойной и в то же время интересной. В выходные дни было более спокойно и можно было немного расслабиться.
       К нам прибыл новый командир взвода, таджик по национальности, лейтенант Джафаров. Он только что отучился в  строительном институте, и  военная кафедра обязывала его отдать год службы Советской армии. На кафедре преподавались общевойсковые дисциплины, поэтому знаний несения пограничной службы у него  абсолютно не было ни каких, и был он в этом вопросе абсолютным дилетантом.
     Как то в один из очередных выходных дней мы, группа военнослужащих, уговорили нашего лейтенанта прокатиться до ближайшего культурно – делового центра (далее по тексту КДЦ). Так назывались небольшие поселения вдоль приграничной зоны. В них, как правило, находилось несколько жилых домиков, фельдшерский пункт и в обязательном порядке магазинчик со смешанными товарами. Ассортимент товаров был приличным и всегда имелся дефицитный товар. До ближайшего пункта было 42 километра. До следующего ещё 20. Всего 62 километра, разве это расстояние для моего военного автомобиля ГАЗ 66. И мы, во главе с командиром, рванули до дальней точки. Сделав необходимые покупки, мы направились в обратный путь. Но на этом пути, нас подстерегали испытания, которые я запомнил на всю жизнь.
     «Вахитов» – так звал меня лейтенант -  «Притормози. Видишь, парочка голосует». Я остановился. Мой горе сосед по кабине, обмолвился с парочкой  двумя словами и разрешил им доехать попутно, до ближайшего культурно делового центра.  Немного отъехали, и я поинтересовался, проверил ли он у молодой парочки документы. Недоумённым взглядом он посмотрел на меня и вымолвил – «А зачем?». Пришлось объяснить офицеру Джафарову, что нахождение посторонних лиц в пограничной зоне, является нарушением границы со всеми вытекающими последствиями. Моё наставление подействовало. Автомобиль был остановлен и были потребованы документы для проверки. У случайных попутчиков, а это были молодая женщина лет 30 и молодой мужчина, лет 2, оказалось всего два документа. Это паспорт, на имя женщины и командировочное удостоверение.  Из удостоверения явствовало, что группа из двух человек, включая эту пару, откомандировано Фрунзенским исследовательским институтом на метеорологическую точку данного района. Паспорта на руках мужчины не оказалось. Внимательно проверив документы, у меня не осталось доли сомнения в их фальсификации.  Вернув документы, мы продолжили свой путь. По дороге я разъяснил лейтенанту о своих выводах и потребовал немедленно сообщить на ближайшую заставу о факте нарушения государственной границы. Он отмахнулся от меня, как от назойливой мухи.
      По просьбе из кузова об остановке, мы высадили «нарушителей» и направились в расположение своей заставы. Оставалось ехать ещё километров 20. Я всё это время ворчал и чертыхался. Не выдержав моего занудства, или поняв свою ошибку, он потребовал остановиться у ближайшего разъёма микротелефонной связи. Что и было сделано. Доложив об обстоятельствах инцидента на ближайшую заставу он бледный и какой то- растерянный вернулся и уселся в кабину. «Ну, вот и хана пришла нам с тобой Вахитов. Вот это влипли, так влипли» - сказал он. Оказалось, что местные жители того поселения, где мы высадили наших попутчиков, проверив у них документы немедленно сдали их пограничному наряду.
    Прошла всего одна неделя, и нас вместе с лейтенантом вызвали в часть, для дачи показаний в особый отдел. Ближе к вечеру было объявлено общее построение всего личного состава. На нём, командир части объявил о том, что по всему периметру вверенной ему территории, военными специалистами округа и главного Управления КГБ, была проведена масштабная проверка на бдительность. В ходе проверки, личный состав показал в основном удовлетворительные результаты. Наиболее отличившимся пограничникам он вручил знаки воинского отличия, «Отличный пограничник 1 и 2 степени». Двум военнослужащим был объявлен краткосрочный отпуск на 10 дней на Родину. И наконец, в заключении, перед строем были поставлены мы с моим лейтенантом.
     Что было высказано в наш адрес, пересказывать не буду. Мне было стыдно перед своими товарищами и обидно до слёз от такой нелепости.
     Возвращаясь назад на свою заставу, я всю дорогу молчал, а мой «лейтенантик» всё приговаривал. « Ну, теперь Вахитов мы с тобою всех шпионов изловим. Не горюй».
До демобилизации мне оставалось всего полгода.  «Шпионы»  больше не попадались.


Рецензии